Когда говорят, что в последние десятилетия видеоигры успели превратиться из нишевого развлечения для энтузиастов в огромную и массовую индустрию, обычно вспоминают о таких гигантах, как World of Warcraft или Call of Duty.
Но есть ещё немало связанных с видеоиграми случаев, которые было бы непросто представить всего полвека назад. Говоря о примерах, сложно не вспомнить про EVE Online — многопользовательский проект про освоение космоса от исландской компании CCP Games. Даже вне своего комьюнити он получил известность благодаря масштабным и драматическим событиям.
Почему EVE Online стала больше чем просто игрой?
За семнадцать с половиной лет жизни EVE завоевала славу одной из самых сложных онлайн-игр. Для всех, кроме игроков из Китая (для них создан отдельный сервер и игровое приложение), действие разворачивается на едином международном сервере с населением более 300000 человек. На старте каждый новичок получает корабль, небольшую пачку денег и возможность исследовать тысячи звёздных систем галактики Новый Эдем. По канонам жанра в EVE масса занятий: можно выполнять задания внутриигровых персонажей, добывать ресурсы, строить огромные космические сооружения и, конечно же, воевать. Чтобы выжить в суровой далёкой галактике, игроки объединяются в сообщества-корпорации, а те — в альянсы, группировки по-настоящему космических масштабов.
Игра подкупает размахом событий и множеством сложных механик. Специалисты исследовали экономику EVE как приближенную к реальности модель, которую формируют исключительно сами пользователи. Например, ВВП крупного альянса The Imperium по состоянию на 2019 год оценили в эквиваленте около 7 миллионов реальных долларов. А одна из самых грандиозных битв в космосе продолжалась 21 час, и в ней приняли участие более четырёх тысяч человек. Потери обошлись игрокам в сумму, равную сотням тысяч долларов.
Дело в том, что каждый корабль уничтожается безвозвратно, а на строительство мощных судов и других сооружений уходят огромные средства и целые недели ожидания. Крушение особенно важной космической станции может дорого обойтись даже сильному альянсу. Хотя далеко не все играют в EVE лишь ради сражений. Так, игрок по имени Катя Сэ потратила целых 10 лет на путешествие по галактике Новый Эдем — таким образом она хотела исследовать даже самые отдалённые её уголки.
75000 долларов за полцарства
В 2016 году пользователь по имени holder2k пообещал заплатить 75000 долларов всем, кто поможет ему сразиться с одним из самых грозных игровых сообществ, Hard Knocks. Международная корпорация, в состав которой входили умелые русскоязычные и англоязычные пилоты, прославилась изощрённой дипломатией и первой в мире EVE цитаделью класса Keepstar, гигантской военной базой наподобие Звезды Смерти. По слухам, holder2k был одним из союзников Hard Knocks, пока не поссорился с руководством.
Предложение holder2k частично нарушало лицензионное соглашение, но разработчики никак не прокомментировали инцидент. Некоторые пользователи встали на защиту игрока, ведь речь шла скорее о внутриигровом фонде выплат для всех желающих. Иные же заподозрили дерзкого пилота в мошенничестве и ожидали судебных процессов. Так или иначе, судьба holder2k после громкого случая неизвестна, а вот Hard Knocks прожила ещё несколько лет, пока сама по себе не оказалась в упадке.
Несколькими годами позже один из пользователей заработал в EVE больше 60 тысяч долларов всего за несколько вечеров, исключительно благодаря смекалке. Разумеется, в его истории не обошлось без несметных сокровищ огромных корпораций. С тех пор как в 2016-м CCP добавили возможность строить неприступные крепости-цитадели, корпоративные лидеры ожидаемо стали использовать их в качестве сокровищниц. Взять штурмом цитадель было настолько сложно, что подготовка к операции против той самой цитадели класса Keepstar заняла у нападающих около года. Победа однако не означала лёгкой добычи: благодаря своеобразной страховке «Asset Safety» имущество владельцев разрушенной цитадели после окончания боя должно было телепортироваться в безопасную локацию.
