На стоимость крепостных крестьян в Российской империи влияло множество факторов: пол, возраст, физическое состояние. Кроме того, не был застрахован «крепостной рынок» и от демпинга. В результате многочисленных войн в страну «пригоняли» огромное количество пленных, что сказывалось на стоимости местных холопов.
Удивительно, но крепостные, проживавшие в крупных городах и столице стоили дороже, чем «аналоги» из захолустного поместья. Очередь не выстраивалась за теми рабочими, которые обитали на окраинных территориях. Таких и вовсе могли приобрести по бартеру — за пушнину, ведро водки или предметы быта.
Покупатели оценивали не только внешние данные «товара», но и профессиональные качества. Понятно, что особый спрос был на тех крестьян, которые считались искусными специалистами в какой-либо сфере.
На покупке крепостных можно было значительно сэкономить. Для этого требовалось покупать бесправных граждан не в «единичных экземплярах», а оптом. Как правило, распродажи устраивались на ярмарках. В то же время ждать их начала не было никакой необходимости. Для этого достаточно было приобрести свежий номер газеты. В издании наверняка попалось бы соответствующее объявление.
Теперь остановимся на ценах. Историк Василий Ключевский писал, что в эпоху Екатерины II при выкупе целой деревни, каждый «прописанный» в ней холоп оценивался в 30 рублей. А к концу её правления за душу меньше 100 рублей уже не давали. Любопытны и описания крестьян Ивана Зиновьева, которые были составлены чиновниками. «Ефим Осипов 23 лет, по оценке 40 рублей», «Марина Степанова 25 лет, по оценке 10 рублей», «Григорий 9 лет, по оценке 11 руб. 80 копеек», — гласили предложения. Стоит обратить внимание на то, что мужчины стоили дороже женщин. Но стоимость на представителей сильного пола падала с возрастом — чем старше был «товар», тем меньше он стоил.
Но всё же максимум «срубить» удавалось с крепостных мужчин призывного возраста. Обычно их продавали с прицелом на то, чтобы поставить в строй вместо не желавшего идти в армию индивида. Торговля потенциальными солдатами относилась к наиболее рентабельному «бизнесу». Продавцы могли обогатиться буквально за несколько удачных сделок.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+