«Архипелаг» — важная для России, но тяжёлая для школьной программы книга. Во-первых, про неё со школьниками нужно разговаривать, причём разговаривать долго и со знанием дела. Для начала надо объяснить, что фронтовик Солженицын воспринимал историю ГУЛАГа как глубоко личную, что не всегда хорошо сказывалось на качестве его исследований. Надо объяснить, что автор был первопроходцем: у него не было точных данных о системе советских лагерей, так что некоторые цифры и факты он указывал примерно, основываясь на неполной информации.
Дальше придётся вдаваться в философию, в психологию и в научный метод, объяснять принципы работы историка. Рассказывать, что значит «врёт как очевидец», из чего складывается патриотизм, и почему порядочные люди вынуждены регулярно пересматривать свои взгляды. Надо будет разбирать основные мифы, которыми попытались завалить могилу Солженицына, надо будет посвятить отдельный урок сложным отношениям автора с властями (от Хрущёва до Путина) и с Россией. Потом придётся рассказывать про «Мемориал», про агентов США, про наследников сталинских палачей и про методичку Джина Шарпа. Одно будет неизбежно вытекать из другого, так что корректный рассказ про «Архипелаг» выльется в десяток-другой уроков на сложные темы, которых нет в школьной программе, и о которых средний учитель литературы имеет весьма смутное представление.
Как итог, с большой долей вероятности мы получим один из двух вариантов. Или краткое «Солженицын хороший, Сталин плохой, Россия должна брать пример со вставшей на колени Японии». Или столь же краткое «Солженицын плохой, Сталин хороший, злые буржуи разрушили светлое царство рабочих и крестьян». Обе позиции являются не только ложными, но и варварски плоскими. А ведь «Архипелаг» — это три тома, примерно 15 часов чтения для подростка. Тратить столько драгоценного времени на сложную книгу, бесполезную без долгих разговоров с учителем и обширных фоновых знаний об обсуждаемом периоде, довольно расточительно.
Мне говорили, что сейчас «Архипелаг» заточён во внеклассное чтение, так что в некоторых школах его проходят, а в других — нет. Возможно, это и правильно. Однако если бы я задался целью дать школьникам представление о коммунистических лагерях, я бы в любом случае разменял специфический «Архипелаг» на несколько других названий.
Во-первых, я бы оставил в программе «Один день Ивана Денисовича» — он короткий, он передаёт самую суть феномена, он написан более живым языком и не провоцирует ненужных споров.
Во-вторых, я бы перенёс из внеклассного чтения в основную программу «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, так как это очень удобный для восприятия формат коротких ужасов, почти фастфуд: даже бестолковый школьник сумеет осилить несколько первых историй, после чего, возможно, увлечётся и дочитает книгу до конца.
А в-третьих, я бы добавил в программу выдержки из дневников Евфросинии Керсновской — ровесницы века, которая успела застать революцию, отсидеть долгий срок в тяжёлых условиях и увидеть своими глазами закрытие коммунистического проекта.
Судьба госпожи Керсновской довольно обыденна для эпохи — имея благородное происхождение, она была в СССР человеком второго сорта. В 1940 попала как «нежелательный элемент» под каток репрессий, выжила в лагерях благодаря удивительно крепкому здоровью. Неудивительно, что её репрессировали — польские корни, греческие корни, ещё и дворянка… пожалуй, если бы Сталин присоединил Бессарабию в 1936, история госпожи Керсновской могла бы закончиться значительно раньше. После освобождения работала в шахте, занималась тяжёлым физическим трудом: на работы такого рода в СССР охотно брали даже дворян. В 1960 вышла на пенсию и воссоединилась с матерью, которая приехала к ней из Румынии. В 1990 была последовательно реабилитирована по всем статьям, остаток жизни провела в Ессентуках. С коротким вариантом её злоключений можно ознакомиться (вот здесь).
Применительно к теме сегодняшнего поста нам важно, что Евфросиния Керсновская не только знала несколько языков, но и любила рисовать. Её дневники представляют собой фактически комикс — простую историю, записанную на полях 680 рисунков. Рекомендую пролистать немного вот здесь, чтобы составить о книге представление.
Рисунок — очень действенная форма выражения мысли, иногда куда как более пронзительная, нежели сухой текст. Рисунок, на котором художник отобразил не посторонний сюжет, а важный эпизод из его собственной жизни, доходчив втройне. Такого рода комиксы — не дешёвый заменитель настоящих книг, не упрощённая версия литературы для лентяев и дураков, а полноценная ветвь литературы, в чём-то даже превосходящая традиционные издания. Кстати, и школьные учебники иллюстрированы весьма обильно, а в лучших из них иллюстрации весьма хороши.
Полагаю, именно эти три книги, — «Иван Денисович», «Колымские рассказы», воспоминания Керсновской, — стали бы хорошим стартом для подростков. Все три книги разные, так что шансов зацепить школьника у них немало. Если школьник заинтересуется темой, он сможет самостоятельно и прочесть «Архипелаг ГУЛАГ», и ознакомиться со сканами исторических документов, и пободаться с фанатиками в соцсетях, и даже лично съездить в архив-другой. Если не заинтересуется, то будьте уверены — «Архипелаг» его бы уж тем более не заинтересовал.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: igorenya3 (28 февраля 2023 16:55) Статус: |
Начинать надо с того, что Солженицын был обыкновенным трусом и изменником Родины. У кого есть вопросы, прочтите книгу "Спираль измены Солженицына" Томаша Ржезача. Там и фотографии есть. Реальная документалистика написанная дружбаном Солженицына. Кстати, в лагере Солженицын был сексотом. Творчество вот такого ублюдка изучают детишки в школе. И Путин, естественно, не при делах. Он ведь всего-навсего президент и не может за всё и всех отвечать...
