Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Почему «Девушка с жемчужной сережкой» стала одна из самых известных картин в мире

Почему «Девушка с жемчужной сережкой» стала одна из самых известных картин в мире


24-10-2024, 20:01 | Политика / Размышления о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (1 412)



Почему одни картины становятся мировыми шедеврами, вызывая паломничества любителей искусства, а другие, не уступающие им в мастерстве, остаются в тени? Художественная галерея Гааги «Маурицхёйс» провела собственное исследование. Изучив «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, ученые пришли к ряду любопытных выводов.

Оказывается, секрет её привлекательности основан на уникальном неврологическом феномене: портрет построен таким образом, что затягивает зрителя в так называемую «петлю внимания».



Инновационное исследование



Совсем недавно художественная галерея Гааги «Маурицхейс» изучила самые известные картины, находящиеся в своей коллекции, с точки зрения неврологии. Для междисциплинарного исследования были избраны знакомые всем полотна: «Девушка с жемчужной сережкой» и «Вид Делфта» Яна Вермеера, «Автопортрет» Рембрандта 1669 года, «Урок анатомии» кисти того же художника и «Скрипач» Вана Хонтхрста.

Руководство галереи поручило проведение исследования одной из ведущих независимых организаций, работающих в области изучения человеческой нервной системы. Главным принципом работы была научная обоснованность и достоверность каждого вывода. Среди участников эксперимента были выдающиеся специалисты: профессор Виктор Ламме, доктор Х. Стивен Шолте и Андриес ван дер Лей, все они также преподают в Университете Амстердама. В качестве консультанта выступила Лизелор Тиссен из Лейденского университета и Технического университета Делфта, исследовавшая, как 3D-воспроизведения способны углубить восприятие "Девушки с жемчужной сережкой" и обогатить музейный опыт. Это исследование стало логичным продолжением ее работы.


Ян Вермеер. Вид Делфта. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Ян Вермеер. Вид Делфта.


Исследование состояло из двух этапов. Вначале десять участников, облаченные в электроэнцефалографические аппараты и отслеживающие взгляды устройства, прошли по специально выбранному маршруту в Маурицхейсе, где их ожидала "Девушка" и четыре других шедевра. Затем им предложили рассмотреть репродукции полотен из библиотеки галереи, продолжая отслеживать реакцию их мозга на увиденное. Десять других участников, наоборот, сначала увидели эти воспроизведения, а затем отправились по музею.

На втором этапе 20 респондентов прошли магнитно-резонансное сканирование головного мозга в Университете Амстердама, которое анализировало состояние их мозга во время рассмотрения репродукции все тех же пяти картин из коллекции галереи.


Рембрандт. Урок Анатомия доктора Тульпа. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Рембрандт. Урок Анатомия доктора Тульпа.


К каким же выводам пришли исследователи?

Одним из самых главных итогов стал следующий: оказывается, что эмоциональный отклик зрителя в десять раз сильнее, когда он оказывается лицом к лицу с картиной в музее. Исследователи полагают, что это свидетельствует о том, что созерцание произведений искусства вызывает глубокие эмоциональные отклики, на которые значительное влияние оказывают детали окружения — рама, освещение и другие нюансы.

Вера Карассо, директор Ассоциации музеев Нидерландов: «Мы живем в такое время, когда все чаще сталкиваемся с копиями и интерпретациями реальности. Вы можете подумать, что из-за этого настоящее, неподдельное искусство или предметы становятся менее важными, но верно и обратное: настоящее на самом деле становится более важным. Встреча с настоящим произведением искусства гораздо более интенсивна, чем с копией. Как замечательно, что этот эффект теперь научно доказан и его можно наблюдать в деятельности мозга. Результаты этого нового исследования важны и актуальны для всего музейного сектора».


Тайна девушки с жемчужной сережкой



Однако «Девушка с жемчужной сережкой» бесспорно завладела наибольшим вниманием среди всех исследуемых картин, словно магнит, притягивающий взгляды и сердца зрителей. Почему же это произошло?


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой.


Действительно, этот портрет является далеко не единственным портретным образом, созданным Яном Вермеером. Более того, эта девушка не являлась не только членом какой-либо семьи, обладающей политической властью, но, скорее всего, не принадлежала к очень знатной или богатой фамилии.
Все дело в композиции и в выразительных средствах, которые выбрал Ян Вермеер.

Во-первых, художник, который обычно писал женщин, занимающихся своими делами, пишет девушку с жемчужной сережкой таким образом, что кажется, будто бы она повернулась специально для того, чтобы посмотреть нам в глаза. Этот прием всегда притягивал внимание зрителя в связи с человеческой психологией: нам кажется, словно еще немного – и герой картины обратится к нам с каким-то вопросом или важной фразой.

Этим композиционным приемом пользовались самые выдающиеся художники. Среди прочих, например, Амброджо Лоренцетти, который внес небольшие, но значительные изменения в трактовку византийской иконографии Богоматери, кормящей младенца. Малыш смотрит на зрителя через плечо, но прямо в глаза, словно приглашая подойти и узнать что-то, что известно только ему одному.


Амброджо Лоренцетти. Мадонна, кормящая младенца. Фрагмент / Фото: magisteria.ru
Амброджо Лоренцетти. Мадонна, кормящая младенца.


Однако Ян Вермеер идет дальше и создает художественный эффект, который исследователи назвали «устойчивая петля внимания». Он делает фокус не только на глазах, но также на губах и большой жемчужине, размывая остальные детали и не прописывая их настолько подробно и ясно. Бросив взгляд на богатое украшение, зритель тут же переводит внимание на лицо, замечая смотрящие прямо на него глаза и выразительный рот, а затем вновь возвращаясь к сережке.

Этот удивительный феномен заставляет посетителей задерживаться перед картиной дольше, чем перед любым другим произведением в исследовании Маурицхейса. Лишь «Девушка с жемчужной сережкой» обладает такой уникальной способностью очаровывать и увлекать, уводя в мир загадок и эмоций.


Визуализация эффекта устойчивой петли внимания / Фото: mauritshuis.nl
Визуализация эффекта устойчивой петли внимания


Ещё одним неожиданным результатов нейрологического исследования, касающегося этой картины, является тот факт, что, когда человек смотрит на изображенную девушку, наиболее стимулируемой частью его мозга является предклинье. Он участвует в самоощущении человека, саморефлексии и эпизодических воспоминаниях. Интересно, что показания по этому исследованию для знаменитого произведения Вермеера оказались значительно более значимыми и высокими по сравнению с четырьмя другими картинами из коллекции галереи, которые были изучены аналогичным образом.

Мартин де Манник, соучредитель и бизнес-разработчик Neurensics: «Это было самое особенное задание для нас за последние годы. Возможность увидеть эффект от знаменитой картины, подобной "Девушка", была уникальным опытом для наших ученых. То, что Девушка особенная, было предсказуемо. Но вопрос «почему» также стал для нас сюрпризом. Обнаруженная устойчивая петля внимания является фактическим объяснением различных мнений людей о том, какого внимания требует от нас эта девушка. Впечатление, которое усиливается, когда работой восхищаются в музее».


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit



Источник: masterok.livejournal.com.

Рейтинг публикации:

Нравится9



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map