Могут ли недавние акции протеста, прокатившиеся по Ближнему Востоку и Северной Африке, повлиять на распространение демократии в этих регионах? Отвечая на этот вопрос, многие обращают внимание на то, что в этих странах обильные запасы нефти, а природное богатство всегда проклятье. Например, считается, что за счёт средств от продажи нефти плохие авторитарные режимы становятся сильнее, покупая себе поддержку. Но каким образом мы можем сопоставить наличие в мире некоторых богатых нефтью недемократических режимов, как в Саудовской Аравии, с рядом наиболее демократичных стран, как Норвегия, в которой основой экономики является норвежский нефтяной фонд?
Согласно исследованиям в экономической и политической областях, в странах-экспортёрах нефти замедляется развитие демократии. В недавнем докладе, я использовал подробную промышленную информацию для анализа истории мировых открытий нефтяных месторождений, с целью собрать новые данные о влиянии нефти на демократию в долгосрочной перспективе.
Согласно моим данным, так как разведка месторождений и начало добычи занимают длительное время, основная часть месторождений открывается в течение нескольких лет, так называемый пиковый период открытий.
Например, норвежский пик открытия месторождений был в 1979 году, в то время как богатые нефтью страны Ближнего Востока прошли этот период ещё в 50е годы XX века. Иллюстрация №1 демонстрирует долгосрочные изменения в демократии стран до и после прохождения пикового периода. Если для демократических стран разница практически незаметна, то в недемократических нефтяных и странах без запасов нефти показатели упали после прохождения пикового периода.
Иллюстрация 1: Демократия до и после пикового периода
Учитывая другие факторы, мне удалось подсчитать, что в среднем, когда недемократическое государство обнаруживает месторождения объёмом в 100 млрд. баррелей нефти (это приблизительный объём иракской нефти), уровень демократии в нём снижается на 15 процентов (по сравнению с прогнозами; прим. mixednews) через 30 лет. Для сравнения, Бахрейн как раз на 15 процентов демократичнее Саудовской Аравии. Таким образом, предполагаемый эффект будет довольно умеренным. Однако принимая во внимание геологические факторы, такие как качество нефти, глубина её залегания и прочие детали, увеличивающие стоимость её добычи, можно сделать вывод о том, что негативные последствия для демократии удваиваются. Разница в 30 процентов демократичности – это примерно разница между Иорданом и Саудовской Аравией. Более того, пагубное влияние нефти на демократию усиливается, чем выше качество нефти и чем меньше издержки на её обнаружение и добычу. Норвегия имеет большие издержки, связанные с необходимостью использования новейших технологий при добыче нефти в Северном море.
Другим важным открытием является то, что обнаружение новых месторождений нефти никак не отражается на политике демократических стран. Норвегия является демократической страной с начала XX века. 70 лет демократического опыта превратили Норвегию в крепкое демократическо государство и от обнаружения нефти в 70х, Норвегия не растеряла демократии.
Норвегия часто приводится в пример, как одна из самых прочных демократий в мире. До 50х годов XX века Египет был одним из наиболее демократичных государств в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Пик открытий довольно ограниченных запасов нефти в Египте пришёлся на 1965 год, а с середины 90х добыча египетской нефти стала неустанно снижаться. С Тунисом произошло то же самое. Результаты моего исследования показывают, что относительно мирная смена власти в этих двух странах в недавнем времени, возможно, не совпадение.
Нефть становится проклятьем, если диктатор богатой нефтью страны блокирует демократическое развитие, потому что тогда ему придётся отдавать больше доходов от её экспорта. Однако мои исследования показывают важность самой возможности гетерогенных эффектов, при оценке влияния природных богатств на общество.
Совместно с моей коллегой, Анка Котет, нам удалось выяснить, что в богатых нефтью недемократических государствах, как правило, больше не происходят гражданские войны. Напротив, военные расходы этих стран обычно значительно возрастают. В совместном исследовании с Кейси Муллиган, мы предполагаем связь между наличием доходных нефтяных месторождений и жадностью диктаторов, которые стремятся сохранить свою власть путём запугивания оппонентов. В отличие от Египта и Туниса, запасы нефти в Ливии самые большие в Африке. Наши результаты отражают такие вещи как цензура и контроль над интернетом в Ливии, ОАЭ и Саудовской Аравии.
http://www.nakedcapitalism.com/2011/05/guest-post-more-oil-less-democracy-evidence-from-worldwide-crude-oil-discoveries.html Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
15:13 Перевод Александра Полоцкого
Степень авторитаризма в той или иной стране зависит от того, насколько часто в ней находят крупные месторождения нефти. К такому заключению пришли эксперты независимого исследовательского центра Freedom House в Вашингтоне. В своем докладе они, в частности, сфокусировали внимание на Саудовской Аравии и Иране, население которых практически не имеет политических свобод.
Показатели «демократичности» Саудовской Аравии с ее абсолютистской монархией почти такие же плохие, как и у Ливии времен полковника Муаммара Каддафи, отмечают в Freedom House. Аналогично с политическими свободами граждан обстоят дела и в Иране. Примечательно, что правительства этих государств не входят в список наиболее репрессивных диктаторских режимов — их особенность в том, что они властвуют над народами государств, имеющих гигантские запасы нефти. По мнению экономиста из Университета Клемсона в Южной Каролине Кевина Тсуи, именно природные богатства и есть основная причина угнетения народов этих стран Ближнего Востока. «Открытие месторождений нефти в какой-либо из стран приводит к тому, что демократическое развитие в ней замедляется», — констатирует он в своей статье для Economic Journal.
Экономисты уже давно обратили внимание на то, что в богатых природными ископаемыми странах существует авторитарное правление. Однако до сих пор к единому мнению по поводу того, существует ли тут прямая причинно-следственная связь, ученые не пришли. Кевин Тсуи стал первым исследователем, который изучил не просто нынешнее положение дел, а проанализировал изменение политических систем разных стран на протяжении большого временного отрезка. Эти изменения ученый сопоставил с датами открытия там новых крупных месторождений нефти, взяв за основу историю развития нефтяной промышленности, начиная с 1830 года.
При этом г-н Тсуи принимал во внимание не только объемы, но и качество «черного золота», а также затраты на его добычу.
В своем труде американский исследователь констатирует, что если в какой-то развивающейся стране открывают более или менее крупное месторождение нефти, то через 30 лет ситуация с политическими свободами становится там хуже, чем если бы залежей нефти не существовало. Конкретно же, согласно расчетам г-на Тсуи, это выглядит так: находка месторождений нефти стоимостью в 280 млрд долл. приводит к тому, что через 30 лет данное государство в общепринятых рэнкингах уровня демократии теряет 10%.
Негативное воздействие нефтяного богатства страны на уровень демократии в ней отмечается не только в странах Ближнего Востока, но и по всему миру, пишет Кевин Тсуи. Причем чем более высокого качества эта нефть и чем легче условия ее добычи, тем сильнее тенденция к угнетению населения этого государства. Тут есть только одно исключение: если к моменту обнаружения значительных запасов нефти в стране уже существовала высокоразвитая демократия, то неожиданная находка негативных последствий для политических свобод не имеет.
http://www.rbcdaily.ru/2011/10/27/world/562949981897701