» #3 написал: Kolyda (28 февраля 2023 14:56) Статус: |
Советский народ состоял из двух частей - тех кто сидел и тех, кто сажал.
Советский народ состоял из множества частей. Он был разделен политически - члены ВКПБ/КПСС и остальные, он был разделен национально - 16 национальных республик и обязательная отметка в паспорте о национальности, он был разделен по месту проживания - беспаспортные/бесправные колхозники и имеющие паспорт жители городов, прописки/регистрации, кроме того отслеживалось пребывание под оккупацией. Ну и естественно пребывание в местах заключения. Как донести до современной молодежи что их деды-прадеды прошли через такую сортировку? К творчеству Солженицына можно относиться по-разному, это творчество, а не докторская диссертация ученого-историка, но за то, что он во весь голос поднял перед нами и перед всем миром трагизм советской системы, перед ним стоит снять шляпу.
» #2 написал: goritov (28 февраля 2023 14:38) Статус: |
А я думаю, что хороший старт для подростков - это объяснить им, что Солженицын всем своим творчеством навязывал мысль о том, что Советский народ состоял из двух частей - тех кто сидел и тех, кто сажал. Это главный мотив всего творчества Солженицына. Ну и были в его интерпретации еще и те, кто в сторонке. Простите, но такое отношение к народу - безусловная подлость. Талантливость публициста и "чистота помыслов" - не себе - детям! - по факту только усугубляет безусловную подлость реально содеянного Солженицыным, как публицистом. Как и здравый смысл солженицинского "Как нам обустроить Россию". Автор предлагает забыть всё это? Мол с водой выплескиваем и ребенка? Но ребеночек этот почему-то неизбежно вырастает не только в последователя кошкодава Бандеры. Там, где "все по Солженицыну" уже давно стало много страшнее - там страной верховодит талантливый еврейский мальчик, (который не фашист, потому что еврей). Мальчик здорово научился продавать на мясо своих сограждан оптом и в розницу. И "весь мир" в экстазе от чистоты его помыслов... Это ведь все оттуда...
Солженицын- червь на теле России.
» #1 написал: Опоздавший (28 февраля 2023 12:58) Статус: |
А я думаю, что хороший старт для подростков - это объяснить им, что Солженицын всем своим творчеством навязывал мысль о том, что Советский народ состоял из двух частей - тех кто сидел и тех, кто сажал. Это главный мотив всего творчества Солженицына. Ну и были в его интерпретации еще и те, кто в сторонке. Простите, но такое отношение к народу - безусловная подлость. Талантливость публициста и "чистота помыслов" - не себе - детям! - по факту только усугубляет безусловную подлость реально содеянного Солженицыным, как публицистом. Как и здравый смысл солженицинского "Как нам обустроить Россию". Автор предлагает забыть всё это? Мол с водой выплескиваем и ребенка? Но ребеночек этот почему-то неизбежно вырастает не только в последователя кошкодава Бандеры. Там, где "все по Солженицыну" уже давно стало много страшнее - там страной верховодит талантливый еврейский мальчик, (который не фашист, потому что еврей). Мальчик здорово научился продавать на мясо своих сограждан оптом и в розницу. И "весь мир" в экстазе от чистоты его помыслов... Это ведь все оттуда...
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 737
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3024
Рейтинг поста:
Советский народ состоял из множества частей. Он был разделен политически - члены ВКПБ/КПСС и остальные, он был разделен национально - 16 национальных республик и обязательная отметка в паспорте о национальности, он был разделен по месту проживания - беспаспортные/бесправные колхозники и имеющие паспорт жители городов, прописки/регистрации, кроме того отслеживалось пребывание под оккупацией. Ну и естественно пребывание в местах заключения. Как донести до современной молодежи что их деды-прадеды прошли через такую сортировку? К творчеству Солженицына можно относиться по-разному, это творчество, а не докторская диссертация ученого-историка, но за то, что он во весь голос поднял перед нами и перед всем миром трагизм советской системы, перед ним стоит снять шляпу.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 735
Рейтинг поста:
Простите, но такое отношение к народу - безусловная подлость.
Талантливость публициста и "чистота помыслов" - не себе - детям! - по факту только усугубляет безусловную подлость реально содеянного Солженицыным, как публицистом. Как и здравый смысл солженицинского "Как нам обустроить Россию".
Автор предлагает забыть всё это? Мол с водой выплескиваем и ребенка?
Но ребеночек этот почему-то неизбежно вырастает не только в последователя кошкодава Бандеры. Там, где "все по Солженицыну" уже давно стало много страшнее - там страной верховодит талантливый еврейский мальчик, (который не фашист, потому что еврей). Мальчик здорово научился продавать на мясо своих сограждан оптом и в розницу. И "весь мир" в экстазе от чистоты его помыслов...
Это ведь все оттуда...
Солженицын- червь на теле России.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1586
Рейтинг поста:
Простите, но такое отношение к народу - безусловная подлость.
Талантливость публициста и "чистота помыслов" - не себе - детям! - по факту только усугубляет безусловную подлость реально содеянного Солженицыным, как публицистом. Как и здравый смысл солженицинского "Как нам обустроить Россию".
Автор предлагает забыть всё это? Мол с водой выплескиваем и ребенка?
Но ребеночек этот почему-то неизбежно вырастает не только в последователя кошкодава Бандеры. Там, где "все по Солженицыну" уже давно стало много страшнее - там страной верховодит талантливый еврейский мальчик, (который не фашист, потому что еврей). Мальчик здорово научился продавать на мясо своих сограждан оптом и в розницу. И "весь мир" в экстазе от чистоты его помыслов...
Это ведь все оттуда...