Монголия, естественно, не единственная страна в мире, которая имеет флот, но не имеет выхода к морю. Озера и реки располагаются на границах многих стран. Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, например, не имеют выхода к мировому океану, зато у них есть бессточное Каспийское, не побоимся этого слова, море, пусть и с некоторыми допущениями.
Основные реки Парагвая бороздят вооруженные патрульные катера, чтобы враждебные суда не могли пробраться вглубь страны из открытого моря через Аргентину. Морские патрули охраняют озера Швейцарии, одной из самых вооруженных стран мира. Военные корабли и тральщики есть у Венгрии.
Почему же стоит вспомнить об истории флота именно Монголии?
Во-первых, это вторая по величине страна после Казахстана, не имеющая выхода к морю. Во-вторых, она самая удаленная от моря: ее границы находятся на расстоянии 600 км от ближайшего побережья.
Флот хана Хубилая против японского войска. Миниатюра из «Книги чудес света» («Описание мира», «Il Milione») Марко Поло (1254–1324)
Каких-то восемьсот лет назад Монгольская империя была чемпионом сразу в ряде номинаций. У нее была самая большая в мировой истории завоеванная территория и выходы к Японскому, Южно-Китайскому, Аравийскому морям, а еще к Персидскому заливу.
А еще страна располагала самым большим флотом в мире. Планируя морские вторжения в Японию, внук Чингисхана Хубилай дважды собирал мощные флоты, второй из них, в 3500 кораблей, был крупнейшим за всю историю вплоть до Второй мировой войны. То есть шесть веков никто не мог превзойти его по численности!
Правда, грандиозным вторжениям помешал тайфун: непобедимый флот оба раза был потоплен и разорен. А транжирить корабли на третью попытку хану не дали советники.
Флот хана Хубилая против японского войска. Миниатюра из «Книги чудес света» («Описание мира», «Il Milione») Марко Поло (1254–1324 гг.)
К концу XIII века Монгольская империя распалась. С отделением Китая страна оттеснилась от берега к своей нынешней позиции и потеряла выход к морю.
В 1930 годах СССР в порыве коммунистической солидарности подарил стране двухпалубный дизель-электроход «Сухбаатар», единственное подобное судно в Монголии, которое стали использовать для транспортировки нефти на озере Хубсугул, недалеко от российской границы. Нефть перевозили от южного к северному берегу. Автомобильных дорог вокруг озера нет, так что «Сухбаатар» был самым удобным решением. Однако со временем нефтедобывающий бизнес переместился в другие места, и флот стал не нужен.
К 1990 году монгольский флот состоял из единственного судна — «Сухбаатар III». Экипаж судна, всего семь человек, составлял самый маленький флот в мире. Если верить документальному фильму американского агентства Litmus Films, только один человек из экипажа умел плавать.
В интервью один из монгольских матросов говорил: «Я хотел бы когда-нибудь увидеть настоящее море. Я думаю, купаться в нем намного приятнее. Здесь, на озере Хубсугул, течение бурное и холодное».
Правда, в 2003 году Монголия все-таки зарегистрировала свой судовой регистр: в общей сложности под монгольским флагом сейчас ходят более 400 судов. Доходы от них в 2003 году составили 20 000 000 долларов.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+