Всем известно, что джаз является одним из самых популярных музыкальных жанров во всем мире. И, конечно же, его слушали и в Советском Союзе. Джаз в СССР – это интересная и одновременно противоречивая история, которая связана с множеством ярких и талантливых музыкантов, а также с попытками государства контролировать этот музыкальный жанр.
Как появился советский джаз и кто привез в СССР?
Валентин Яковлевич Парнаха — основоположник джаза в СССР.
Еще до прихода власти большевиков, джазовая музыка начала проникать в Россию, джаз стал популярным среди молодежи. Однако во времена Сталина и установлением жесткого контроля над культурной сферой, джаз стал восприниматься как символ западной дегенерации. Тем не менее, степень популярности джаза в СССР изменялась. На протяжении последующих десятилетий существовали талантливые советские джазовые коллективы, которые нашли свой путь в творчестве.
Первые ноты пришли в Советский Союз в 1920-е годы. Основоположником джазовой культуры в стране можно назвать Валентина Яковлевича Парнаха, который впервые услышал джаз в Париже от американских музыкантов. Он настолько впечатлился этой свободой музыки, что сначала написал несколько статей о джазе, в которых акцентировал внимание именно на театральности жанра. Также Парнах привез ноты джаза и некоторые инструменты в СССР, среди которых была ударная установка.
Так 1 октября 1922 состоялся первый джазовый концерт в стране на сцене ГИТИСа. Сотни и тысячи человек желали услышать джаз и окунуться в мир его волшебства, но билеты на выступление из-за инфляции стоили космических денег. Стоит отметить, что написание самого названия «Джаз» именно через «з» принадлежит тоже Парнаху, хотя до этого в первых печатях была немецкая транскрипция с двумя «с» на конце. Джаз активно принимал участие в театральных постановках, одним из которых был спектакль под названием «Даешь Европу».
Сталинские ограничения повлияли на развитие джаза в стране. Музыканты сталкивались с цензурой, требовалось соответствовать идеологическим нормам и стилистике. В 1950-60 годах период жесткого контроля большей части жанров, включая джаз, назывался "джазфобия". Однако в последующие десятилетия режим стал более лояльным к этому направлению, и появились джазовые фестивали и клубы.
В 1970-х и 80-х годах жанр стал активно развиваться. На этот период приходится много заметных достижений советских джазовых музыкантов. Они создавали интересные композиции, выпускали альбомы и проводили концерты. Популярность джаза достигла своего пика в 1980-х годах, и множество джазовых коллективов добились признания как на международной, так и на внутренней арене.
Почему Джаз не смог стать массовой музыкой
1 октября 1922 состоялся первый джазовый концерт в стране на сцене ГИТИСа.
СССР в принципе был той страной, где все новый веяния приходили и основывались очень долго. Аудитория джаза была, прежде всего, интеллигенция, узкие круги энтузиастов-одиночек, которые проживали в основном в Ленинграде.
Поэтому джаз так и не смог стать массовой музыкой в нашей стране. Влияние советской культуры и идеологии давало о себе знать. Политические факторы негативно повлияли на популяризацию джаза. Он не соответствовал идеалам, которые пропагандировала власть. Кроме того, реакция критиков на джаз была разнородной. Активное пропагандирование европейской классической музыки отнимало у власти много ресурсов, и джаз считался элементом зарубежной, капиталистической культуры.
На каких инструментах играли джаз
В 1929 к руководству музыкальной политики приходят представители ассоциации пролетарских музыкантов, которые отвергали джаз.
Во время своего существования в СССР, джаз был связан с некоторыми традиционными инструментами. В основе джазового оркестра или группы лежали 2-3 саксофона, 2-3 трубы, тромбон, фортепиано и ударные, банджо и туба, которые позже были заменены на гитару и контрабас. Их возможности расширялись с помощью аранжировок, имитирующих звуки других инструментов.
Естественно, джаз не мог обойтись без критики. В 1929 происходит переворот, в том числе и в музыкальной сфере. К руководству музыкальной политики приходят представители ассоциации пролетарских музыкантов, которые отвергали джаз. Главным противником джаза был известный пролетарский писатель Максим Горький, который и назвал джаз «музыкой толстых». Он писал: «Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому. И послушав эти звуки минуту-две начинаешь воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума».
