Китай так эффективно пропагандировал высшее образование, что теперь образованных китайцев с амбициями оказалось больше, чем рабочих мест для них. При этом работа в технологических компаниях, с одной стороны, из-за такой высокой конкуренции уже не всегда является такой уж высокооплачиваемой, а с другой — все еще связана с постоянными переработками и стрессом. На этом фоне некоторые из белых воротничков делают выбор в пользу ручного труда.
Бывшие менеджеры, архитекторы и дизайнеры согласны проводить рабочий день на ногах и получать за это меньше денег, зато перестают нервничать и начинают высыпаться
Выгорание и бессонница
Согласно исследованию китайской рекрутинговой компании 51job, более 80% белых воротничков в стране страдают из-за проблем со сном. Основными причинами бодрствования после 11 вечера респонденты назвали сообщения в рабочих чатах (57,7%), волнение из-за возможных сообщений от начальства (40%) и только потом — переписку с романтическими партнерами (25%) и тревогу из-за кредитов и долгов (23,3%). Большинство опрошенных спят меньше рекомендованных восьми часов в сутки, а половина пожаловались, что им сложно засыпать, а качество сна не устраивает.
«На работе я непрерывно находился в стрессе, — написал недавно бывший сотрудник крупной медиакомпании в китайской социальной сети Xiaohongshu. — Сейчас я стал лучше спать, и главное — высыпаться. Я как будто заново родился». Этот пользователь бросил работу в офисе и теперь работает официантом, утверждая, что хотя сейчас он проводит рабочий день на ногах, но жалеет только о том, что не ушел раньше. «Мне хочется кричать: «Добби свободен!» — написал он. В другом посте он радуется гибкому графику на новой работе.
Еще в 2021 году Верховный народный суд КНР признал переработки незаконными. Однако режим «9-9-6», предполагающий работу с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю, продолжает сохраняться во многих компаниях.
Переработки превратились в рутину для множества компаний в КНР, особенно в IT-секторе, задолго до пандемии. Термин «культура 9-9-6» был сформулирован в конце 2016 года и используется до сих пор. Пока в некоторых странах экспериментируют с четырехдневной рабочей неделей, в Китае переработки остаются нормой. Ключевая причина этого — они выгодны руководству компаний.
В марте 2023 года очередная волна онлайн-дискуссий началась из-за комментариев исполнительного вице-президента госкомпании Chery Automobile Гао Синьхуа. В корпоративном электронном письме, скриншоты которого оказались у местных СМИ, Гао пишет, что суббота должна быть стандартным рабочим днем. Он также отмечает, что для правильного оформления такого рабочего графика понадобится помощь юристов для избежания потенциальных рисков. После публикаций скриншотов в сети также появилась аудиозапись, где человек с голосом Гао защищает эту позицию и отказывается признавать ее эксплуатацией сотрудников.
В 2022 году рекрутинговое агентство 51job провело исследование, согласно ему, более 90% респондентов признались в регулярных переработках. Из них 60% рассказали, что ежедневно добавляют более часа к своему рабочему дню. Согласно Трудовому кодексу КНР, переработки ограничены одним часом в день или тремя в чрезвычайных случаях. Несмотря на это, компании в Китае систематически нарушают этот закон и трудовые права своих сотрудников и сотрудниц.
«Сгореть на работе»
Годы злоупотреблений со стороны компаний не могли не сказаться на психическом и физическом здоровье работников. Одна из наиболее громких историй — смерть сотрудницы онлайн-ретейлера Pinduoduo. Чжан возвращалась с такими же, как она, перерабатывающими сотрудниками из офиса в половине второго ночи, внезапно пожаловалась на резкую боль и упала. Коллеги отвезли ее в больницу, однако через несколько часов Чжан умерла от сердечного приступа. По разным источникам, ей было 22 или 23 года.
Для Pinduoduo этот случай не единственный. Один из сотрудников по фамилии Ван сфотографировал, как его коллегу забирает скорая помощь. Ван решил анонимно опубликовать фотографии на платформе Maimai, местном аналоге LinkedIn. Вскоре после этого его уволили из компании. Об этой истории Ван рассказал на видео и опубликовал его на платформе Weibo, не скрывая своего лица. Он также заявил, что компания выдвигает чрезмерные требования к сотрудникам, например обязывая их отрабатывать минимум 300 часов в месяц. Сейчас под видео более 2,2 млн лайков. Как сообщили представители Pinduoduo изданию Fortune, Вана якобы уволили не из-за фотографии машины скорой помощи, а за «посты экстремального характера» в прошлом, которые «противоречат корпоративной политике компании».
