26 мая 2011 г. в Сербии произошло событие, которое повлечёт за собой радикальные последствия для сербов, для Балкан, Европы, да и мира в целом: был арестован генерал Ратко Младич.Существенно, что первыми об аресте Младича сообщили не сербские, а хорватские СМИ.
Р.Младич не выдавал себя за другого человека, он не изменял свою внешность, не пользовался чужими документами. Деталью, вызывающей, по крайней мере, удивление, является то, что арестован Р.Младич был в доме своего родственника, который, по словам односельчан, сам жил в крайне стесненных материальных условиях и не имел возможности укрывать человека, за которым шла охота (акции сербских спецслужб по поиску генерала не прекращались ни на один день с момента выдвижения Гаагским трибуналом против него обвинения).
Вечером 26 мая судебный следователь предпринял попытку провести допрос Р.Младича, но его пришлось прервать в связи с плохим состоянием здоровья генерала. Адвокат семьи Младич Милош Шалич указывает, что Р.Младич перенес три инсульта и два инфаркта, его правая рука парализована, есть сведения, что у него отказывают почки. В целом, утверждает М.Шалич, генерал Младич находится «в тяжелейшем психофизическом состоянии, путается, бессвязно говорит», то есть речь идет об изменении личности. По словам адвоката М.Шалича, Р.Младич не смог сообщить даже личные данные и лишь заявил, что не признает Гаагский трибунал. Сын и супруга генерала, посетившие Р.Младича утром 27 мая, были потрясены его состоянием. Семья требует назначения для Младича медицинской комиссии (и только врачей из России!), а также помещения его в больницу Военно-медицинской академии.
Тем не менее слушания были возобновлены днем 27 мая. До этого Младича осмотрели 5 врачей Окружной тюрьмы Белграда, которые признали, что арестованный может участвовать в судебной процедуре. Прокурор по военным преступлениям Владимир Вукчевич цинично заметил: «Самое главное, что он (Младич – А.Ф.) все понимает».
Арест Младича стал потрясением для сербов.В тот же день, 26 мая, в Белграде прошли стихийные протесты. В них участвовали совсем молодые люди, которые не воевали и росли в атмосфере прозападной пропаганды, растаптывающей сербскую историю, культуру, национальное самосознание. И тем не менее на улицах Белграда протестовала молодежь – студенты и школьники, в окружении полицейских кордонов певшие старинные сербские песни о Косове. Полиция была в полной боевой готовности, она умело оттесняла недовольных, рассекала демонстрантов и заставляла тех отходить с людных мест. Более массовые протесты прошли в Республике Сербской, в столице Баня Луке. Там в центре был установлен транспарант с надписью: «Сломано крыло, но мы помним военный полет». Протесты прокатились и по другим городам РС БиГ.
Всю ночь с 26 на 27 мая сербское ТВ, в основном прозападный канал Б92, транслировало передачи о Младиче. Ликованием по поводу «освобождения Сербии от тяжелого ярма» дело не ограничивается. Уже отчетливо звучат и обвинения в адрес России, и призывы к сербам освободиться от «исторически ошибочных русофильских заблуждений»…
В массмедийной истерии, развёрнутой сейчас на Балканах в связи с арестом генерала Младича, удары по Сербии и удары по России соединены в одно. Москве следует быть готовой к ситуации, когда, независимо от того, принимала она или нет участие в «укрывательстве» Р.Младича, западная пропагандистская машина создаст связку «преступления (геноцид) Младича = преступления сербов = соучастие России». Глобальная пропагандистская машина, без сомнения, использует арест Младича, чтобы создать платформу для последующих антироссийских действий. Выдача Р.Младича – это звено в цепи расправы глобальной элиты с национальными лидерами - убитыми, свергнутыми, содержащимися в заключении и предназначенными на «заклание» – С.Милошевичем, М.Бабичем, В.Шешелем, С.Хуссейном, М.Каддафи, Б.Асадом, А.Лукашенко, Х.Мубараком, Л.Гбагбо… Список открыт…
У главного прокурора Гаагского трибунала Сержа Браммерца уже готов сценарий проведения процесса: во-первых, через несколько дней Р.Младич должен быть доставлен в МТБЮ и не позднее чем через 48 часов (!) предстать перед судьей Трибунала. Во-вторых, процессы над Караджичем и Младичем должны быть объединены, чтобы «их судить вместе». Правовые аспекты, права человека – всё это отсутствует. Браммерц предлагает объединить процессы несмотря на то, что Караджич в трибунале находится уже три года, и начала процесса над Младичем ему придется ждать, по крайней мере, несколько месяцев. Откровенно издевательски звучат и слова Браммерца о том, что в тюрьме Трибунала Младич получит «всю необходимую медицинскую помощь».
