Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Тёмная сторона сильных школ

Тёмная сторона сильных школ


27-04-2024, 11:06 | Политика / Размышления о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (3) | просмотров: (1 479)


Читательница прислала историю, которая плохо закончилась бы, если бы родители пошли на поводу у школы. Цитирую из письма:

Моя дочь учится в седьмом классе обычной районной школы, которая не занимает особенно высоких позиций в рейтинге образовательных организаций и не сильно стремится к достижениям в этом направлении. В школе есть профильные классы: кадетский, математический, гуманитарный и естественнонаучный. Дочь прилично учится по предпрофессиональной программе «Математическая вертикаль». Основные оценки — хорошо-отлично, редко получает тройки, ну и двойки были из-за невыполненной домашки. Без особых проблем учит уроки, участвует в конкурсах и городских олимпиадах (пару раз становилась призёром и один раз победителем). Любит читать книги, в этом году заканчивает музыкальную школу. В телефоне сидеть дочке не интересно, а интересно рисовать, гулять, копить деньги на книги и штуки для рисования. Вот такой подарочный ребёнок… Но так было не всегда, увы. До седьмого класса она училась в другой школе. 

Мы имели неосторожность отдать дочь в первый класс одной из лучших школ района: с сильными учителями, углублённым изучением английского языка, гимназическими классами и прочими радостями, которые гарантировали успешный успех в плане образования и дальнейшего поступления в лучшие вузы. Специально в эту школу не шли, она досталась нам по прописке. В пятом классе нам пришлось перевести ребёнка на семейное обучение из-за устойчивой неуспеваемости по английскому языку и начавшихся на фоне перенапряжения проблем со здоровьем.

В нашем случае актуально высказывание «жизнь разделилась на до и после», потому что до школы я не предполагала, что школа — это настолько сложно, что может болезненно отразиться на организме.

Сейчас мне кажется, что в той школе всё было не так: сильные и опытные учителя, проекты с научными руководителями, активные родительские комитеты, домашние задания, которые мы делали часами, сессии и итоговые зачёты по английскому, высказывания тех самых сильных учителей о том, что четвёрку надо заработать, а в «Пятёрочке» всегда для вас есть вакансия кассира (и я не понимаю, как это должно пугать или  мотивировать детей).

Самым сложным и непонятным предметом был английский. Обучение в подавляющем большинстве случаев сводилось к проверке домашних заданий. Учителя буквально присылали сообщения с такой информацией: домашнее задание в электронном дневнике для отвода глаз, а основное задание отправляется в вотсап. Два раза в год дети сдавали зачёт по пройденному материалу. Эта модель обучения поддерживалась на протяжении всего периода обучения. Изменялся только объём материала, который дети должны были освоить. У детей были специальные папки для английского языка, в которых лежали два учебника, две рабочие тетради к учебникам, словарь, общая тетрадь для работы на уроке и альбом для проектов. В начале учебного года учитель скидывал на почту файл с заданиями, которые дети должны были освоить к зачёту. Например, в шестом классе дети должны были знать 400 слов, пересказывать 20 текстов, уметь поддержать диалог на английском и составить рассказ по картинке.

Помимо английского языка в школе были и другие предметы: математика, русский язык, литература, история и т.д. Объём домашних заданий находился в прямой зависимости от стажа работы и квалификации учителя. В основном, задавали два типа домашки: цифровое домашнее задание (ЦДЗ) и письменное/устное. Оценивали все задания по обычной пятибальной шкале, итоговые оценки выставляли по среднему баллу. Вероятность получить положительную оценку становилась всё ниже с каждым годом, потому что средний балл повышался в зависимости от класса.

Оценки сыпались градом, их выставляли каждый день буквально за каждый вздох: домашнее задание, работа на уроке, ответ у доски, работа в тетради и т.п. 

Также условно обязательным было участие в олимпиадах и всяких активностях вроде битвы хоров, танцевальных турниров, театральных постановок и благотворительных фестивалей. В качестве дополнительной нагрузки были экскурсии один раз в месяц на Поклонную гору, в Третьяковку, музей Москвы и т.п. Отказаться от них было можно, но коллектив, родительская общественность и классный руководитель не очень радовались, когда ребёнок подводил весь класс и отказывался поддержать товарищей в трудный момент.

Самым сложным был пятый класс. Больше всего меня пугало не снижение успеваемости, а ухудшение самочувствия и эмоционального состояния (апатия, снижение аппетита). Ещё пугало время, которое дочь проводила в телефоне — до 14 часов в сутки. Все эти неприятности сопровождались острым нежеланием ходить в школу и что-то делать дома. Конечно, можно было проявить родительский авторитет, отобрать телефон и усадить за уроки со скандалом, но я не думаю, что это надолго бы помогло.

