Автобусная марка «Икарус» получила свое название в честь персонажа греческой мифологии – юноши Икара, который очень хотел научиться летать. По легенде, отец сделал Икару крылья, но просил его не летать слишком низко или слишком высоко. Преодолев всю Грецию, Икар увлекся и позабыл наставления отца. Юноша взмыл слишком высоко в небо из-за чего солнце растопило воск, скреплявший механические крылья, после чего парень рухнул в море и утонул.
И вот по иронии судьбы, красивая греческая легенда оказалась невероятно созвучна с судьбой легендарного венгерского завода.
История венгерской автобусной марки «Икарус» началась с небольшой каретной фабрики основанной Имре Ури в городе Пешт в конце XIX века. Тогда предприятие носило название - ТОО «Братья Ури». Спустя почти два десятка лет венгерские предприниматели Мориц Эмеи и Ене Вечеи основали в 1916 году фирму «Икарус», занявшейся обработкой металлов и производством машин. Свои первые автобусы оба предприятия начали выпускать еще до Второй мировой войны. В последний год 1930-х с конвейера фабрики «Братья Ури» сошла тысячная машина. После разгрома стран фашистской «Оси» в Великой Отечественной войне, в Венгрии был установлен просоветский социалистически режим. Новое руководство страны осуществило национализацию и обобществление частных предприятий, сделав их государственными.
Исключением не стали и такие видные машиностроительные предприятия, как мастерская «Братьев Ури» и акционерное сообщество «Икарус». В 1948 году руководство социалистической Венгрии приняло решение об объединении двух национализированных компаний под одной маркой. С начала 1950-х годов новый автобусный завод активно рос и развивался, постоянно наращивая тиражи выпускаемой техники, а также регулярно обновляя модельный ряд. Так, первым по-настоящему серьезным успехом венгерского завода стала модель Ikarus 55, появившаяся на свет в 1953 году. В 1955 году свет увидело еще несколько новых автобусов модельного ряда Ikarus 620. К началу 1960-х завод произвел уже более 8 тысяч городских и междугородних автобусов. А к 1971 году совокупный тираж достиг отметки в 100 тысяч!
Не последнюю роль в успехе венгерской марки играло пребывание страны в социалистическом лагере. Членство в социалистическом «Совет экономической взаимопомощи» открывало для Венгерского автобусного завода огромные рынки Советского Союза, Польши и восточной Германии. Впрочем, покупали «Икарусы» и в других странах. Большим спросом венгерская продукция пользовалась в странах Африки, в КНДР, на Кубе, а также в странах Юго-восточной Азии. Покупали автобусы и на скандинавском полуострове и даже в Канаде. При этом один только Советский Союз к середине 1980-х закупил у социалистической Венгрии не менее 100 тысяч автобусов «Икарус» разных моделей. На протяжении десятилетий производственные мощности предприятия росли, в том числе и за счет присоединения дополнительных заводов в других городах Венгрии. На пике своей славы «Икарус» собирал не менее 12 тысяч машин в год.
Тяжелым бременем на марку лег распад Советского Союза и социалистического лагеря. Разрушение устоявшихся связей производственной кооперации и утрата доступа к привычным рынкам сбыта в результате исчезновения СССР и СЭВ поставили предприятие на грань закрытия. Предприятие было разделено, массовый выпуск автобусов приостановлен. Часто приходится слышать, что «Икарус» не выдержал конкуренции с «более качественными» автобусами западных стран. Подобные утверждения являются не просто ошибочными, а прямым враньем. Подлинной причиной гибели легендарного завода стало именно уничтожение общего социалистического хозяйства в рамках СЭВ, которое отчасти существовало уже не на капиталистических условиях. Так, например, Советский Союз импортируя венгерские автобусы «расплачивался» за них автомобилями собственного производства и сырьевыми ресурсами. В некотором смысле с известной натяжкой можно сказать, что СССР и страны соцлагеря были «одной страной» с общей экономикой.
