В свете серии атак ВСУ на российские НПЗ, попросили эксперта по отечественному нефтегазовому комплексу прокомментировать эту стратегию Киева.
"Украина с начала 2024 г. активизировала целенаправленные атаки на российские нефтяные объекты. Мы видим возрастающее количество ударов по топливным базам и нефтеперерабатывающим заводам.
Первых в России довольного много, и они технологически довольно просты. Поэтому в случае попадания в резервуары с топливом – это вызывает скорее тактические краткосрочные проблемы: сгорает само топливо. Но нефтепродукты можно восполнить, а резервуар для хранения строится быстро и стоит недорого. В случае с ударами по НПЗ ситуация серьезней.
Перерабатывающее предприятие – технологически сложный объект. Его ремонт в настоящее время осложняется санкциями. Т.е. наши компании с 2022 г. перестраиваются на работу без поставок оборудования для нефтепереработки из стран Запада, а теперь еще и появилась угроза атаки по НПЗ.
Показательно, что Украина стремится ударить по НПЗ, специализирующихся на производстве бензина. В частности, наносились удары по Нижегородскому НПЗ. Этот завод производит около 10% от всего бензина в России. Дело в том, что мы в год выпускаем дизельного топлива в 2 раза больше, чем потребляем, т.е. 50% идет на экспорт. Но в бензине 90% от произведенного объема идет на внутренний рынок и только 10% на экспорт. При этом тот самый Нижегородский НПЗ еще с декабря 2023 г. находится в ремонте из-за поломки оборудования. Получается, что мы уже сейчас производим примерно столько бензина, сколько и потребляем. Именно поэтому Правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина, но не дизеля. Чтобы вывоз бензина не привел к дефициту.
Украина хочет выбить перерабатывающие мощности, чтобы создать дефицит именно на рынке бензина. Это бессмысленно с военной точки зрения, так как армейская техника использует дизель. Но цель Киева скорее социально-политическая. Дефицит бензина должен вызвать рост стоимости, а значит повысит недовольство людей, рост протестных настроений и общую дестабилизацию. Так как бензин – это топливо именно гражданских частных автомобилей. Но на практике у российского правительства есть все инструменты, чтобы блокировать рост цен на АЗС.
Во-первых, созданы запасы топлива, благодаря ранее введенному запрету на экспорт. Во-вторых, изменяя налоговый режим, правительство может влиять на отпускные цены топлива (в цене на литр бензина около 80% - налоги и сборы государства). В-третьих, в случае физического дефицита бензина Россия может организовать поставки из белорусских НПЗ, которые сейчас недозагружены: мы поставим туда больше нефти, заберем получившиеся нефтепродукты, оплатив услугу по переработке). Но в настоящее время Украине так и не удалось нанести какой-то критический ущерб для снижения поставок бензина с НПЗ на наш внутренний рынок."
Игорь Юшков, Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+