Муж решил временно перевести ребёнка на семейное обучение, я поддержала. Процедура несложная — надо написать заявление и согласовать план аттестации. Препятствий никто не чинил, даже не особо выясняли, по какой причине уходим. Чтобы не отставать по программе, мы взяли курс видеоуроков в онлайн школе и полгода дочь училась дома. Это было хорошее и спокойное время: без уроков, бесконечных оценок и домашних заданий. Проблемы со здоровьем не исчезли в тот же час, но стало существенно легче. Итоговую аттестацию ребёнок сдал на «хорошо» и «отлично» по всем предметам, кроме английского — четвёрку она «не заслужила».

Формат онлайн школы мне понравился — здорово, когда есть записи уроков. Видео можно смотреть в любое время, перематывать и сохранять. Оказалось, что некоторые учителя ведут блоги во ВКонтакте, и там можно найти любую тему по школьной программе. Появилось впечатление, что обучение в школе выйдет на новый уровень, если учителя будут вот так записывать и объяснять материал — чтобы на уроках была только практика, упражнения и т.п. 

Шестой класс дочка училась очно — это было её желание. Но годовые оценки получились хуже, чем в пятом классе — появилась тройка по математике из-за отсутствия постоянного педагога по предмету. Я и муж удивлялись, что коллектив, который состоит из «очень сильных учителей», даёт знания не так хорошо, как родители и онлайн школа.

Отдельно опишу эмоциональный фон: буллинг в этой сильной школе был повсеместный. Дети обижали не только друг друга, но и учителей. В седьмом классе небольшие группы ребят, которые в первой четверти не имели никаких оценок, кроме «неуда» почти по всем предметам, но имели айфоны последних моделей, жестоко унижали одноклассников и педагогов. С каждым новым учебным годом ситуация становилась сложнее. Был эпизод и с моей дочерью. Претензии детей и даже родителей состояли в том, что ребёнок — выскочка, единственная в классе, кто хорошо учится и сидит на уроках спокойно — так не бывает. Мы быстро и серьёзно разобрались с этой проблемой, от нас отстали и больше не приставали. Казалось, что везде так, и надо потерпеть, доучиться хотя бы до девятого класса. Соседняя школа — тоже очень рейтинговая — ничем не отличалась от нашей, судя по рассказам знакомых родителей.  

У меня двое детей, мы с мужем оба работаем, история со школой забрала много сил, времени и эмоциональных ресурсов. В семье буквально снизился уровень жизни и доходов, потому что мы были заняты учёбой и решением сопутствующих задач.

В октябре мы решили уйти и отправили просьбу о переводе в соседние школы. Мой ребёнок оказался желанным учеником сразу в двух из пяти районных ГБОУ.

В новой школе учёба организована по-другому: 

— меньше домашних заданий, потому что успевают много сделать на уроках;
— обыкновенные учителя с адекватным взглядом на образовательный процесс и без агрессивных выпадов;
— дети спокойные, доброжелательные, дружелюбные;
— минимум дополнительных активностей типа экскурсий, фестивалей;
— нет родительского чата с комитетом и сборами на занавески;
— наше участие в учёбе минимальное — большую часть заданий дочь делает самостоятельно

Нагрузка в школе увеличивается, и это касается не только домашних заданий, но и организации образовательного процесса в целом. Я много общаюсь с родителями из соседних школ и часто вижу, как взрослые тёти со слезами говорят, что не хотят учиться в школе вместе с детьми, но приходится. Надеюсь, ситуация как-то изменится, потому что в школе предстоит учиться моему младшему ребёнку, и я не хочу повторять этот путь.



Добавлю немного от себя. Я скептически отношусь к спецшколам, причём не только к гуманитарным, с углублённым изучением языков, но и к физматшколам.

В гуманитарных спецшколах есть две критичных проблемы: во-первых, педколлектив там обычно восторженно прозападный, с «Медузой» и «Дождём» в головах, а во-вторых, школьников там усиленно учат навыкам, которые… снижают их ценность на рынке труда. Плакать каждый вечер вместе с ребёнком над огромным домашним заданием, чтобы вырастить в итоге заблудшего обитателя грузинских помоек (пример) — не лучшая родительская стратегия.

Гуманитарное образование может быть полезно детям богатых родителей, которые уже до краёв обеспечены деньгами, и которых сразу после института отправят в департамент к условному дяде Ашоту, на непыльную руководящую должность. Если больших денег и больших связей у родителей школьника нет, то его будет ожидать карьера журналиста, музейного работника или политолога — с мутными перспективами, с низкой зарплатой и с плохими условиями труда.

С физматшколами дела обстоят несколько лучше, так как они передают школьников прямо в технические вузы, а после вузов те могут работать, например, программистами в условном Яндексе или Сбере. Вместе с тем, политические взгляды педколлективов в физматшколах тоже бывают, мягко говоря, предосудительными, а удержаться от прямой пропаганды на уроках учителя способны далеко не всегда. Как итог, выпускники физматшкол нередко употребляют термин «эта страна», и всерьёз целятся на работу в Гугле или в бывшем Фейсбуке, куда их после хорошей математической подготовки охотно берут. Тоже трагедия для родителей, так как эмоциональная связь с детьми после такой эмиграции обычно быстро деградирует.

