Как мы недавно обсуждали, Россия выбрала сценарий «Европа без Европы». Мы будем строить у себя что-то вроде Германии восьмидесятых, только без американских военных баз и, вообще, без Запада, который высшую точку своего развития уже проскочил и сейчас с пугающей скоростью разлагается в радужный кисель. Цитирую (ссылка):
…Европа, которую мы потеряли. Построение общества по типу старой доброй ФРГ из 1980-х — с ухоженными городами, где тротуары моют шампунем, с высокими зарплатами, с порядком и благополучием, с развитой высокотехнологичной экономикой, но без парадов задней гордости и прочего непотребства. «Американская мечта» для каждого работающего — семья, трое-четверо детей, просторная квартира или дом в собственности, хороший автомобиль, воскресный выезд на природу с ритуальным поеданием самодельных мясных блюд. Для неработающих — пособие, достаточное, чтобы не голодать, но недостаточное, чтобы стать профессиональным безработным. Воплощение в реальности эмигрантских басен про качественные товары в магазинах, дружелюбных полицейских, деловитых чиновников и минимальный уровень коррупции. Лучшие в мире школы и институты, самая передовая наука. Серьёзный вес и всеобщее уважение на мировой политической арене…
Важным шагом на пути к цели для России станет большая приватизация, которая, напомню, выглядит уже делом решённым. Одна из главных целей приватизации — замена неэффективного государственного управления на эффективное частное.
Когда мы обсуждали приватизацию (ссылка), многие спрашивали, зачем нужны такие сложности, почему государство не может оставить заводы себе, наняв в руководство хороших управленцев. Что же, вот мой ответ на этот справедливый вопрос.
Начнём с того, что талантливые руководители обычно предпочитают работать на кого угодно, но только не на государство. Им скучно сидеть на бесконечных совещаниях, встраиваться в социальную иерархию, участвовать в светской жизни, готовить бесконечные отчёты и, вообще, заниматься интригами и карьерой вместо реального дела. Им хочется открывать новые цеха, прокладывать цепочки поставок, улучшать качество продукции и зарабатывать деньги.
Нормальный чиновник, в свою очередь, к профессиональным управленцам относится с естественным пренебрежением, так как те недостаточно обходительны, не имеют нужных регалий и, вообще, мало на что способны, кроме как хорошо управлять своим участком работ.
Из-за этого получается разрыв в ожиданиях.
Директору регионального завода нужно дать, допустим, зарплату в 600 тысяч рублей в месяц, широкую свободу действий и 50 миллионов рублей инвестиций на обновление станочного парка и прочее необходимое обустройство. Также директору нужно дать широкие кадровые полномочия, так как на старте ему нужно будет привести на завод свою проверенную команду и уволить тех, кто не тянет.
Работать на государство такому директору будет неприятно, но он готов мириться с проблемами, если государство поставит ему зарплату в 1,5 млн рублей, выдаст всё необходимое и не будет сильно донимать бюрократией.
Ответственный чиновник, в свою очередь, думает, что 600 тысяч — это что-то очень жирно, тем более такому непредставительному перцу без диплома престижного вуза, без влиятельных родственников и без связей в министерстве. Чиновник знает, что На 150 тысяч рублей выстроится целая очередь желающих работать директором, которые, кстати, не будут выдвигать никаких дополнительных требований, и которые согласятся потерпеть с обновлением станочного парка до 2043 года.
И вот директор с чиновником озвучивают друг другу условия, смотрят друг на друга, а потом вежливо поднимают шляпы и расходятся со смехом в разные стороны, удивлённо покачивая головами от несуразности запросов противной стороны.
