Герман Клименко пишет, что в советских школах детей приучали к труду. Цитирую (ссылка):
В СССР школьное образование было… ээ… целым комплексом всяческих обязанностей, с образованием особо и не связанных. Уборка класса по графику дежурств, "практика" (перетаскивание хлама из подвала в соседний детсад), "общественно полезный труд" — мытьё столовой вместо уволившейся уборщицы и т.п. Это я не считая пионерии и всего с ней связанного, включая сбор макулатуры и денег в фонд Мира.
Потом всю эту чушь отменили. Школа стала оказывать государственную услугу по предоставлению образования. И, в общем, это правильно. Дежурства по классу отменили — стали нанимать уборщиц. Общественно полезный труд само собой тоже. То есть, школа перестала требовать от школьников соучастия в хозяйстве, но зато стала брать деньгами. В частности, продлёнка стала платной. Платными стали ранее бесплатные кружки и секции. В иных государственных школах появились вообще платные классы.
Сейчас в Госдуму (что-то они зачастили) внесён законопроект, делающий "общественно-полезный труд" обязательной опцией — не участвовать в котором школьнику будет нельзя. (Кстати, не уверен, что в советской школе он юридически был обязателен). Пионерию в той или иной мере уже вернули. Вернули политинформацию (разговоры о важном). Сейчас хотят вернуть и трудовую повинность.
И действительно, если раньше на уроках труда в хороших школах учили чему-то стоящему — работать на токарном или фрезерном станке, например, — то теперь уроки труда (технологии) стали по большей части профанацией: или пилим лобзиком лист фанеры, или готовим презентацию в поверпойнте на тему «свойства текстильных материалов».
Оно и понятно.
Во-первых, за безопасностью детей начали следить, причём следить по-куриному бездумно, как в пропагандистских книжках про изнеженных барчуков. Школьники в среднем довольно глупы, при этом в каждом классе непременно найдётся пара совсем уж отчаянных дураков. Если подпустить таких к настоящему станку, пусть даже маленькому, будут травмы. А если будут травмы, то и трудовика, и завуча, и директора, и всю школу целиком нахлобучат по полной.
Проверяющим невозможно объяснить, что обучение реальному делу подразумевает некоторый риск. Поэтому трудовики, будучи адекватными людьми, в первую очередь пытаются обезопасить собственную задницу. Школьнику сложно нанести себе травму при «работе» лобзиком, напильником или компьютерной мышкой, следовательно, школа в безопасности. При этом никто не возмущается, что на уроках труда дети страдают бессмысленной ерундой — общество уже привыкло, что в школе вообще мало смысла.
Вся эта оранжерейная забота весьма вредна для детей. Укажу на одну из очевидных побочек гиперопеки: если школьник не получит травму на уроке труда, так значит он получит её позже, делая ремонт у себя в квартире, а трудовика, который мог бы уберечь от совсем уж опасных глупостей, рядом уже не будет.
Следующий фактор — неэффективность принудительного труда. Школьники плохо убираются, плохо собирают металлолом, плохо носят хлам на свалку и, вообще, плохо работают. В мире капитализма нет смысла привлекать школьников ни к какому реальному делу, так как профессионалы сделают любое дело лучше, быстрее и дешевле. В советские времена школа всё равно могла выгадать, так как труд школьников был для неё абсолютно бесплатен, а родители боялись жаловаться. Сейчас с мнением родителей приходится считаться, так что школе в итоге проще нанять уборщицу, чем заставлять школьников мыть вышеупомянутую столовую.
Также бесполезными стали для школ кабинеты труда. Во времена советского производственного бардака наличие парка станков и какой-никакой рабочей силы позволяло производить реально нужные в хозяйстве вещи, иногда даже дефицитные. Сейчас ни кривые табуретки, ни низкокачественные детали никому не нужны. Материалы стоят дороже, чем то, что неуклюжий школьник может из этих материалов выточить.