В 2003 году «Икарус» обанкротился и был закрыт (вот ведь неожиданность!). А уже спустя 3 года «нерентабельный» государственный завод за гроши купил местный бизнесмен Габор Селеш. Правда, что-то у «эффективного собственника», «атланта» и «сверхчеловека» пошло не так, и в 2007 году повторно открытый машиностроительный завод вновь закрыли из-за нерентабельности. До сих пор не понятно, стал ли причиной тому дефицит предпринимательской жилки у самого Селеша или в очередной раз помешало «тяжкое наследие венгерских Красных». Справедливости ради и к чести предпринимателя, нельзя не отметить, что своего он все-таки добился, и в 2010 году «Икарус» открылся вновь, начав выпускать новые и ремонтировать старые автобусы. Сегодня завод производит в том числе автобусы с электродвигателем. Правда, о былой славе и многотысячных тиражах предприятию пришлось забыть. На сегодняшний день предприятие выпускает машины преимущественно для венгерского рынка, хотя часть продукции все-таки импортируется в страны Европейского Союза.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: Misha135 (30 июня 2024 17:06) Статус: |
В 1990 году был в Ленинграде в туристической поездке. По сравнению с 1965 годом город уже был в плачевном состояниии. Центр города был наводнён грязными «Икарусами», которые к тому же выпускали шлейфы бурого вонючего дыма. Ленинградцы жаловались, что «Икарусы» закоптили все памятники архитектуры и ждали их скорейшего запрета. Вообще время интересное было! Бойкая женщина-экскурсовод всё время пыталась выведать у нас, за кого мы, за Собчака или за Гидаспова. Как-то вечерком зашли в центре в один из гастрономов купить что-нибудь на ужин и сразу грохнули со смеху. На полках, как солдаты на плацу, были выстроены трёхлитровые банки с маринованной красной свёклой. Больше в магазине ничего не продавалось! Запомнился ещё один забавный эпизод. На одной из кольцевых развязок обратил внимание на масштабное агитационное панно с объёмными буквами «Великая Октябрьская революция - г авное событие ХХ века». Люди сбили букву «л». Это было и грустно и смешно…
Был в Будапеште в 2013 году. По городу ездят Икарусы, в основном старые, но были и поновее - год, два, три. Внутри все как и раньше, немного дизайн изменен конечно, но не скажу, чтобы сильно. Экскурсовод сказала, что их выпускают очень мало (несколько десятков в год), в модификации городского транспорта и только для внутреннего рынка. Еще сказала, что этот предприниматель работает в убыток, но не хочет окончательно закрывать завод, поэтому поддерживает небольшой выпуск автобусов.
» #1 написал: Kolyda (30 июня 2024 10:22) Статус: |
В 2012 году, проезжая на туристическом автобусе Будапешт - Вена, экскурсовод обратил наше внимание на это предприятие - "А вот это знаменитый завод автобусов Икарусов!". Спросили его про выпуск автобусов и он рассказал, что цеха арендует немецкая фирма и она собирает там какие-то легковушки, а выпуск автобусов прекращен. И действительно на стоянках было полно легковушек, а автобусов всего несколько штук. Да и те скорее всего для перевозки персонала.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 890
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2387
Рейтинг поста:
годом город уже был в плачевном состояниии. Центр города был наводнён
грязными «Икарусами», которые к тому же выпускали шлейфы бурого вонючего
дыма. Ленинградцы жаловались, что «Икарусы» закоптили все памятники
архитектуры и ждали их скорейшего запрета. Вообще время интересное было!
Бойкая женщина-экскурсовод всё время пыталась выведать у нас, за кого мы,
за Собчака или за Гидаспова. Как-то вечерком зашли в центре в один из
гастрономов купить что-нибудь на ужин и сразу грохнули со смеху. На полках,
как солдаты на плацу, были выстроены трёхлитровые банки с маринованной
красной свёклой. Больше в магазине ничего не продавалось! Запомнился ещё
один забавный эпизод. На одной из кольцевых развязок обратил внимание
на масштабное агитационное панно с объёмными буквами «Великая Октябрьская
революция - г авное событие ХХ века». Люди сбили букву «л». Это было и грустно
и смешно…
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 951
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3072
Рейтинг поста: