Четырехколесный карьерный фронтальный автопогрузчик с независимым приводом.
Здоровенный ковш погрузчика LE TOURNEAU составляет в ширину 7,2 м. Сюда легко влезут два поставленных друг на друга лимузина
Технические характеристики погрузчика LeTourneau L 2350
Мощность -1715 кВт.
Грузоподъемность — 72,574 т.
Двигатель — Detroit 16V Series 4000.
Объем ковша — 40,52 м. куб.
Глубина копания — 0,25 м.
Клиренс — 0,5 м.
Длинна корпуса — 20,3 м.
Колесная база — 7,88 м.
Масса — 262,176 т.
Аризона, карьер Рэй, где компания ASARCO ведет добычу медной руды открытым способом. Меди здесь содержится столько, что даже вода, которой поливают карьерные грунтовки, чтобы прибить клубящуюся пыль, сразу же зеленеет за счет окисления солей меди в руде.
Встаньте на дно этой гигантской воронки, которая уже заняла 200 км2 земной поверхности, отследите взглядом путь вверх по ее ступенчатым стенам, и перед вами как на ладони откроется история этого карьера – вплоть до первого уровня, который разрабатывали век назад, используя для этого преимущественно кирки и лопаты.
А здесь, на дне, грунт ковыряет самый большой в мире колесный фронтальный погрузчик – LeTourneau L-2350. «За один укус» он подцепляет своим гигантским ковшом почти 75 т руды. Мощность двигателя этого чудовища составляет 2300 л.с. Здоровенные стальные зубы, вваренные по нижней кромке его ковша, сверкают ярче серебра. Этот монстр постоянно чистит их, вгрызаясь в рудную залежь. Его вечно разинутая пасть заточена под то, чтобы без остановки хлебать горную породу, раздробленную взрывниками. Перед ним бесконечная очередь из огромных самосвалов, ждущих своей порции, чтобы отвезти ее вверх, на переработку. Как почти все такие колесные погрузчики, LeTourneau имеет шарнирно-сочлененную раму и маневрирует, поворачивая переднюю часть рамы относительно задней. Этот грандиозный рулевой механизм действует благодаря подобающему гидроприводу с рабочим давлением 240 атм. 16-цилиндровый V-образный дизель компании Detroit Diesel по размеру не уступит пикапу Ford F-350.
Гигант не может разогнаться более чем до 15 км/ч, но и в этом режиме L-2350 сжирает за сутки 4000 л солярки. Машина, которая обошлась в $7,6 млн, имеет такие несуразные габариты, что перевозить ее целиком оказалось невозможно, и собирали ее прямо на месте, в карьере.
Когда работяга LeTourneau L-2350 отживет свое, разбирать на металлолом его будут там же, в карьере. Всю свою трудовую жизнь – от колыбели до могилы – он обречен провести в этой яме.
Управлять аппаратом дозволяется только трактористам-ветеранам. Таков, к примеру, Рубен Розалез, начавший свою карьеру в шахте. Его тяжеловесная фигура, седеющая шевелюра, собранная в конский хвост, линялая куртка отлично смотрелись бы в седле «Харлея». Он говорит, то ли в шутку, то ли всерьез, что главное в его профессии – научиться ориентации в окружающем пространстве, ощутить мир и в ширину, и в глубину. Стоит посмотреть, как он управляется со своим бегемотом, используя для этого всего два джойстика – один командует движениями самого погрузчика, а второй – манипуляциями ковша. Работа такого профессионала – воистину балет на железном слоне.
Мой насест, небольшой откидной стульчик рядом с креслом оператора, позволяет увидеть далеко внизу четырехметровое колесо, обтянутое в кольчугу из стальных цепей. «Эти цепи не от пробуксовки, – говорит Розалез. – Так шины служат гораздо дольше».
Весь трактор покрыт толстым слоем пыли – если его помыть, то наверняка наберем пару килограммов чистой меди. Но сегодня мы забрались в кабину, чтобы сделать L-2350 еще грязнее. «Наша игра состоит в том, чтобы наполнить рудой все эти грузовики», – поясняет Розалез, устраиваясь в кресле поудобнее и указывая рукой на череду из пустых самосвалов. С этими словами он дает газу и с силой вонзает зубы ковша в грунтовый склон. Набрав полный ковш, LeTourneau задирает его вверх и чуть ли не встает на дыбы. Его борта колотятся об осклизлые грунтовые стенки карьера, и в целом чувствуешь себя как на борту катера во время швартовки при хорошем волнении.
Вот Розалез пристраивает свой ковш над одним из самосвалов и с глубоким выдохом ссыпает весь груз в его кузов. «Я уже вжился в этот ритм и почти не чувствую всех своих движений, – говорит Рубен. – В общем, мне эта игра по душе». Не теряя ритма, он в три захода наполняет кузов и жмет на гудок: «Следующий!»
На этом погрузчике стоят шины BRIDGESTONE / FIRESTONE. Их высота – 4 м, а ширина – 170 см. Если эти колеса не обуть в кольчужный чехол, шины прослужат всего полгода. Стоимость одного колеса – $105 000. Не дешёвое удовольствие, менять резину на этом гиганте.
В контроле и управлении погрузчиком принимает участие комплексная система LINCS. Благодаря ей к оператору стекается важнейшая информация о машине: масса руды в ковше; текущее состояние механизмов и узлов; время цикла.
Через главный модуль системы (MSM) есть возможность осуществления контроля тяги, оборотов силового агрегата, гидравлики, ограничителей. В ответственных точках погрузчика установлено более трех с половиной сотен входов и выходов MSM. В любой момент доступна вся необходимая информация за последний месяц работы.
Погрузчик имеет раму шарнирно-сочлененного типа. Стандартное решение для техники данного класса. Функционирование грандиозного рулевого механизма обеспечивает гидропривод с рабочим давлением на уровне 240 атмосфер.
Источник: masterok.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|