Кроме того, физматшколы прибегают к трюку, который в исполнении конкретно математиков выглядит не очень красиво. Рассказывая о силе своей школы, они «забывают», что высокий уровень подготовки выпускников физматшкол объясняется преимущественно тем, что там есть жёсткий отбор на входе. Если взять только что поступивших в физматшколы детей и отправить их в самую обычную районную школу, они тоже покажут на выпуске хорошие результаты. Не такие хорошие, как в сильной физматшколе, так как физматшкола вытягивает из окрестностей ещё и лучших учителей, но вполне сопоставимые.

Пожалуй, свою функцию честно выполняют только школы для блатных, куда детей отвозят личные шофёры или охранники. Там школьники маринуются в правильной компании и заводят знакомства, которые им помогают во взрослой жизни. К таким школам претензий у меня нет.

На всякий случай замечу, что в России 40 тысяч школ, так что моё краткое замечание не может претендовать на полноту охвата. Замечу также, что большие домашние задания — один из признаков педагогической слабости учителя, который перекладывает свою работу на школьника и его родителей. При этом достичь уровня образования спецшколы, участь в школе обычной, довольно легко: достаточно потратить сэкономленные деньги и время на репетиторов, которые продвинут школьника по предметам, которые ему особенно интересны.



Источник: Олег Макаренко: Место для дискуссий.

Рейтинг публикации:

Нравится31



Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: manch77 (27 апреля 2024 14:54)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2504
    Рейтинг поста:
    0
    Вы описали классический стрессовый метод обучения. Сразу скажу, что на подобные заключения имею должный уровень образования. Вот только не все понимают, что для этого метода ребенок должен быть готов психологически. Обрисую способы преподавания двух учителей начальных классов в середине 70-х прошлого века. Моего и моей сестры. 1-й учитель-наседка улыбчивый и спокойный "колобок" - мы ее обожали и огорчить плохой оценкой это было осуждаемо на уровне малышкового коллектива. Никаких нормативов на скорость чтения, а хулиганов она добродушно высмеивала, а лидеров в любом предмете хвалила, даже если это были "труды". У сестры учитель а-ля "Ирина Винер" если кто-то забывал ручку или она переставала писать, ученик сидел все оставшиеся уроки просто слушая, а на завтра должен был классную работу у кого то переписать и домашку в данной тетради представить. Чтение на секундомер каждый месяц весь класс читал как пулемет, только ничего не понимая в прочитанном - это педагогический ноу-хау заслуженного педагога РСФСР. Наш класс шел в школу равнодушно - школа наша работа, моя сестра 3 года школу ненавидела, а младшую сестру мы с ней тащили силком уже на 1 сентября, она срывала банты и заявляла, что ей эта школа не очень нужна.
    Позже учитель химии тоже работая по стрессовой методике в 8-10 классе имела отличные результаты по знаниям, она была уверена, что на 2 нужно что-то знать, за отказ от ответа ставилось 1 (один) в журнал и эту тему нужно было отработать после уроков - весь параграф, а опрос был каждый урок с выставлением оценок у 60-70% учеников класса. Это был жуткий стресс даже для выпускников, но неорганическую химию которую она нам преподавала, я после 40 лет частично помню. А сестра которую она учила до 10 класса помогала студентам биофака Ленинградского Гос. Университета, и те удивлялись почему она не на нем учится.


    --------------------
    Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк

       
     


  2. » #2 написал: Синус (27 апреля 2024 14:01)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 265
    Рейтинг поста:
    +1
    Такая же история. Гипернагрузка, учителя не учат, а всё спихивают на детей, приходится нанимать репетитора, постоянный буллинг в классе, учителя вообще не вмешиваются, система оценки предмета идет с коэффициентами. Нет мотивации для учебы: домашку сделал-оценка "молодец", не сделал-"два". Устали, будем переводить ребенка в другую школу.

       
     


  3. » #1 написал: KaterinaII (27 апреля 2024 13:54)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 2300
    Рейтинг поста:
    +1
    Это , вероятно московские школы?
    Эта тенденция обучения коснулась и дальневосточных школ. Когда пошёл мой внук в первый класс, я была ошеломлена отношением учителей к преподаванию.
    В советской школе учителя боролись за знания каждого ученика. А в нулевых, те же учителя с равнодушием читали лекцию, не беспокоясь о том, понял ли ученик тему.
    Ко всему прочему ещё возникла свистопляска с учебниками, издававшимися издательствами разных уровней компетентности.
    Хорошо, что я сохранила учебники советской школы, после учёбы моих детей. И только с их помощью приходилось расшифровывать учебники-новоделы.
    И обошлись без репетиторов.
    После дебильной болонской системы специалитета, что тоже ничего не даёт в области глубоких знаний и практики. Только время зря потеряно. В СССР эти знания давали техникумы и в бОльшем объёме.
    Дальнейшее обучение- магистратура. Здесь хотя бы темы для взрослого ума и самостоятельного изучения.
    Вот такие-то дела в области нынешнего образования.
    Единственное пожелание: надо вернуть советскую школу.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map