В 2020-м CCP представила механику Forsaken Fortress: если владелец цитадели давно не использовал структуру, игра могла с некоторым шансом признать крепость «заброшенной». Прежде всего, это значило, что после уничтожения цитадели всё имущество владельца оказалось бы в космосе. Пользователь по имени Sulley быстро сообразил, что таким образом можно разжиться запасами забывчивых хозяев. Но как определить нужные цитадели? Sulley потратил целую неделю, чтобы изучить статистику контрактов пользователей и найти заброшенные крепости. Кроме того, он оставил в каждом сооружении груз, чтобы получить предупреждение об отключении «Asset Safety». Наконец, в ходе подготовки Sulley создал собственную корпорацию и принял в её состав восемь новых аккаунтов, каждый из них — под его личным руководством. На такой ход пришлось пойти из-за того, что EVE не разрешает сражаться с цитаделями частным лицам без объявления межкорпоративной войны.
Спустя неделю после выхода обновления несколько крепостей получили статус «Forsaken». Операция началась. Sulley лично управлял всеми восемью истребителями своего клана — такой метод, когда с одного компьютера игрок контролирует сразу несколько аккаунтов, в онлайн-играх называют мультибоксингом. В одной из цитаделей Sulley наткнулся на редкие чертежи Tech 2. За несколько лет до тех событий CCP убрала возможность находить новые предметы такого типа, из-за чего их стоимость вскоре выросла, а сами Tech 2 стали коллекционными. В итоге за один вечер Sulley заработал около 60000 долларов в игровой валюте ISK.
Её, кстати, можно обменять на реальные деньги — существуют даже ресурсы с курсом валюты EVE. Так или иначе, время и усилия на подготовку плана Sulley окупились сполна.
Политика реальная и виртуальная
Иногда события в Новом Эдеме и реальная жизнь оказываются связаны самым удивительным образом. В 2018-м игровое комьюнити выбирало 13-й состав Совета Галактического управления. Как правило, эта организация состоит из лидеров альянсов и директоров крупных корпораций. На плечах представителей совета лежит ответственная задача: наладить связь между разработчиками и простыми игроками, обсуждать с ними изменения в механике и проблемы игрового мира. Роль совета сложно недооценить: все объекты вроде звёздных станций и корабли в игре создаются как раз игроками, а за крупные события отвечает само комьюнити.
Одним из кандидатов в состав Галактического управления стал пилот-ветеран EVE с 12-летним стажем Бриск Рубаль, в реальной жизни более известный как юрист и политик-республиканец из США Брайан Шёнеман. Сперва он и не думал выдвигать свою кандидатуру, но соратники из корпорации STK и альянса The Initiative, узнав о настоящем занятии Шёнемана, принялись убеждать его в том, что это хорошая идея. В итоге политик воспринял избирательную кампанию всерьёз и даже записал промовидеообращение, в котором объяснил, почему решил баллотироваться на должность и как может быть полезен сообществу. Видео набрало больше 40 тысяч просмотров, а Шёнеман в итоге вошёл в состав совета. Впрочем, после этого необычные повороты в его истории не закончились.
Спустя год после избрания разработчики забанили Бриска и ещё двух пользователей по подозрению в коррупции. Как объяснили в CCP, тот использовал инсайдерскую информацию в личных целях, а именно — для нечестного заработка валюты ISK. Политик назвал обвинения безосновательными и добавил, что его деятельность регулируется кодексом профессиональной этики адвокатов штата Вирджиния. По словам Шёнемана, за годы службы ему довелось в том числе работать в правительстве США, и ни разу он не получил ни одной жалобы на свою деятельность. В конце заявления Бриск пообещал противостоять ложным обвинениям и восстановить репутацию.
Любопытно, что у него получилось: после расследования разработчики признали пилота-политика невиновным, восстановили его игровое имущество, а также принесли извинения перед ним и членами совета. И хотя после скандала Брайан всё же объявил об уходе с внутриигровой должности, в 2020-м он снова вернулся. Сегодня его имя значится первым в списке десяти членов 15-го состава Совета галактического управления.
Владимир Путин Нового Эдема
С именем отдалённого коллеги Брайана, адвоката Алекса Джантурко, связаны одни из самых известных историй мира EVE. Пилоты Нового Эдема знают Алекса как The Mittani, лидера альянса Goonswarm Corporation. В 2006-м Алекс, тогда ещё простой пилот, вступил в ряды Goonswarm, одного из самых крупных игровых сообществ. Вскоре The Mittani обрёл известность как хитрый и опасный политик. «Владимир Путин мира EVE», — так он сам себя назвал.
По ходу службы в Goonswarm Алекс отметился способностями в планировании, но настоящая известность пришла к нему после самой дерзкой спецоперации в истории игры. Началось всё с того, что The Mittani тайно переманил на свою сторону директора корпорации Black Nova, входившей в один из крупнейших альянсов того времени — Band of Brothers. 5 февраля лидер Goonswarm вместе с предателем спланировали и выполнили коварный план, в ходе которого неожиданно исключили все корпорации из состава альянса, а затем и вовсе закрыли Band of Brothers. Опустошив корпоративные счета и ангары альянса, они оставили сообщение: «Mittani says hi». Таким образом, одна из самых крупных организаций своего времени с более чем двумя тысячами пилотов в составе пала в результате вероломного предательства, а политическая карта Нового Эдема радикально изменилась.
После разгрома Band of Brothers, Алекс стал настолько известной личностью в мире EVE и за её пределами, что в 2014-м году, о нём написали статью в Wall Street Journal. К этому времени Mittani стал лидером могущественной коалиции The Imperium — условного союза альянсов, в состав которого вошли 40000 пилотов. И всё же даже столь могущественный лидер оказался в опасности — по собственной неосмотрительности.
Империя наносит ответный удар
Недавно в Новом Эдеме началась первая галактическая война, или, как её называют, World War Bee. Спровоцировала её ностальгия по лучшим временам со стороны владельца казино I want ISK.
К таким заведениям CCP долгое время относились снисходительно, хотя в казино можно было получить игровую валюту в обмен на реальные деньги. Принцип работы казино был прост: от пользователя требовалось отправить взнос в корпорацию I want ISK, после чего банкиры вносили положенную сумму на счёт игрока, а затем определялся результат игры. Во многом система полагалась на личную сознательность банкиров.
Во время беседы с наёмниками из сообщества Mercenary Corporation руководитель казино по имени Джо неожиданно для всех предложил начать войну с The Imperium. По его мнению, игра вошла в состояние стагнации, а военные силы «имперцев» слишком расслабились из-за отсутствия достойного соперника и мирного времени. Нужны были перемены — и они произошли.
Первые недели война шла исключительно на средства одного человека. По стоимости неделя боевых действий обходилась Джо в 300 миллиардов ISK, или около десятка тысяч долларов по тогдашнему курсу валют. В какой-то момент к финансированию войны подключилось всё руководство I want ISK: это случилось после того, как представители корпорации Space Monkeys в составе Imperium насолили одному из банкиров. Таким образом, «имперцы» потеряли часть галактических секторов, а видимость всемогущества The Mittani заметно поубавилась: даже его руководство не спасло коалицию от поражения. Но и вклад I want ISK в ход политической ситуации не остался незамеченным: с тех пор CCP всерьёз взялись за проблему внутриигровых казино, хотя часть из них работает и сегодня.
Сегодня ту войну принято называть Casino War или World War Bee I, в честь логотипа центрального сообщества Imperium, Goonswarm Federation (там изображена пчела). Единица в названии тоже не случайна: прямо сегодня в Новом Эдеме разворачивается конфликт, известный как World War Bee II. Его зачинщиком стал бывший командующий флотом Goonswarm по имени Vily, которого шесть лет назад неожиданно отстранили от должности.
В 2014-м Vily вынужденно отправился на военные сборы, а когда вернулся в EVE, бывшие товарищи заявили, что больше не нуждаются в его услугах. С тех пор Vily успел стать командующим флотом сообщества Test Alliance. В новой битве за передел политической карты Нового Эдема схлестнулись «имперцы» (более 29000 действующих аккаунтов) и коалиция PAPI — Test Alliance со своими союзниками (52 тысячи аккаунтов). Война разыгралась не на шутку, и сводки с фронта появляются по сей день.
Война и мир
Так или иначе, масштабные события в EVE не ограничиваются сражениями, политикой и финансовыми операциями с внушительным числом нулей. В 2018 году скончался один из самых влиятельных физиков современности Стивен Хокинг — автор множества известных исследований. Прощаясь с учёным, игроки зажгли сотни осветительных маяков, которыми в комьюнити принято предупреждать о приближении крупного враждебного флота. На некоторое время вся галактика Новый Эдем оказалась окрашена вспышками ярких красных и синих пятен во тьме.
Монумент пилотам EVE
Сама же CCP шесть лет назад установила монумент игрокам в EVE в столице Исландии, городе Рейкьявик. На поверхность пятиметрового сооружения нанесены имена всех активных игроков по состоянию на 1 марта 2014 года. Среди тысяч слов есть имена в том числе и покойных пилотов EVE. Так разработчики увековечили память исследователей Нового Эдема.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+