Таким образом, ситуация изменилась кардинально. Раньше приобщать детей к труду было безопасно и выгодно, сейчас — опасно и убыточно. Закономерный итог — вместо деревянных табуреток или стальных оконных петель школьники делают презентации.
Общество не понимает проблему, так как наивно предполагает, будто любой труд ценен сам по себе. Тут кроется главная ошибка и главная причина деградации уроков труда. Труд новичка имеет отрицательную цену, причём немалую. Чтобы дать школьникам нормальную работу, нужно не только изрядно потратиться, но и привлечь высококлассных педагогов.
Нельзя вот так просто оснастить кабинет труда станками или 3D-принтерами, запереть там ставку стайку подростков наедине с трудовиком и оставить там «обучаться». Надо придумать хорошую учебную программу, которая снабдит школьников посильными, но интересными задачами, которые будут приближены к реальности, и которые будут давать видимость некого полезного результата. Золотые школьные практики — «вот тебе обрезок трубы, распили-ка его лобзиком пополам» — отбивают у детей всякое желание чему-то учиться, из-за чего школьники так и остаются до самого выпуска на уровне «принципиально не хочу ничего уметь». Нормальная программа предполагает продуманную и хорошо обустроенную лестницу обучения, преодолев которую, каждый середнячок овладевает базовыми навыками профессионального мастерства. К примеру, учится делать собственными руками мебель по типу икеевской, причём не на уровне табуретки, а на уровне красиво покрашенного комода с филенчатыми фасадами, который гости не смогут отличить от фабричного.
Вы уже видите сложности для школы, конечно. Фанера, доски и фурнитура стоят денег. Столярными инструментами можно пораниться, а на краску у некоторых аллергия. В каждом классе по 25 учеников, и хранить сотню-другую готовых комодов совершенно негде…
Повторюсь, организовать обучение труду хотя бы на удовлетворительном уровне довольно тяжело. Поэтому большая часть школ идёт по лёгкому пути. Не организует ничего, делая из уроков труда очередное картонное шоу по типу прочих предметов: «мы делаем вид, будто учим, они делают вид, будто учатся».
В некоторых школах, однако, увлечённые трудовики при помощи руководства проблему успешно решают. Например, договариваются с близлежащим производством и водят школьников туда на нормальную практику. Или, допустим, открывают при школе кафе, в котором школьники и готовят еду, и стоят на раздаче, и даже готовят бухгалтерскую отчётность для Налоговой.
К сожалению, таких школ немного, при этом проверяющие при минимальной настойчивости могут почти все подобные проекты прикрыть, ибо создатели нашего Трудового Кодекса убеждены, будто труд — это опасная болезнь, от которой несовершеннолетних надо всеми силами оберегать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
уроки труда готовят ребят к выбору инженерной профессии, высшего технического образования. Не стало этих уроков и понесли мальчишки свои аттестаты в псевдо экономические/юридические ВУЗы. В надежде родителей на последующие сверхвысокие доходы от неформальных доходов. Этот уклон в выборе профессии негативно сказался на нашей экономике. Сейчас острая нехватка инженеров-производственников и попытки "заштопать" эту дыру.
А может готовить ребят к выбору инженерной профессии нужно поднятием зарплат и созданием нормальных условий работы? В экономические/юридические ВУЗы ведь тоже не с проста все хотели идти... У меня у самого мама и один брат - финансисты, а второй брат - юрист, работавшие как раз в 90-е. И я лично, да и все молодые люди и не очень молодые видели, что живут они как минимум ощутимо выше основной массы. Правда потом в итоге всё свелось к получению дипломов за взятки...
А что там с инженерами у нас?? 40-60 тыс з/п в лучшем случае (что всего на 25% больше продавца алкашки в К-Б) и условия работы а-я провинциальный советский проектный институт середины 80-х годов, в котором вместо кульманов ЖК-мониторы.
Нехватка инженеров конечно есть, но я бы не сказал что она острая. Я сам инженер-программист (которые в нашем совке у нас чуть ли не официально "белой костью" объявлены) и знаю о чем говорю. Ну разбежалась из конторы талантливая молодежь - наймем 40-летних инвалидов, ушедших 10 лет назад из профессии в торгаши. Но кодить то умеют! Разбегутся 40-летние инвалиды? Тоже не проблема! Наймем 50-летних военных и МВД-шных пенсионеров! Что они, после Ассемблера в молодости без Интернета с Джавой чтоли не разберутся то!! Тем более 30 лет просидели сисадмином с погонами в РОВД))) Видели же краем глаза как оно что работает! Благо у тех и у тех пенсия есть... проживут как-нибудь! Ну а когда разбегутся 50-летние отставные - то да... 70-летние АйТишники есть только в Америке.... Хотя может к тому моменту постареют нынешние "отставники")))
Вот вкратце как у нас стоит "дефицит" инженерных кадров! Просто молодые идиоты, вкалывающие "за опыт" закончились чисто демографически! А новых даже паршивых уроками труда (а также информатики - что такая же тягомутень, как и труды) вы не подготовите! Что молодежь к нам в контору приходит работать - все как один дети чиновников и бизнесменов. И я смотря на цену современного компьютера в 150 тыс рублей догадываюсь почему сейчас "крестьянские дети" инженерами никак стать не могут... Ибо инженерное дело - это не только уроки труда и обучение в быдлоВУЗе, а еще и активная творческая самостоятельная работа. А она, знаете, требует вложений! По себе знаю...
» #4 написал: Kolyda (28 мая 2023 10:32) Статус: |
И ещё один момент я упустил отметить - уроки труда готовят ребят к выбору инженерной профессии, высшего технического образования. Не стало этих уроков и понесли мальчишки свои аттестаты в псевдо экономические/юридические ВУЗы. В надежде родителей на последующие сверхвысокие доходы от неформальных доходов. Этот уклон в выборе профессии негативно сказался на нашей экономике. Сейчас острая нехватка инженеров-производственников и попытки "заштопать" эту дыру.
» #3 написал: Kolyda (27 мая 2023 17:43) Статус: |
Помню, как в СССР на субботниках озеленяли город - привозили тех же школьников, выкапывали ямки на расстоянии 1 м. друг от друга и тыкали в них самые дешевые саженцы /тополя, например/. Понятно, что получалось от такой "заботы о городе" через 5 лет.
Да, было, тыкали. Перед нашим кварталом, перед нашей школой. В несколько рядов. Через полвека из-за этих деревьев не видно ни квартала, ни школы - все в зелени. Жалко только, что зелень у нас всего пять месяцев держится... Но и могучие стволы этих тополей сейчас наверное танк остановят.
Работа ради работы не всегда полезна. Можно всю жизнь ковырятся, но ничего хорошего так и не сделать. Помню, как в СССР на субботниках озеленяли город - привозили тех же школьников, выкапывали ямки на расстоянии 1 м. друг от друга и тыкали в них самые дешевые саженцы /тополя, например/. Понятно, что получалось от такой "заботы о городе" через 5 лет. Формальные уроки труда сами по себе трудиться не научат. В 6 классе бывает по 8 уроков. Зачем это? Ребенок не успевает отдохнуть. В СССР было хорошее - государственная собственность на недра и добычу полезных ископаемых. Вот это и надо возвращать, а не уроки труда.