Максим Горький — главный противник джаза.
Так джаз стал запрещенной музыкальной субкультурой. Были проведены агитационные кампании, целью которых было прекращение распространения джаза и призыв к сложению классической музыки. Несмотря на все это, джаз продолжал понемногу существовать, хотя и находился вне официальной культуры.
В период эпохи "перестройки" и развала Советского Союза в 1990-е годы, джаз, как и многие другие музыкальные жанры, стал символом новых возможностей. Музыканты получили вольность в выражении своего творческого потенциала, а иностранные джазовые исполнители стали появляться на российской сцене.
Таким образом, джаз был неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры, хотя и не смог стать массовой музыкой в СССР. Власть и критики не оценили его достоинств и не смогли понять его значение. Тем не менее, джаз жив, и его ценность все больше признается в современной музыке.
В настоящее время джаз в России остается популярным и востребованным жанром. Множество талантливых музыкантов активно развивают свои карьеры в этой области, проводят концерты и выпускают новые альбомы. Джазовые фестивали привлекают внимание широкой аудитории, и популярность этого жанра только растет.
История джаза в СССР оказалась заполнена противоречиями, ограничениями и талантливыми музыкантами, которые умудрились найти творческий выход в условиях тоталитарного режима. Сегодня джаз продолжает быть важной частью российской культуры, внося свой неповторимый вклад в развитие музыкального искусства.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: Kolyda (27 января 2024 22:49) Статус: |
И, да, по большому счету советские люди много не потеряли от запрета джаза.
Я далёк от всяких музыкальных страданий, но как-то в семидесятые? или восьмидесятые? годы мне дали послушать на хорошей стационарной аппаратуре и в соответствующем помещении музыкальной филармонии исполнение классической музыки в джазовой аранжировке. (звукоинженер филармонии был любитель и на свой страх и риск держал и проигрывал эти записи на работе). Оказалось, что существует и такое направление в джазе кроме кривляния и дрожания как нам преподносили идейные "вдохновители" тех лет. Меня весьма эта музыка впечатлила! С появлением интернета я попытался скачивать подобную музыку. Но моя звуковоспроизводящая аппаратура в крохотной квартирке такого эффекта, как в зале филармонии конечно не дала и я забросил этим заниматься.
» #1 написал: dida38 (27 января 2024 22:08) Статус: |
Ровно по той же причине, почему в США и Европе сейчас запрещают Чайковского, Достоевского, Айвазовского etc. Все что не вписывается в рамки идеологии и мировоззрения, в последнем случае леберально-фашистской, должно быть отменено. Так на Западе отменили все русское, завтра отменят все человеческое. И, да, по большому счету советские люди много не потеряли от запрета джаза. Советская эстрада достойной заменой. А, те кто украдкой слушал музыку негров, таки да продали Родину в 90е, см. Макаревича, Пугачеву прочих гребенщиковых. “Moses, let my people go…”
--------------------
"Знаешь в чем сила Солнца? Оно не боится заглянуть в Тьму" Анхель де Куатье
» #0 написал: Rust (28 января 2024 00:14) Статус: |
" И, да, по большому счету советские люди много не потеряли от запрета джаза. Советская эстрада достойной заменой." Такое мог написать только феерический долбодятел и просто мудак! Выставлять свое скудоумие и тупость это любимое занятие постсовковых коммуняк, продавших все и вся! А теперь ностальгирующих по тем временам когда они прикрываясь идеологией тупости уничтожали РОссию и русских безнаказанно!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3024
Рейтинг поста:
Я далёк от всяких музыкальных страданий, но как-то в семидесятые? или восьмидесятые? годы мне дали послушать на хорошей стационарной аппаратуре и в соответствующем помещении музыкальной филармонии исполнение классической музыки в джазовой аранжировке. (звукоинженер филармонии был любитель и на свой страх и риск держал и проигрывал эти записи на работе). Оказалось, что существует и такое направление в джазе кроме кривляния и дрожания как нам преподносили идейные "вдохновители" тех лет. Меня весьма эта музыка впечатлила! С появлением интернета я попытался скачивать подобную музыку. Но моя звуковоспроизводящая аппаратура в крохотной квартирке такого эффекта, как в зале филармонии конечно не дала и я забросил этим заниматься.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментария 2364
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 174
Рейтинг поста: