Мы ещё долго будем разгребать советские ментальные мины… Посмотрел по наводке читателей мультфильм «Свинья-копилка», 1963 год. Смотрел для разнообразия на отечественном видеохостинге, на который, кстати, я подписан, плачу 2000 рублей в год. За 10 минут фильма рекламу мне показали 21 раз, причём с оглушающей громкостью и с многократным дублированием одинаковых роликов. Пожалуй, тут поможет только бан Ютуба: добровольно загнать публику в эту импортозамещённую пыточную получится навряд ли.
Так вот, про мультфильм. Формально он сделан по мотивам короткой сказки Андерсена, которая тоже называется «Свинья-копилка» (текст). Однако у Андерсена в сказке была вполне адекватная мораль: хоть богатые люди и пользуются заслуженным уважением, им всё же не стоит слишком зазнаваться, так как человек смертен, да и свиньи-копилки тоже не живут вечно.
В советском мультфильме мораль полностью искажена. Главный герой — деловитая Свинья — выставлена законченным мерзавцем. Свинья ворует пуговицы и монеты, оставляет школьника без завтрака, подлейшим образом обманывает мышь и, разумеется, наотрез отказывается радоваться жизни:
Слон: Свинья, разве ты не хочешь увидеть радугу? Свинья: Это ещё зачем? Бесстыдник какой-то!
Наконец, Свинья погибает от собственной жадности: пытаясь засунуть себе слишком большую монету в слишком маленькую щель. Довольный коллектив игрушек смотрит свою радугу, хэппи энд.
Мультфильм сделан отлично, наши мультипликаторы как всегда на высоте. Свинья получила яркий характер, выглядит настоящей и даже вызывает некоторую симпатию своей злодейской фактурностью. Мост, который бестолковые игрушки строят из кубиков и карандашей, живо напоминает комсомольские стройки 1920-х. Уверен, что советским детям мультфильм нравился. Однако во время просмотра детям в головы закладывают классическую советскую мораль для низших сословий:
1. Копить — плохо, так делают только непорядочные люди. 2. Деньги можно заработать только обманом и воровством. 3. Или деньги, или радость от жизни — выбирай одно из двух. 4. Копить бессмысленно и опасно, можно плохо закончить.
Все эти четыре тезиса я чуть ли не ежедневно читаю в комментариях, практически дословно. В реальной жизни меня тоже изредка озадачивают подобным: «да зачем ты деньги-то зарабатываешь, жить-то когда? Водки бы лучше хряпнул, зануда…». Обеспеченного работящего муравья из басни Крылова многие по умолчанию считают подонком, а тот факт, что у него остаётся больше времени и денег на развлечения, чем у завязшей в кредитах стрекозы, просто игнорируют.
На Западе сейчас в фильмах чёрные — герои, а белые — отрицательные персонажи. Мы справедливо жалуемся на «повестку», однако советская повестка, согласно которой бедняки хорошие, а богачи плохие, была гораздо последовательнее и назойливее. Я сходу даже не припомню ни одного популярного советского фильма, где было бы наоборот: хороший богач и плохой бедняк. Для сравнения, фильмы с хорошими белыми и плохими неграми в Голливуде периодически снимают до сих пор…
Если посмотреть с высоты птичьего полёта, то человеческая цивилизация обязана своим развитием именно накоплению. 10 тысяч лет назад неизвестный первобытный охотник мог зарезать пойманную козу, но он оставил её на будущее, и стал скотоводом. Кто-то другой посадил зерно в землю, вместо того чтобы съесть его или выкинуть, и стал земледельцем. Буквально вся человеческая деятельность, от постройки сарая до запуска космических ракет, требует предварительного накопления ресурсов. Даже этот нелепый мост, который игрушки построили для бесстыдника Слона, потребовал кубиков и карандашей — и накопили их точно не любители радуги с опилками в голове.
Тот, кто не копит ресурсы, а живёт одним днём, автоматически низводит себя до положения живого мускула или, как выражался Аристотель, «говорящего орудия». Решения за такого пролетария принимают старшие товарищи, тогда как сам пролетарий — «крепкая спина и слабый мозг» — отказывается от самостоятельности ради растворения в коллективе себе подобных.
Такая схема плохо работала даже в советские времена, потому что использовать граждан в качестве бессловесных исполнителей воли партии — это как забивать гвозди молотком: экономика из пастухов и овец безнадёжно проигрывает экономике из нормальных самостоятельных людей. Сейчас добровольно выбирать бедность и вовсе странно. Плутофобия — так психологи называют боязнь денег — серьёзное заболевание, которое надёжно портит жизнь инфицированным.
И, да, раз уж речь зашла про советскую пропаганду нездоровых экономических практик. Классическая одежда коротышки Незнайки — жёлтые брюки и голубая шляпа. Забавное совпадение, мне кажется.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Ты даже передергивать еще не научился, шулер липовый. Скомкал в одну кучу несколько понятий. Ну, как всегда, в расчете, что люди не разберутся. Как говорил наш старшина "Люди - не свиньи, все съедят". Не съедят, макаренков, не съедят. Не надейся, дурных нема. Скорее тут свинья рискует быть съеденной. Ты бы начал с главного: сидел такой мальчиш-плохиш и копил деньги. Ну раз это хорошо, то ты и рассказывай как ему было хорошо: не пил, не ел, не размножался и даже твои "труды" не читал, только копил. А потом раз - и стал капиталистом. И фамилии, фамилии, фамилии людей известных, всем знакомых, чтобы все поняли; копить - хорошо. А то ты, как всегда, когда тебя из будки выпинывают, выкатился на улицу, облаял белый свет и пополз обратно в будку. НЕ впечатляет.
» #2 написал: astill07 (13 мая 2024 12:51) Статус: |
Есть ещё забавное (вроде бы) русское слово "скопидомство". Все упирается в вопросы, типа "что есть Твой Дом", и зачем нужно именно "богатство". Кстати, трудолюбивый муравей заготавливает (="копит") не деньги. Макаренко специально "путает" деньги с "накоплением". Так сказать, всё есть деньги.
» #1 написал: dida38 (13 мая 2024 12:31) Статус: |
СТЯЖАТЕЛЬСТВО - в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
1. Стяжательство стремится сделать Бога слугой 2. Стяжательство есть разновидность угождения плоти 3. Стяжательство ненавистно Богу
"И, Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?"
--------------------
"Знаешь в чем сила Солнца? Оно не боится заглянуть в Тьму" Анхель де Куатье
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 954
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1528
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментариев 2395
Рейтинг поста:
СТЯЖАТЕЛЬСТВО - в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
1. Стяжательство стремится сделать Бога слугой
2. Стяжательство есть разновидность угождения плоти
3. Стяжательство ненавистно Богу
"И, Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?"
--------------------