» #1 написал: Kolyda (27 мая 2023 15:55) Статус: |
Судя по фотографии в первоисточнике Олег Макаренко молодой человек и на себе не почувствовал полезность школьных уроков труда. В советское время, на моей памяти пятидесятые-восьмидесятые годы, было два варианта получения ребятами трудовых навыков - 1. уроки труда в школе, в специально оборудованных школьных мастерских, 2. производственная практика на предприятиях. По первому варианту обучался я с пятого по восьмой класс, 57 - 61 годы, в четырех школах Нальчика, Москвы и Хабаровска. Уроки труда были два раза в неделю, как правило пятый и шестой уроки. В школьных мастерских нам прививали моторику владения слесарным и столярным инструментом, которая сохранилась на всю жизнь. В девятых-десятых классах показывали приемы работы на токарных станках по дереву и металлу (правда я тогда уже работал и учился в ШРМ). Кроме того еженедельно были уроки черчения, нас приучали к аккуратному графическому оформлению увиденных деталей. В школе дети тогда учились десять лет! В начале шестидесятых школу перевели на одиннадцатилетнее обучение, причем два дня из шестидневной учебной недели посвящали трудовой практике на предприятиях. Это я назвал бы вариант номер два. К примеру моя жена проходила практику фасовщицей на кондитерской фабрике "Спутник" в Хабаровске. В середине восьмидесятых снова смена школьных программ, но вариант номер два. Моя дочь училась (75-85 годы) по вновь введенной десятилетней программе с производственным обучением в школьном Учебном комбинате в Хабаровске. Было для девочек несколько профессий - продавец, дошкольное воспитание и секретарь-машинистка. Дочка выбрала последнее и не прогадала, в московском институте, куда она поступила сразу после школы, её умения безошибочно, десятью пальцами, печатать на пишмашинке (компьютеры только-только появлялись) мгновенно оценили. И морально и материально. В результате она мгновенно освоила компьютер. Мой внук учился одиннадцать лет без уроков труда, если не считать уроки ОБЖ в школе. Родителям было некогда, дед далеко и никто пацану не поставил руки в нужную сторону. Он конечно умничка, окончил МГУ с красным дипломом, но умения что-то сделать руками увы у него нет. Лично мне обидно. Сейчас мне под восемьдесят и я могу сделать руками любую работу - сварить борщ, или сварить между собой пару балок, собрать компьютер, поставить нужное ПО, подшить брюки или отремонтировать сантехнику. С десяток лет назад занимался проектированием электрооборудования, от схемотехники до конструктивных чертежей. Пол века отработал строителем в разных должностях. Считаю что занятия ТРУДОМ в школе привили мне вкус и навыки создавать что-то новое. Буду приветствовать возврат к обучению ребят ТРУДУ!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста:
А может готовить ребят к выбору инженерной профессии нужно поднятием зарплат и созданием нормальных условий работы? В экономические/юридические ВУЗы ведь тоже не с проста все хотели идти... У меня у самого мама и один брат - финансисты, а второй брат - юрист, работавшие как раз в 90-е. И я лично, да и все молодые люди и не очень молодые видели, что живут они как минимум ощутимо выше основной массы. Правда потом в итоге всё свелось к получению дипломов за взятки...
А что там с инженерами у нас?? 40-60 тыс з/п в лучшем случае (что всего на 25% больше продавца алкашки в К-Б) и условия работы а-я провинциальный советский проектный институт середины 80-х годов, в котором вместо кульманов ЖК-мониторы.
