Наверняка вы обратили внимание на одну чрезвычайно важную и весьма примечательную деталь двигателя самолета – странные рисунки спиралей, нанесенные на подвижные элементы турбины. Наносят их отнюдь не для красоты.
Самое время узнать, зачем именно они нужны.
Для начала небольшое нелирическое отступление: приходилось ли когда-нибудь задумываться над тем, что будет если пролетающая птица (или даже стая птиц) столкнуться с самолетом? А что будет, если несчастные «пернатые камикадзе» прямиком угодят в турбину, двигатель летающей машины? Совершенно очевидно – ничего хорошего. Так вот, такое происходит достаточно часто. По данным одной только Международной ассоциации гражданской авиации каждый год случается не менее 5 500 столкновений птиц с самолетами.
В абсолютном большинстве случаев птицы врезаются в самолеты при посадке или взлете последних. Около трех четвертей всех подобных аварий случается на высоте до 300 метров. Пятая часть всех подобных ЧП происходит на высоте 300-1 500 метров. Оставшиеся 5% приходятся на столкновения на высоте более 1 500 метров. С кабиной самолета птицы сталкиваются в 12% случаев. Куда чаще – в 45% случаев, они сталкиваются с двигателем (турбиной) самолета.
Современные самолетные двигатели разработаны таким образом, чтобы выдерживать столкновение с птицей массой до 2 кг. Так что, даже если закинуть в работающую турбину пару-тройку куриц, ворон или чаек, ничего страшного (кроме того, что турбина окажется загажена ошметками тушек) не произойдет. Тем не менее, столкновение со стаей каких-нибудь диких гусей, каждый из которых весит около 4 кг, может привести к дополнительным проблемам. Например, столкновение может привести к срыву компрессора, который в свою очередь может стать поводом для отключения всего двигателя. Иными словами, ЧП случаются. Чаще всего они не являются критическими, однако в целях безопасности самолеты обычно экстренно возвращаются на землю после таких столкновений. Лучше, чтобы подобного не случалось в принципе.
И здесь мы наконец подходим к первоначальному вопросу: зачем на пропеллере турбины нужна загадочная спираль. И первое назначение этих спиралек – отпугивание птиц. Дело в том, что во время вращения создается визуальное мерцание, которое отлично распознает в воздухе большинство пернатых. А самое главное, что это «мерцание» им очень не нравится и они в большинстве случаев сразу же пытаются сменить курс своего движения.
Второе не менее важное назначение – обеспечение безопасности. Дело в том, что в аэропортах бывает очень шумно. Настолько шумно, что трудящийся рядом с самолетом персонал может не услышать, когда летательный аппарат завел свои двигатели. Вращение турбины может быть крайне слабо различимо для человеческого глаза, особенно в первые секунды работы. И вот, когда спираль начинает вращаться, она «превращается» для человеческого глаза из спирали в кружок. Это сильно помогает сотрудникам аэропорта, позволяя им легко понять, когда к турбине уже нельзя приближаться.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+