Национальную проблему с переработками обсуждали и во время сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) — важнейшего политического события года, которое кратко называют «две сессии». Депутат от ВСПН Цзян Шэннань выступила с предложением урегулировать закон о восьмичасовом рабочем дне. Хотя этот закон и закреплен в Трудовом кодексе, в реальности компании им злоупотребляют. В то же время другой депутат призвал для борьбы с постпандемийным кризисом заменить пятидневную рабочую неделю на шестидневную, чередующуюся с четырехдневной.
Хотя пока практика переработок в Китае сохраняется, компаниям все сложнее поддерживать статус-кво. Истории гибели сотрудников от разных причин, которые связывают именно с жестокой корпоративной культурой, а также проблемы выгорания и другие причины влияют и на желание соискателей откликаться на вакансии. Особенно ярко это видно среди недавних выпускников и молодых сотрудников. Согласно исследованиям, зумеры и поздние миллениалы чаще выбирают зарабатывать меньше, а не жертвовать своим здоровьем и жизнью. Другой тренд — возросший интерес к работе на государственные органы. Он связан с большей стабильностью госсектора, нежели частных компаний, уверенности в получении пенсии и общей защищенности — например, от пандемий.
Новый цвет воротничка
Нежелание жертвовать своей жизнью и здоровьем ради увеличения прибыли компании побуждает сотрудников и сотрудниц переосмыслить свое отношение к труду. Как анонимно сообщил Sixth Tone бывший сотрудник молодой медиакомпании по фамилии Чэн, после двух лет работы он уволился, вернулся в родной город Чунцин и «лежит плашмя» с того момента. «Лежать плашмя» — новый тренд, который противопоставляет себя культуре «9-9-6» и идеологически соответствует распространившемуся недавно на Западе движению antiwork. Он заключается в стремлении быть счастливым без чрезмерного потребления, переработок и постоянной работы, поддерживая базовые потребности разовыми подработками или проектами. «Лежащие плашмя» выбирают такой образ жизни и как политическое высказывание, и как переосмысление социальных норм. Например, многие «лежащие» выбирают не заключать браки, не создавать семей и не иметь детей.
Когда Чэн еще работал на компанию, как он говорит, это вызывало у некоторых зависть, а студенты смотрели на него как на пример для подражания. Его бывший работодатель часто требовал от сотрудников работать сверхурочно. По словам Чэна, он считал себя счастливчиком, если успевал поймать последний поезд до закрытия метро примерно в 11 вечера. «Какой смысл в том, чтобы без конца пялиться в мониторе на файлы, которые не имеют никакого отношения к твоей собственной жизни? — говорит Чэн. — Я мог забыть о важных событиях в личной жизни, но никогда не забывал о дате запуска продукта. Чтобы заполнить пустоту, я все время ел и в итоге заработал булимию». Сейчас Чэн проходит период восстановления, а в ближайшее время планирует найти работу курьером для поддержания базовых потребностей.
История Чэна отнюдь не редка для Китая, где многие молодые люди, выросшие в среднем достатке и получившие университетское образование, выбирают сменить цвет воротничка на синий. Такие люди отказываются от престижной и высокооплачиваемой работы и выбирают физический труд, однако не относят себя к «лежащим плашмя». Пока сложно сказать, насколько это массовый тренд. По сообщениям The New York Times, в сети удалось найти несколько таких завирусившихся историй: сотрудник IT, который стал кассиром в продуктовом магазине, бухгалтер, продающий уличную еду, контент-менеджер, ставший курьером. В соцсети Xiaohongshu сейчас один из самых популярных хештегов — «мой первый опыт физического труда». При этом бывшие белые воротнички реже всего выбирают работать на стройках или фабриках из-за тяжести этого вида труда.
Такой выбор не происходит просто и требует жертв, рассказала в интервью The New York Times Лоретта Люй, которая сменила работу дизайнера в престижной технологической компании на место грумера в салоне красоты для животных. Ее зарплата теперь в пять раз меньше, но она отложила порядка $15 000, чтобы поддержать свою новую жизнь, а также кардинально сократила потребление. Однако Люй отмечает, что довольна своим выбором и предпочитает получать меньше, чем находиться в постоянной гонке, изматывать себя на работе и жертвовать своим здоровьем ради непонятных целей.
