1. Согласно известному мифу, пирамиды в Древнем Египте строили рабы (так об этом писали советские учебники). В действительности, рабство в стране фараонов было явлением достаточно ограниченным, а пирамиды и прочие монументальные сооружения, как правило, строили специалисты-строители, также к работам сезонно могло привлекаться обычное население – крестьяне-земледельцы и городские-ремесленники. Причём условия труда египетских строителей были крайне далеки от рабских (ссылка):
Заболела мама… Ужалил скорпион… Варил пиво… Выпивал с друзьями… Подрался с женой. Всё это уважительные причины, позволявшие древнему египтянину не ходить на работу. <…>
Египтологам известно, что рабочая неделя («декада») у египтян длилась 10 дней, 2 из которых были выходными. <…>
Список включает имена 40 работников некрополя – часть этих имен встречается и в других документах, связанных с посёлком. В некоторых случаях места в строке не хватало, писец переносил запись на другую строку и писал на свободном месте; делал он и ошибки, и помарки, и всё же египтологам удалось расшифровать большую часть документа. Судя по всему, автор составил список в определенном порядке: самым последним с обеих сторон стоит имя с максимальным числом отгулов. Некоторые отгулы длились больше одного дня, тогда причина писалась только над первой датой, а затем рисовался значок «то же самое».
Вероятно, список этот составлялся в конце года, и в него перенесли сведения из повседневных записей, делавшихся писцом рабочей бригады по мере необходимости. Исходя из отработанных дней, рассчитывалось жалование. Надо сказать, что в руках у египтологов уже имелись находки подобных ежедневных записок, так что им было на что опереться при анализе документа.
И этот анализ даёт некоторые поразительные сведения! Например, встречается множество периодов, в которые ни один работник не брал выходного. Некоторые недели-декады вообще никак не отражены в журнале. Неужели в эти дни ни один рабочий не болел и не отсутствовал по иным причинам? Автор анализа текста - голландский египтолог Jac. J. Janssen (его статья вышла в 1980 году) делает вывод: скорее всего, в эти периоды не работал вообще никто. Это действительно похоже на правду. Например, мы видим, что в течение 3 дней больны два работника; затем идет пустая декада, а потом вдруг снова больны те же двое; они не приходят на работу два дня, затем опять следует пустая декада, и снова один из болевших отсутствует по болезни. Логичным кажется, что на самом деле работники болели всё это время, т.е. более двадцати суток, но большую часть дней их не отмечали, поскольку не работал никто.
Вот это жизнь! Конечно, известно, что значительную часть года в Древнем Египте занимали различные религиозные праздники, во время которых работать не полагалось. Но чтобы всё было настолько запущено… Подсчет показал, что из 280 дней, охваченных журналом, рабочими были не более 70.
Да ну не может быть! Это какая-то ошибка. Но из других документов, датируемых правлением Сети II, следует, что выходные могли составлять больше половины периода, охватываемого отчётом.
Кроме того, в журнале 8 раз упоминаются работы «для писца», в том числе уточняется, что некий работник для писца «переносил камни». <…>
Похоже, рабочие могли брать себе выходной и для личных работ по хозяйству: один занимался строительством своего дома, другой «снимал дверь», еще один рабочий «строил свою стену».
А вот особенно примечательная причина: отсутствие по случаю пьянки (в оригинальной статье «drinking party»). Например, один работник отмечал какой-то свой праздник, и двое других пили вместе с ним, поэтому отсутствовали на работе два дня. <…>
Судя по всему, на таких праздниках, посвященных какому-нибудь божеству («пир в честь Хатхор») пиво пили и вместе веселились как мужчины, так и женщины. Но для организации попойки нужно заранее сварить пиво – и это следующая распространенная причина неявки на работу. В журнале приготовление пива упомянуто 16 раз, при этом один раз рабочий так увлекся процессом, что отсутствовал на работе два дня.
Надо уточнить, что обычное пивоварение в поселке было функцией женщин, и занимались этим постоянно, поскольку пиво являлось народным напитком №1, а хранилось оно недолго. Здесь же речь, видимо, идет о церемониальном пивоварении в рамках подготовки к религиозному празднику – и тогда в роли пивоваров выступали мужчины. В некоторых случаях в описании причины есть уточнение: «Приготовление пива для Хатхор», причем занималась этим сразу группа мужчин.
Ну, раз заговорили про религиозные праздники, то добавим, что помимо возлияний, исполнялись другие важные ритуалы. Например, жертвоприношения различным богам – а их было немало. Это тоже, конечно, было достойным поводом не ходить на работу.
Наконец, еще одна группа причин, которая ни разу не встречается в нашем журнале, но упоминается в других остраконах – это «побои». Видимо, пострадав в результате драки, работник мог отсидеться дома, и начальство относилось к этому с пониманием. С кем не бывает! Особенно примечателен один такой случай: в нем уточняется, что мужчина подрался со своей женой (и, видимо, всё закончилось для него плачевно).
Речь идёт о 13 веке до нашей эры, строители вяло строят гробницу фараона Рамзеса II Великого. Это времена последнего расцвета Древнеегипетской державы, когда Египет ещё контролировал значительные территории в Азии и часто вёл внешние войны, то есть с притоком рабов-пленников в страну дела должны были обстоять стабильно.
Опять же, рабство в Древнем Египте, безусловно, имело место: в исторических источниках многократно зафиксированы домашние слуги-рабы. Однако большинство населения не могло себе позволить иметь рабов, при этом сами обычные египтяне в массе своей рабами явно не были.
Имеющиеся у нас сведения о трудовых отношениях в Древнем Египте говорят скорее о том, что местное население имело статус навроде средневековых крестьян: люди работали в основном сами на себя, но платили налоги государству и обязаны были нести трудовые повинности – то есть их могли мобилизовать на общественные работы, включая сельское хозяйство, строительство и добычу камня в карьерах (ссылка).
2. Картинка с американского интернет-форума Реддит. Американцы недовольны тем, что платят налогов больше, чем древние египтяне:
2500 лет до нашей эры. Книга Бытия, глава 47 Рабы, которыми владел фараон, были обязаны платить ему 20% от своего дохода (собранного урожая).
2023 год нашей эры. Медианный налогоплательщик в США платит 24,8% налога на доход, а также 7,65% обязательных страховых взносов. Помимо налогов на доход, он платит с продаж, налог на недвижимость, налог на бензин и много других налогов и пошлин.
3. Рассказ русского туриста о разочаровавшем его посещении египетских пирамид (ссылка):
Перед поездкой мы изучали информацию о стране и смотрели видео на «Ютубе». Оказалось, чтобы выехать из курортной зоны на Синайском полуострове в Каир к пирамидам, нужна виза. Ее выдают по прилете. Мы заплатили 50 $? (4545 ?) на двоих в аэропорту Шарм-эш-Шейха и получили наклейки в загранпаспорта.
Цены в рублях пересчитываются по актуальному курсу каждый раз, когда вы открываете страницу Были уверены, что сделали все правильно, но на встрече с отельным гидом вскрылись нюансы. Когда мы сказали, что хотим купить экскурсию, и показали паспорта, выяснилось, что наклеек для выезда с полуострова недостаточно. Сверху должны стоять штампы. По сути, мы заплатили за фантики.
Гид не смог или не захотел нам помочь. Мы решили сходить к продавцам экскурсий, которые предлагали услуги за пределами отеля. Подумали, что люди, работающие на себя, будут более мотивированы найти решение проблемы. Так и получилось. Первый же человек, к которому мы обратились, позвонил кому-то и выяснил, как нам быть.
Оказалось, бесплатно поставить штампы можно в миграционной службе. Продавец на следующий день организовал нам туда такси. Мы воспрянули духом: дорога к пирамидам была открыта. За экскурсию на двоих отдали около 15 000 ?. <…>
Гида в поездке по пустыне не было, он там и не нужен, так как смотреть не на что. Это ещё одна причина, по которой поездка была утомительной, — чрезвычайно скучные пейзажи. <…>
На парковке прослушали инструктаж гида, как не потеряться. Отстояли очередь на проходной. Туристов было много, образовалась небольшая давка.
Атмосфера у пирамид разочаровала сразу: никакой сакральности. Толпы народа ходили взад-вперед. Кое-где валялся мусор: пустые бутылки, упаковки. Приходилось внимательно смотреть под ноги, потому что повсюду были верблюжьи фекалии. Полно зевак из числа местных, некоторые подбегали и предлагали показать место, откуда получатся хорошие фото. Естественно, не бесплатно.
На территории комплекса три пирамиды. Гид подвел нас к каждой, затем — к сфинксу. Что-то рассказывал, потом дал полчаса погулять самостоятельно. За отдельную плату можно было зайти внутрь пирамиды, но мы не стали: судя по видео на «Ютубе», там ничего интересного.
Проникнуться мыслью о том, что это место, где бывали Александр Македонский, Клеопатра, Юлий Цезарь и прочие сильные мира сего, не удалось. Сказались общая усталость от длительной поездки, обилие туристов и местных разводил, а также верблюжьих фекалий. Интересно, но не «вау!».
Думаю, ожидания не совпали с реальностью, потому что пирамиды находятся в черте Каира. Там такая же атмосфера, как в городе: шумно, суетно, грязно. Возможно, будь они где-нибудь посреди пустыни, мы бы получили совсем другой опыт пребывания в историческом месте.
Садились в автобусы, когда уже смеркалось. В общей сложности пробыли на территории комплекса около трёх часов — этого достаточно, чтобы все осмотреть и больше никогда не возвращаться.
Понятно, что пирамиды сами по себе – прекрасный туристический объект, один из топовых мире. Проблема здесь в организации. Лишняя бюрократия, дополнительные мелкие расходы, слабая организация экскурсий, не приведённая в порядок территория вокруг главных достопримечательностей. Всё это сильно влияет на ощущение от поездки. Когда-то подобное было частым явлением и в России, но с тех пор наша туристическая отрасль значительно продвинулась вперёд, чего можно пожелать и египтянам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+