Я искренне считаю, что все что мы знаем о том, что было двести, а тем более триста и далее лет назад — все очень примерно. А уж то, что было 500 лет назад вероятно было то совсем не так, как мы представляем это по историческим документам. А все потому, что историю пишут победители и пишут они ее ровно как хотят, а не как было на самом деле. Вот например в истории Руси есть уникальный исторической документ — «Повесть временных лет». В научной среде в ходу еще два названия — «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись». «Повесть» считается одним из самых ранних из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века и это основа того, как мы представляем себе начало Руси. Однако на самом деле оригинала этого документа никто и никогда не видел.
Где начальная летопись?
Ее нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нем слышали, вся русская история от него толкается, но никто его за последние лет 400 в руках не держал и даже не видел.
Еще В.О.Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»
До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей».
Кто повинен в путанице? Ныне то, что мы зовем «Повестью временных лет», существует только внутри других источников и имеет хождение в трех редакциях. Лаврентьевской летописи от 1377 года. Ипатьевской, что относят к XV столетию. И Хлебниковском списке XVI века. Но все эти списки – по большому счету, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Ученые связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.
Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печерского инока) рассматривал сей труд сугубо субъективно и в контексте своей эпохи. Вырывал из летописи только то, что его внимание привлекало. И вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.
Подлежит ли Начальная летопись восстановлению? Нет. Поскольку давно и не нами заварена эта каша фальсификаций. Из которой эксперты вынуждены — буквально по крупицам — выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская…». Поэтому даже такой непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов как Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит. Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя или пороча.
Источник: masterok.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1418
Рейтинг поста:
Очерняя и пороча. То есть каждый переписчик понемногу изменял в милую его сердцу сторону. Может веру не разделял с описываемым народом, может национальность. Всё тут ясно и понятно.