Да, у большого государства, такого как Россия, всегда есть кадровая скамейка талантливых чиновников, которые умеют не только получать ордена за выслугу лет, но и делать реальное дело. Эта скамейка очень короткая, так как чиновникам и управленцам нужны качества почти противоположные, вот как омоновцу и математику, например. Теоретически понятно, что некоторые омоновцы способны вращать в голове шеренги сложных формул, а некоторые математики достаточно крепки, чтобы навалять разбушевавшимся футбольным фанатам, но на практике в одном человеке эти качества сочетаются редко.
На самые крупные компании, типа Сбера, таких уникумов у государства хватает. На компании второго эшелона — категорически нет.
Это была первая проблема государственных предприятий — кадровая. Вторая проблема заключается в том, что госпредприятия подчинены государству, которое их контролирует. С одной стороны, контроль абсолютно необходим, так как без него всё развалится. С другой стороны, государство контролирует свою собственность плохо, неумело, мешая руководству компаний работать. Даже если во главе государственного завода каким-то чудом укореняется талантливый директор, ему приходится постоянно бороться со средой: выбивать бюджеты, получать разрешения на каждый чих, отстаивать свою команду и отбиваться от спущенных сверху неумех.
В частной компании всё зачастую решается одним звонком собственнику: «у нас такая-то проблема, нужно срочно решать, для этого предлагаю немедленно сделать такой-то резкий поворот руля». Собственник может в течение одного дня дать добро на крупную операцию, также собственник может сразу же выделить денег или даже предложить хороший альтернативный вариант, так как опыт бизнеса у него большой, и собственником он стал не просто так. Если частная компания крупная, и там есть совет директоров, согласования идут немного медленнее, но тоже гораздо быстрее и качественнее, чем в государственной.
Опять-таки, и эту проблему может решить аппаратный тяжеловес, который обладает огромным влиянием и может при необходимости, например, заглянуть в кабинет к нашему президенту. Однако сколько таких аппаратных тяжеловесов, которые одновременно имеют деловые способности, есть в распоряжении у государства? Сомневаюсь, что наберётся хотя бы 20 человек. А ведь такие кадры нужны государству не только для управления бизнесом, но и для губернаторских постов, и для министерств, например. Глупо было бы снимать Эльвиру Набиуллину с должности главы ЦБ, чтобы вручить её заботам какой-нибудь провинциальный рыбоперерабатывающий завод.
Поэтому государству часто приходится делать неприятный выбор.
Вариант 1. Назначаем руководить предприятием аппаратчика, который может уверенно открывать двери высоких кабинетов, но при этом навряд ли способен вывести предприятие в плюс и поднять выход качественных деталей до 98%.
Вариант 2. Сажаем в кресло директора делового человека, способного решить все бизнес задачи, но не способного ни выбить у государства нужные ему ресурсы, ни защититься от интриг хищных вельмож.
В первом случае предприятие хиреет. Во втором случае хорошего управленца или «съедают», или связывают по рукам и ногам, не позволяя добиться хорошего и устойчивого результата.
У бизнеса, повторюсь, таких проблем в принципе не возникает. Опытных предпринимателей со своими командами — огромное количество. Они умеют работать, так как для бизнеса хорошая работа является вопросом выживания. Также они являются внутри своих предприятий полновластными хозяевами, поэтому не тратят силы и время на преодоление естественного сопротивления госаппарата.
Вышеперечисленные проблемы отнюдь не специфичны для России, это общечеловеческое. В государственной вертикали отбор идёт по принципу «кто лучше танцует вальс и говорит комплименты», в бизнесе отбор идёт по принципу «кто лучше делает реальное дело». Поэтому самая эффективная система — система двойная, когда государство занято политикой и обороной, а бизнес занят пошивом носков и выпуском пылесосов. Исключения вполне возможны — частные военные компании, государственные корпорации — но таковых исключений не должно быть слишком много, так как «непрофильные» ресурсы и у бизнеса, и у государства ограничены.
Таким образом, естественное развитие государства — приватизация. Некоторые предприятия имеет смысл отдать в частные руки целиком, другие — на 20-50%, чтобы независимый владелец мог улучшить качество управления, а поставленный государством директор мог поднять свою мотивацию, купив акции собственного завода. Некоторые предприятия — атомные, например, — могут остаться и у государства.
Всё это — детали. Полагаю, я объяснил, почему государство не может просто взять и назначить хороших директоров. Если же вы мне не верите, просто посмотрите на практику. Несложно заметить, что госпредприятия второго эшелона по большей части показывают плохие результаты и, кстати, платят оскорбительно маленькие зарплаты. Если же мы посмотрим на эпоху, когда государство было монополистом и владело вообще всем, мы обнаружим, что тогда спущенные сверху аппаратчики не справлялись даже с самыми элементарными задачами — с обеспечением населения туалетной бумагой и колбасой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #8 написал: Петя Иванов (16 июля 2023 09:08) Статус: |
Во главе гос компании ставите номенклатурного работника- толкача и производственика, который ведёт всё производство. Номенклатурщик "прикрывает" производственика и выбивает в верхах необходимые ресурсы, а производственник далёкий от аппаратных интриг, спокойно сосредотачивается на основной работе. В примерной связке со своим коллегой проработал с пять лет, результат был очень положительный.
» #7 написал: ppulanov (14 июля 2023 23:36) Статус: |
Вопрос выбора управленцев хорошо описан и решается на уровне элементарной управленческой грамотности. Сама постановка подобного вопроса говорит о малой способности автора различать конкретные классификации бизнес-моделей и необходимых под эти модели персоналий.
Если глубоко не погружаться есть 3 типа бизнеса: - управление оперативное - это там где звонком собственнику можно решить; - управление на основе регламентирующих правил - там есть правила, договоренности и рамки; - управление организацией как частью отраслевой цепочки - там сложные механизмы увязки решений в корпоративные, холдинговые, институциональные механизмы. То есть на каждую управленческую бизнес модель нужен свой управленец, имеющий потенциал работать в этом механизме.
Вообщем проблематика описана вдоль и поперек и начинать нужно с разбора конкретного механизма управления принятого в организации.
» #6 написал: Fin22 (14 июля 2023 17:39) Статус: |
Согласен с комментариями ниже. Статья однобокая, выкрашивающая мир только в белые и черные краски. Все намного сложнее. Что касается государства, то пословица - "рыба гниет с головы", в полной мере относится к нему непосредственно. Некомпетентность руководителя неизбежно ввергает все подчиненные ему направления в упадок, прежде всего в кадровом вопросе. Это основная причина. Для государственного аппарата все время нужна встряска, постановка перед ним целей и задач, которые он должен выполнять на пределе своих умственных и физических способностей с неизбежной ответственностью по заслугам. Только так появляется прослойка действительно государственных деятелей. Иначе весь аппарат превращается "в теплицу экзотических растений", которые забывают что кроме теплицы есть еще большой мир с суровыми условиями выживания. Если сверху не интересуются что происходит внизу, и больше того ,требуют что бы все было тихо и спокойно, как раньше, то внизу образуется зловонное болото. Именно поэтому, в государственном секторе как нигде важна такое явление как "роль личности в истории". Только отдельные личности, получившие те или иные полномочия могли напрягать весь подчиненный аппарат в нужном им направлении. Примеров истории достаточно от Ивана Грозного и Петра первого до Сталина и Брежнева. Что касается бизнеса. Согласен. Талантливый и целеустремленный человек может добиться многого. Но это как в спорте - чемпионом, снимающим все пенки, становится один, среди тысяч соревнующихся, остальные переходят в категорию обычных людей. И понятно, что "соревнование" между ними у участников выявляет кто на что способен, кому везет а кому и не очень, заставляет напрягать до предела мозги и силы. Но... если кто заметил внимательно смотря американские фильмы, читая экономические новости... люди стоящие на самом верху частных корпораций как правило, рано или поздно, так же переходят в категорию "гниющей рыбы с головы". Да, в бизнесе все вопросы решаются проще и быстрее. Но проблемы государства и бизнеса не сопоставимы. Если бизнес рискует только самим бизнесом, то у государства всегда в конце маячит вопрос о его существовании. Поэтому подход к проблеме совершенно другой - не трогать то что работает, все новое пропускать через сито всевозможных проволочек, что бы выяснить во первых действительную необходимость новшеств, или отпад новшеств как не нужного и избыточного, рискованного, ошибочного или могущего ухудшить положение. В конечном итоге что такое государство? Это организация, которая создана прежде всего для поддержания как можно дольше текущего положения вещей, то есть что ни на есть лютый консерватизм. И тем более это не площадка для рискованных сделок с непредсказуемыми последствиями. А бизнес это сиюминутное решение частных проблем по извлечению прибыли на свой страх и риск. Может выгореть а может и нет. Совершенно разные сферы человеческой деятельности и мешать все в одну корзину как то не очень. В самом заголовке статьи кроется непонимание данного вопроса. Государство не должно нанимать менеджеров, оно должно отбирать, готовить и воспитывать руководителей всех уровней для себя. И чем больше в это вложено, тем лучше будет результат. Только так и никак иначе. Точнее иначе заканчиваются гибелью государства. В конце статьи так полный бред .Отдать убыточные отрасли умелым менеджерам. Умелые менеджеры после недолгих подсчетов прибыли и убытков моментально пускают стратегическое предприятие под откос, камня на камне в буквальном смысле, под лозунгом - не рентабельно! Дешевле купить за границей!!! Все проходили в 90е!!! А то что страна остается без своей независимой от внешнего мира отрасли, уничтожается от разработок до науки по данному направлению, их не волнует вовсе.
» #5 написал: bromling (14 июля 2023 17:07) Статус: |
Я так думаю, все дело в том, что подходит время смены элит. Народ начал задумываться о том чем будет заниматься и на что жить в дальнейшем, освободившись от тяжких государственных дел.
Брехня все это - оправдание предстоящего грабежа. Видели мы этих "собственников" в 90-х - сплошь бывшие бандиты которые вкладывали награбленное. Сейчас что - то будет по-другому? Все то же самое - скупят Россию за награбленное в той же России. Обычный человек купить завод не может. Значит купит "необычный". А как говорил товарищ Ленин "За каждым крупным состоянием стоит преступление". Топором, как говорится не вырубишь, значит, надо отменить товарища Ленина. Потому этот Макароненко на коммунистов бочку и катит постоянно. И, кумир аффтара эти слова подтверждает - "Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого." — Джон Рокфеллер. То есть под первым миллионом лежит преступление. Всегда. Аффтар нам говорит, что собственник (т.е. преступник) лучше государства и тем самым выступает против государства Российского и агитирует за передачу страны бандитам и ворам.
» #2 написал: Kardinall (14 июля 2023 15:02) Статус: |
Это как в той притче: "И ты прав, сын мой, и ты ..." Но везде и всегда есть крайности. И уважаемый "Опоздавший" - забрал у же не край, а ЧЕРЕЗ край. Ибо то, о чём он пишет ниже - уже банальный криминал, по современным законам. А заречься, что очередной босс, что частный, что казённый будет соблюдать закон - не может НИКТО. Я думаю, как всегда, истина где-то посередине. В зависимости от ситуации и те и другие, и прочие тоже - формы хозяйствования вполне себе имеют право на существование. Но это - уже совсем другая история ...