Нехватка инженеров конечно есть, но я бы не сказал что она острая. Я сам инженер-программист (которые в
нашем совкеу нас чуть ли не официально "белой костью" объявлены) и знаю о чем говорю. Ну разбежалась из конторы талантливая молодежь - наймем 40-летних инвалидов, ушедших 10 лет назад из профессии в торгаши. Но кодить то умеют! Разбегутся 40-летние инвалиды? Тоже не проблема! Наймем 50-летних военных и МВД-шных пенсионеров! Что они, после Ассемблера в молодости без Интернета с Джавой чтоли не разберутся то!! Тем более 30 лет просидели сисадмином с погонами в РОВД))) Видели же краем глаза как оно что работает! Благо у тех и у тех пенсия есть... проживут как-нибудь! Ну а когда разбегутся 50-летние отставные - то да... 70-летние АйТишники есть только в Америке.... Хотя может к тому моменту постареют нынешние "отставники")))Вот вкратце как у нас стоит "дефицит" инженерных кадров! Просто молодые идиоты, вкалывающие "за опыт" закончились чисто демографически! А новых даже паршивых уроками труда (а также информатики - что такая же тягомутень, как и труды) вы не подготовите! Что молодежь к нам в контору приходит работать - все как один дети чиновников и бизнесменов. И я смотря на цену современного компьютера в 150 тыс рублей догадываюсь почему сейчас "крестьянские дети" инженерами никак стать не могут... Ибо инженерное дело - это не только уроки труда и обучение в
быдлоВУЗе, а еще и активная творческая самостоятельная работа. А она, знаете, требует вложений! По себе знаю...Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3024
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3024
Рейтинг поста:
Да, было, тыкали. Перед нашим кварталом, перед нашей школой. В несколько рядов. Через полвека из-за этих деревьев не видно ни квартала, ни школы - все в зелени. Жалко только, что зелень у нас всего пять месяцев держится... Но и могучие стволы этих тополей сейчас наверное танк остановят.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4509
Рейтинг поста:
Формальные уроки труда сами по себе трудиться не научат. В 6 классе бывает по 8 уроков. Зачем это? Ребенок не успевает отдохнуть. В СССР было хорошее - государственная собственность на недра и добычу полезных ископаемых. Вот это и надо возвращать, а не уроки труда.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3024
Рейтинг поста:
В советское время, на моей памяти пятидесятые-восьмидесятые годы, было два варианта получения ребятами трудовых навыков - 1. уроки труда в школе, в специально оборудованных школьных мастерских, 2. производственная практика на предприятиях.
По первому варианту обучался я с пятого по восьмой класс, 57 - 61 годы, в четырех школах Нальчика, Москвы и Хабаровска. Уроки труда были два раза в неделю, как правило пятый и шестой уроки. В школьных мастерских нам прививали моторику владения слесарным и столярным инструментом, которая сохранилась на всю жизнь. В девятых-десятых классах показывали приемы работы на токарных станках по дереву и металлу (правда я тогда уже работал и учился в ШРМ). Кроме того еженедельно были уроки черчения, нас приучали к аккуратному графическому оформлению увиденных деталей. В школе дети тогда учились десять лет!
В начале шестидесятых школу перевели на одиннадцатилетнее обучение, причем два дня из шестидневной учебной недели посвящали трудовой практике на предприятиях. Это я назвал бы вариант номер два. К примеру моя жена проходила практику фасовщицей на кондитерской фабрике "Спутник" в Хабаровске.
В середине восьмидесятых снова смена школьных программ, но вариант номер два. Моя дочь училась (75-85 годы) по вновь введенной десятилетней программе с производственным обучением в школьном Учебном комбинате в Хабаровске. Было для девочек несколько профессий - продавец, дошкольное воспитание и секретарь-машинистка. Дочка выбрала последнее и не прогадала, в московском институте, куда она поступила сразу после школы, её умения безошибочно, десятью пальцами, печатать на пишмашинке (компьютеры только-только появлялись) мгновенно оценили. И морально и материально. В результате она мгновенно освоила компьютер.
Мой внук учился одиннадцать лет без уроков труда, если не считать уроки ОБЖ в школе. Родителям было некогда, дед далеко и никто пацану не поставил руки в нужную сторону. Он конечно умничка, окончил МГУ с красным дипломом, но умения что-то сделать руками увы у него нет. Лично мне обидно.
Сейчас мне под восемьдесят и я могу сделать руками любую работу - сварить борщ, или сварить между собой пару балок, собрать компьютер, поставить нужное ПО, подшить брюки или отремонтировать сантехнику. С десяток лет назад занимался проектированием электрооборудования, от схемотехники до конструктивных чертежей. Пол века отработал строителем в разных должностях. Считаю что занятия ТРУДОМ в школе привили мне вкус и навыки создавать что-то новое.
Буду приветствовать возврат к обучению ребят ТРУДУ!