100 лет назад, 7 ноября 1920 года в Петрограде грандиозной инсценировкой "Взятие Зимнего дворца" отметили третью годовщину Октябрьской революции, которую сами большевики тогда ещё называли переворотом.
Соответствовала ли она историческим реалиям?
Организаторы первых революционных празднеств стремились устроить подобные постановки для рабочих и солдат и при их непосредственном участии. Своего рода театр коллективного актёра, где актёром и главным героем был революционный народ. В марте 1919 года в петроградском Народном доме состоялось созданное Театрально-драматургической мастерской Красной Армии представление "Свержение самодержавия". В нём участвовали красноармейцы, а текст был во многом импровизацией.
Действо развивалось на двух деревянных мостках, расположенных в разных концах сцены. Расстрел демонстрации, бунт Волынского полка, арест царя и, наконец, победа. Торжество революции олицетворяла "Дубинушка", которую на премьере этого грандиозного представления пел Фёдор Шаляпин.
Но самой величественной и впечатляющей была постановка "Взятие Зимнего дворца". Руководил постановкой режиссёр и преобразователь театра Николай Евреинов, а одним из инициаторов этого спектакля был пианист и композитор Дмитрий Тёмкин, служивший в то время в политуправлении Петроградского военного округа.
Правда, вскоре оба пропагандиста нового мира покинули большевистскую Россию. Евреинов эмигрировал во Францию, где увлёкся идеями масонства. Тёмкин отправился в Германию, а оттуда в США. Там он сделал успешную карьеру как композитор, пишущий музыку для кинофильмов, стал обладателем четырёх "Оскаров".
По масштабности и зрелищности инсценировка "Взятие Зимнего дворца" не имела аналогов в истории России, да, пожалуй, и других стран. В постановке было использовано всё пространство Дворцовой площади (тогда - площади Урицкого) и прилегающие к ней территории. Вдоль здания Генштаба полукругом располагались два достигающих уровня третьего этажа и соединённых мостом деревянных помоста.
Мелькали дамы в шляпках, министры-капиталисты и прочие буржуи с набитыми мешками денег, рабочие и прочий трудовой люд, красногвардейцы. На противоположной стороне площади сложили поленницу, за которой укрывались люди, изображавшие защитников Зимнего дворца - юнкеров. После бегства "защитников буржуев" одновременно озарялись все окна Зимнего, что должно было означать - Временное правительство укрылось за его стенами.
Зрители располагались на площади, десятки прожекторов освещали место действия. Режиссёрский состав насчитывал несколько десятков человек, а в самой постановке принимали участие около восьми тысяч человек, в том числе сотни солдат и матросов, были привлечены военная техника и, естественно, крейсер "Аврора". Участники инсценировки трудились почти бесплатно - за продовольственный паёк. Но большинство из них еще недавно принимали участие в революционных событиях, поэтому вряд ли воспринимали происходящее вокруг только как работу.
Перед началом репетиций главный режиссёр Николай Евреинов произнёс речь перед многотысячной труппой: "Время статистов прошло. Помните, товарищи, что вы вовсе не статисты. Вы артисты, быть может, ещё более ценные, чем артисты старых театральных навыков. Вы части коллективного артиста. От сложения и умножения ваших переживаний получается новый эффект нового театрального действия". И эффект действительно был. Газеты писали, что крестьяне из соседних деревень, приехавшие в Питер и попавшие на инсценировку взятия Зимнего дворца, сначала с любопытством следили только за всполохами прожекторов.
Затем происходящее вокруг так захватило их, что на развернувшееся представление они стали реагировать как на реальные события. Когда же началась последняя атака, они вместе с толпой статистов и зрителей потянулись на штурм Зимнего.
Директивный миф
Об этом грандиозном театрализованном представлении пресса писала с восторгом. Вот одна из рецензий, напечатанная в еженедельнике "Вестник театра": "В те минуты, когда, как три года назад, загремела своими пушками „Аврора", примешивая гул своих орудий к трескотне винтовок, театр перестал быть театром, слив жизнь и искусство в один неразрывный комплекс".
Однако рецензент не скрывал, что постановка расходится с тем, что на самом деле случилось в стране три года назад. "В 17-м, - заметил он, - пуль выпустили меньше, чем теперь".
Штурм Зимнего дворца был показан во многих фильмах. Наиболее известные - картина Михаила Ромма "Ленин в Октябре", выпущенная в прокат в 1937 году, и фильм Сергея Эйзенштейна "Октябрь", снимавшийся к 10-летию революции. Они включают канонические сцены штурма. Что касается фильма "Октябрь", то он делался с размахом, режиссер получил в свое распоряжение беспрецедентные ресурсы - вплоть до настоящего оружия, исторических костюмов и права использовать для массовки воинские части.
В связи с чем обыватели того времени шутили: съёмки принесли городу вреда больше, чем сама революция.
Мало-помалу взятие Зимнего из реального события стало превращаться в революционный миф, находились и всевозможные свидетельства того, чего на самом деле не было. Вдруг выплывали неизвестные "герои" тех лет. Они рассказывали, что были в рядах красногвардейцев, ринувшихся на штурм дворца, вспоминали, как под огнём юнкеров перелезали через ворота и как падали сражённые огнём врага товарищи.
На самом деле, какого-либо серьёзного сопротивления защитников Временного правительства в 1917 году не было, как не было и героического штурма. Вряд ли можно назвать штурмом холостой выстрел "Авроры", после которого вооружённые люди почти без потерь ворвались в помещение дворца.
Штурма не было, а захват был. Знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна «Октябрь», когда огромная людская лавина несется от арки Главного штаба через Дворцовую площадь к парадным воротам Зимнего, никакого отношения к реальности не имеют.
Кстати, в октябре 1917 года никаких двуглавых орлов на этих воротах уже не было – по распоряжению Керенского все символы Российской империи (в том числе императорские вензеля на фасаде здания) убрали месяцем раньше, после объявления России республикой 1 сентября 1917 года. Никакого штурма не было, был постепенный захват Зимнего дворца большевиками.
После часа ночи небольшая вооруженная группа (10-12 человек) во главе с Антоновым-Овсеенко проникла внутрь через единственный незапертый и неохраняемый вход в Зимний со стороны Дворцовой площади, который вел в покои императрицы. За ними стали подтягиваться остальные.
Охрана была, просто гораздо меньше, чем было необходимо для обороны такого громоздкого здания, как Зимний дворец. Соответственно, когда здание было буквально затоплено сторонниками Военно-революционного комитета, то охранявшие Временное правительство юнкера не смогли оказать сопротивление. Из-за перевеса сил наступающих Временное правительство было арестовано без перестрелки. Таким образом, непосредственно в Белой столовой, где сидели министры, стрельбы не было. Юнкера там были, просто они не рискнули открывать огонь, увидев внушительную толпу, которая на них надвигалась.
Кстати, при самом взятии Зимнего погибло всего несколько человек.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+