» #1 написал: Опоздавший (14 июля 2023 14:48) Статус: |
Ага. Собственник может то, собственник может это. Может конечно. Но он, точнее они, почему-то создают к примеру хедж-фонды в которых гарантированная прибыль обеспечивается не решением актуальных хозяйственных задач, а своевременным придушением рванувших вперед конкурентов, чтобы сохранить общую для всех прибыль при минимальных инвестициях. Ибо и рванувшим конкурентом и всеми остальными владеет этот самый хедж-фонд через своих акционеров. И все, кстати, довольны. Простой пример, который я сам знаю. Владельцы австрийской фирмы, выпускающая слуховые аппараты для кохлеарной имплантации, войдя в соотвествующий хэдж-фонд удвоили и стабилизировал свои прибыли, но вот на рынок выходят разработки 30-летней давности. Так сохраняется прибыльность для владельцев безо всяких инновационных авантюр. разработка 20-летней давности, превосходящая предыдущую и по цене и по качству и т.д вдвое втрое. оказалась последней. новых просто делать не имеет смысла. Ребятам не надо вкладываться ни в какую науку, чтобы сохранить прибыль. Да и старенькие они стали (этот бизнес когда-то замутили муж и жена)... И так схем уже давно десятки. Автор прав, описывая дефекты системно интегрированного (не обязательно государственного) бизнеса. Но вот почему автор с детской непосредственностью исключает из рассмотрения родовые дефекты собственно капиталистического бизнеса? Их нету? Или?
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 79
Рейтинг поста:
Если глубоко не погружаться есть 3 типа бизнеса:
- управление оперативное - это там где звонком собственнику можно решить;
- управление на основе регламентирующих правил - там есть правила, договоренности и рамки;
- управление организацией как частью отраслевой цепочки - там сложные механизмы увязки решений в корпоративные, холдинговые, институциональные механизмы.
То есть на каждую управленческую бизнес модель нужен свой управленец, имеющий потенциал работать в этом механизме.
Вообщем проблематика описана вдоль и поперек и начинать нужно с разбора конкретного механизма управления принятого в организации.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 313
Рейтинг поста:
В конечном итоге что такое государство? Это организация, которая создана прежде всего для поддержания как можно дольше текущего положения вещей, то есть что ни на есть лютый консерватизм. И тем более это не площадка для рискованных сделок с непредсказуемыми последствиями. А бизнес это сиюминутное решение частных проблем по извлечению прибыли на свой страх и риск. Может выгореть а может и нет. Совершенно разные сферы человеческой деятельности и мешать все в одну корзину как то не очень. В самом заголовке статьи кроется непонимание данного вопроса. Государство не должно нанимать менеджеров, оно должно отбирать, готовить и воспитывать руководителей всех уровней для себя. И чем больше в это вложено, тем лучше будет результат. Только так и никак иначе. Точнее иначе заканчиваются гибелью государства. В конце статьи так полный бред .Отдать убыточные отрасли умелым менеджерам. Умелые менеджеры после недолгих подсчетов прибыли и убытков моментально пускают стратегическое предприятие под откос, камня на камне в буквальном смысле, под лозунгом - не рентабельно! Дешевле купить за границей!!! Все проходили в 90е!!! А то что страна остается без своей независимой от внешнего мира отрасли, уничтожается от разработок до науки по данному направлению, их не волнует вовсе.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 52
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 259
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 187
Рейтинг поста:
Но везде и всегда есть крайности. И уважаемый "Опоздавший" - забрал у же не край, а ЧЕРЕЗ край. Ибо то, о чём он пишет ниже - уже банальный криминал, по современным законам.
А заречься, что очередной босс, что частный, что казённый будет соблюдать закон - не может НИКТО.
Я думаю, как всегда, истина где-то посередине.
В зависимости от ситуации и те и другие, и прочие тоже - формы хозяйствования вполне себе имеют право на существование.
Но это - уже совсем другая история ...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1586
Рейтинг поста:
И так схем уже давно десятки.
Автор прав, описывая дефекты системно интегрированного (не обязательно государственного) бизнеса.
Но вот почему автор с детской непосредственностью исключает из рассмотрения родовые дефекты собственно капиталистического бизнеса? Их нету? Или?