Однако не всем везет, как Люй. Из-за замедления экономики, а также сохраняющейся высокой конкуренции и давления на сотрудников, чтобы заставить их работать сверхурочно, многие долгое время не могут найти работу. Чтобы поддержать себя на время поиска работы, люди устраиваются, куда могут. 24-летнюю Цзян уволилась по собственному желанию из бюро по архитектурному дизайну в Шэньчжэне, где ей пришлось работать 30 дней без перерывов. После трех месяцев неудачных поисков работы, когда ее сбережения иссякли, рассказывает The New York Times, она устроилась на работу охранницей в университет.
Первое время Цзян было стыдно рассказывать об этом семье и друзьям. Со временем она увидела плюсы новой работы, которая предоставляла ей жилье, а 12-часовые вахты хоть и были непростыми физически, в целом проходили спокойно и расслабленно. C работы она всегда уходит вовремя, а ее нынешняя зарплата — около $870 — даже на 20% выше, чем на прошлой работе. Как отмечает газета, последнее указывает на то, что из-за того, что в Китае резко выросло количество выпускников вузов, зарплаты для этой группы начали снижаться. И все же, несмотря на это, Цзян рассчитывает со временем вернуться к офисной работе. А пока при нынешнем графике у нее есть возможность уделять время изучению английского языка. Цзян надеется, что в будущем это поможет ей трудоустроиться в международную компанию. Нынешнюю работу она рассматривает как период трансформации, отдыха и изучения чего-то нового.
«Возрождение деревни»
Молодые люди в крупных китайских городах все чаще сталкиваются со сложностями при поиске работы — 19,6% людей в возрасте от 16 до 24 лет не имеют постоянной работы. Согласно подсчетам CNN на основе данных Национального статистического бюро КНР, безработными остаются около 11 млн человек в этой возрастной группе. Одновременно в этом году дипломы получат рекордные 11,6 млн выпускников. Большинство молодых людей устраиваются на любую работу, куда их готовы взять.
В попытке справиться с проблемой безработицы среди молодежи чиновники прибегают к различным методам. Некоторые политики призывают местные госкомпании и бюджетные организации вроде школ и поликлиник нанимать больше молодых сотрудников. В конце апреля Госсовет КНР опубликовал план из 15 шагов для решения проблемы безработицы среди молодежи. Среди мер планируется создание отдельного списка компаний, которые намерены нанимать новых людей, выделение субсидий для поддержки предприятий из этого списка, а также увеличение количества рабочих мест в сельской местности, отдаленных и приграничных регионах. Госсовет также постановил продлить программу стажировок, которая началась еще в 2019 году. Согласно программе, государственным компаниям и общественным организациям будут выделяться субсидии для принятия на стажировку в общей сложности миллиона выпускников.
Несмотря на постепенное восстановление экономики КНР, малые и средние предприятия до сих пор сталкиваются со сложностями. О полноценном восстановлении до допандемийных показателей говорить в таких случаях едва ли приходится. Именно в таких бизнесах и работает большинство молодых специалистов в городах. Согласно исследованию онлайн-платформы Sina, из 2577 недавних выпускников лишь 14,7% респондентов нашли постоянную работу.
Некоторые чиновники винят недавних выпускников в чрезмерной избирательности и предлагают отправлять городских жителей в деревни на несколько лет, как это делали во времена «культурной революции» при Мао Цзэдуне. Такие предложения не редкость: в декабре прошлого года Си Цзиньпин призвал горожан обратить внимание на деревни для «возрождения сельской экономики». Результаты предыдущей подобной кампании оказались противоречивыми, отмечает СNN: уровень грамотности в деревнях действительно значительно вырос, однако отправившиеся туда молодые люди из городов упустили возможности продолжить образование и остались в истории как «потерянное поколение Китая». Учитывая, что с тех пор Китай стал второй экономикой мира с рекордным количеством дипломированных специалистов и уровнем грамотности по всей стране в 85-90%, вряд ли новое поколение образованных молодых китайцев безропотно отправится возрождать деревню. Но и мест охранников, кассиров и официантов в городах, вероятно, хватит не всем. К тому же разрыв в зарплатах между ними и офисными работниками все еще слишком велик, чтобы молодые китайцы массово рассматривали для себя этот путь. Хотя измученные вечными переработками, стрессом и недосыпом айтишники время от времени и практикуют такую смену деятельности в качестве отдыха.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+