Как верно заметил Жан-Батист Масийон, «государства, в которых правит толпа, отрекаются от законов так же легко, как и от веры своих отцов». Революции традиционно сопровождаются грабежами и национализациями, после чего, если новая власть строится на социалистических принципах, больная страна неизбежно погружается в нищету…
Читатели спрашивают, почему и в Швеции, и в Демократической Республике Конго капитализм, однако ВВП на душу населения в Швеции в 40 раз больше, да и вообще жизнь в Конго навряд ли может служить хорошей рекламой капитализма.
Отвечаю. Потому что основа капитализма — это право частной собственности. В Конго его нет, оттуда и бедность. В Швеции — есть.
Рассмотрим четырёх воображаемых молодых людей: из Китая, Швеции, Конго, Гаити и СССР. Допустим, каждый из них хочет открыть небольшую мебельную мастерскую, чтобы делать там табуретки, тумбочки и столы.
1. Китаец снимает помещение, покупает инструменты, даёт рекламу и начинает работать. В Китае сейчас чистый капитализм, так что китаец может быть уверен, что никто не придёт его грабить, и что он сможет строгать свои табуретки десятилетиями, закон и силы правопорядка полностью на его стороне.
2. Швед делает всё то же самое, что и китаец. В Швеции условия для бизнеса хуже, — выше налоги, дороже электричество, дурнее бюрократия, — однако права собственности в Швеции защищены. Поэтому и у шведа, несмотря на его справедливые жалобы, всё в порядке: мастерская работает. Это тоже капитализм.
3. Конголезец строит нехитрую хижину, покупает старые топор и пилу, мастерит первую табуретку из красного дерева, спиленного в ближайшем лесу. Когда табуретка готова, к нему приходит отец семейства и забирает табуретку себе. Разгневанный грабежом конголезец продаёт топор и пилу, после чего зарекается заниматься бизнесом когда-нибудь снова. Это — не капитализм. Это родоплеменной строй с коллективной собственностью на вещи.
4. Гаитянин открывает мебельную мастерскую, после чего к нему приходят представители местных бандитов с вопросом «кто твоя крыша». Пару лет гаитянин делает табуретки, отстёгивая большую долю дохода рэкетирам, а потом его мастерскую взламывают ночью, чтобы вынести оттуда и инструменты, и материалы, и готовый товар. Гаитянин разоряется, кое-как разбирается с долгами и переквалифицируется из столяров в бандиты. Это не капитализм, это анархия.
5. Советский инженер покупает на проходной завода инструменты, а со стройбазы ему привозят кривые краденые доски. Табуретки он делает у себя на кухне (так как купить гараж не так-то легко), но после пятой проданной табуретки за инженером приходит ОБХСС. «Спекулянту» удаётся отделаться условным сроком, после чего он зарекается даже прикасаться к рубанку. И это, опять-таки, не капитализм.
С точки зрения далёкого от реальных дел человека принципиальной разницы между перечисленными выше странами нет. Столица Конго, Киншаса, является мегаполисом с населением в 15 млн человек: там полно мебельных мастерских. В СССР табуретки тоже делали: и на дореволюционных фабриках, отобранных большевиками у владельцев, и даже на новых, построенных уже в советские времена.
Казалось бы, не всё ли равно, кто конкретно владеет мебельным производством: глава семейного клана, как в Конго, или коллективный класс номенклатуры, как в СССР, или обычный буржуй, как в Швеции и в Китае? При любом строе за распиловочным станком стоит не владелец предприятия, а простой парень в синей спецовке, которому девятого на карту падает зарплата, а двадцать пятого — аванс…
Что же, результаты на табло. В современном мире экономически успешны только капиталистические страны — то есть страны, где государство жёстко защищает права гражданина на его мебельную мастерскую. Страны, в которых владельцев мебельных мастерских грабят или сажают в тюрьму — Конго, Гаити, коммунистические режимы 20-го века, Россия с 1992 по 1998 год — в итоге неизбежно отстают.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Россиянин снимает помещение, покупает инструменты, даёт рекламу и начинает работать. В России сейчас вроде капитализм, но россиянин не может быть уверен, что никто не придёт его грабить, и что он сможет строгать свои табуретки десятилетиями, закон меняется несколько раз в год. Далее государство устанавливает такие налоги, утилизационные сборы, акцизы что эти табуретки становятся очень дорогими и никому не нужны. Россиянин закрывает производство и едет к китайцу за табуретками и переквалифицируется в торгаши. Это какой строй?
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 550
Рейтинг поста:
Это какой строй?