Запад проигрывает Китаю конкуренцию в Океании. Этот удалённый регион планеты приобретает всё большее геополитическое значение в связи с обострением здесь борьбы за влияние между крупными державами - Китаем с одной стороны и США, Великобританией, Францией, Австралией, Индией, Японией, Южной Кореей с другой.
Пентагону удалось создать внушительный антикитайский блок, куда вошли вышеперечисленные государства. Но даже вместе они не могут удержать тихоокеанские островные государства от сближения с Пекином. Причина в том, что меняется сам характер геополитических отношений в мире, и эти изменения не привязаны к какому-то конкретному государству, а являют собой неизбежный поворот истории, которого не избежать сдерживанием Китая или любой другой державы.
Такие сдвиги в истории человечества случаются раз в полтысячелетия. Эпоха доминирования Запада началась с открытия Америки Колумбом в 1492 г. Прошло полтысячи лет, и эта эпоха уходит постепенно в прошлое. На место коллективного Запада приходит коллективная Азия. Это она теперь будет центром тяжести мировых политических и экономических процессов.
Пекин установил дипломатические отношения с восемью государствами Океании – Папуа-Новой Гвинеей, Ниуэ, Фиджи, островами Кука, Самоа, Тонга, Вануату и Федеративными Штатами Микронезии. В общей сложности Пекин реализует в регионе 218 экономических и гуманитарных проектов. Большая часть из них сосредоточена в области управления, администрирования и развития гражданского общества, образования и транспорта. Китайцы понимают, что стратегическое значение малых островных государств Океании возрастает.
Вашингтон и его союзники намерены сдерживать Китай с помощью т.н. стратегии островных цепей. Её смысл в том, чтобы взять под политический и экономический контроль три цепи островов, закрывающих Китаю выход в Тихий океан, ограничивая пространство геополитического манёвра Восточно-Китайским и Жёлтым морем. Первая цепь – от Курил через Тайвань до Индонезии и Филиппин; вторая – от Японии до Марианских островов; третья – от Алеутских островов через Гавайи до Океании.
Западная дипломатия надеется обыграть Пекин в Океании с помощью Тайваня. Такие островные государства, как Науру, Палау, Тувалу, Кирибати, Маршалловы и Соломоновы о-ва, признали независимость Тайваня и стараются балансировать между Пекином и Тайбэем, уравновешивая их влияние в регионе. Но Тайвань обладает ограниченными ресурсами по сравнению с КНР, и что касается силовой составляющей, последнее слово в регионе останется за Пекином. Тайбэй может конкурировать с Пекином в сфере не столько экономического и военного, сколько политического влияния.
Занимаясь сдерживанием России в Европе, американцы упустили из виду Индо-Тихоокеанский регион. Эксперты указывают на нехватку дипломатического персонала США в Океании. Американское посольство на Фиджи обслуживает граждан пяти государств. Посольство США в Папуа-Новой Гвинее старается "дотянуться" до Вануату, Тонга, Кирибати и других островных государств, но пока усиления американского влияния там не чувствуется.
Вашингтон опасается, что, придя в Океанию, Китай обоснуется в водах между Австралией и восточным побережьем США, а Гавайи с расположенной там штаб-квартирой Тихоокеанского флота США превратятся в осаждённый клочок суши в неприятельских водах.
В противостоянии с Китаем американцы надеются на Австралию. Численность австралийских ВС - более 51 тыс. регулярного состава и более 19 тыс. резерва. Мобилизационные ресурсы страны составляют 4,9 млн чел. На развитие вооружённых сил Канберра тратит 2% ВВП. На австралийской территории располагаются 16 военных объектов США, в том числе ракетный полигон и радиоцентр связи с атомными подлодками.
К северу от Австралии расположены Тимор-Лешти, Индонезия и Папуа — Новая Гвинея. Расстояние между главным островом Папуа-Новой Гвинеи и материковой частью Австралии - всего 145 км, а расстояние от австралийского острова Боигу до Папуа-Новой Гвинеи — всего 5 км.
К северо-востоку от Австралийского континента находятся Вануату, Новая Каледония и Соломоновы острова. К юго-востоку — Новая Зеландия.
Из перечисленных стран только Новая Зеландия однозначно и бесповоротно выступает союзником австралийцев как в экономике, так и политике. К остальным внимательно присматривается Пекин. Это беспокоит не только США и Австралию, но и Францию, у которой в Новой Каледонии есть военная инфраструктура. Франция остаётся великой державой до тех пор, пока у неё есть заморские владения. Они делают Францию не только европейской, но и тихоокеанской державой. Без заморских владений Франция превратится в провинциальную европейскую страну.
У Китая есть шанс поступить с Францией именно так. Китайские инвестиции в регион превосходят французские и многие островные страны понимают, что экономику лучше поднимать с Китаем, а не Францией.
Глава МИД Австралии Марис Пейн в своё время заявила, что страны, не входящие в семью тихоокеанских государств и народов, не должны играть никакой роли в сфере безопасности региона. Это свидетельствует о планах австралийцев не допустить развития сотрудничества между Пекином и Океанией.
России Запад заявляет, что ей не место в Европе, Китаю Запад заявляет, что ему не место в Океании. В Африке России и Китаю тоже не место, полагают на Западе. Но Западу не удаётся сдерживать и Россию, и Китай одновременно. Силёнок маловато.
Несмотря на потуги Запада, Россия и Китай продолжат двигаться в тех направлениях, которые считают для себя приоритетными. Западной гегемонии приходит конец.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+