Судебная палата для процесса Младича уже назначена - судьи Кристоф Флиге, Альфонс Ори и Баконе Молото. Последняя, измененная, версия обвинительного заключения против Р.Младича выдвигает 11 пунктов обвинения, из которых два касаются геноцида (в Сребренице и еще в восьми боснийских общинах), остальные девять – преступлений против человечества, преступлений над лицами несербской национальности, нарушений законов и обычаев войны в течение столкновений в БиГ в 1992-1995 гг. В этой версии обвинения говорится также, что Младич и Караджич возглавляли «совместное преступное деяние», целью которого было устранение боснийских мусульман и хорватов с сербских территорий. Тем самым в ходе трех процессов над оставшимися в живых в трибунале виднейшими сербскими политическими лидерами – Караджичем, Шешелем и Младичем будет окончательно утверждена в корне антиправовая доктрина о «совместном преступном деянии», противоречащая юридическим нормам, говорящим о сугубо индивидуальной ответственности.
Шансов на справедливое рассмотрение, на чем настаивает Россия, у Младича также нет, так как в трибунале практикуется разное право по отношению к сербам и несербам. Так, военный преступник боснийский мусульманин Насер Орич, под руководством которого был осуществлен геноцид над сербами в окрестностях Сребреницы в БиГ, был трибуналом обвинён – но… в преступлениях не против сербов, а против хорватов, и то не в самых тяжких. И впоследствии был оправдан. У трибунала, как указывают сербские общественно-политические деятели из РС БиГ¸ не возникает вопросов к мусульманским лидерам, таким как Эюп Ганич или генералы Армии БиГ Атиф Дудакович и Йован Дивйак...
С арестом Р.Младича преступный трибунал «продлевает себе жизнь».Трибунал не станет завершать свою деятельность - он только приступил к главной фазе работы.
В Сербии разворачивается работа по подавлению любых проявлений недовольства арестом Младича и обращением с ним. Только за первых сутки с момента ареста генерала в Белграде были арестованы несколько десятков протестовавших. Примечательно также внезапное закрытие работы сербской Скупщины, заседание которой было прервано 26 мая, и перерыв в работе должен продлиться до 7 июня… Браммерц указал на необходимость «образовывать людей, поскольку многие до сих пор считают Младича героем… в том, что он сделал – нет ничего героического, и его будут судить за самые тяжелые преступления, совершенные на европейском пространстве после Второй мировой войны». На этой основе будет раскручиваться маховик глобальной антисербской пропаганды. Последствия для Сербии и сербского народа будут тяжелейшие.
Во внутриполитическом аспекте арест Р.Младича стал «джокером» предвыборной борьбы для Б.Тадича. Теперь именно он может рассчитывать на получение Сербией статуса кандидата в ЕС и сокрушение, таким образом, своего соперника – также ориентированной на Вашингтон и Брюссель, хотя и декларирующей себя оппозиционной, Сербской прогрессивной партии во главе с Т.Николичем. На пути к победе на выборах и к вступлению Сербии в ЕС устраняются последние препятствия. Однако надежды на «милость Европы», несмотря ни на какие уступки Сербии, остаются иллюзорными. И нереальным в близкой перспективе выглядит не только членство в ЕС, но даже и пресловутый статус кандидата. Так, Европейский комиссар по расширению Штефан Филе отметил, что принципиально ситуация не поменялась. Заместитель председателя Комитета по европейским делам голландского парламента Хари Ван Бомел заявил, что ареста Р.Младича недостаточно для обретения Сербией статуса кандидата в ЕС.
Для этого, по его словам, «мы ждем последнего беглеца – Горана Хаджича. Проблема с Косовом также должна быть решена, как должна быть завершена реформа правосудия».
Из всех сербских партий единственно Сербская радикальная партия самым решительным образом осудила арест Р.Младича. Шеф депутатской группы СРС Д.Тодорович заявил, что арест Р.Младича является «одним из самых тяжелых моментов в сербской истории», «необходимо было любой ценой поймать Р.Младича и тем самым погубить сербский народ». Процесс над Младичем, указывает Тодорович, поставит под угрозу Республику Сербскую, поскольку теперь будет доказываться, что она - «геноцидное образование».
Арест Ратко Младича означает открытие новой фазы наступления на сербский народ, на его жизненно важные национальные интересы – прежде всего, на существование Республики Сербской. От Сербии Запад будет требовать окончания начатого – признания независимости Косова. А в геополитическим плане может начаться новый этап передела Балкан. Сейчас необходимо самое пристальное внимание к тому, что происходит с Р.Младичем. В сложившейся обстановке оказание генералу правовой и медицинской помощи равносильно стабилизации положения на Балканском полуострове, входящем в орбиту интересов России.
Анна ФИЛИМОНОВА
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 93
Рейтинг поста:
virginiya100,
ЭТО КОГДА-НИБУДЬ КОНЧИТСЯ?Либо когда переделают мир, либо когда "передельцев" остановят. Впрочем, осознаю, что это был риторический вопрос)
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Только воплей правозащитников не слышно. ЭТО КОГДА-НИБУДЬ КОНЧИТСЯ?