Чем шире вагоны, тем лучше. И загрузить можно больше, и койки в купе длиннее. У меня рост два метра, так что я вагоны европейского типа отвергаю — они настолько тесные, что в 21-м веке делать им откровенно нечего. Российские вагоны тоже далеки от идеала, так как отечественные инженеры испытывают странную любовь к коротким койкам, но у нас, по крайней мере, ширина колеи на 9 сантиметров шире, сами вагоны тоже. Если железнодорожники начнут думать о пассажирах, проблему хотя бы теоретически можно решить.
В общем, европейская узкая колея плоха. Европейцы вечно бросаются в крайности. То один австриец начнёт проектировать сверхширокую колею в три метра, то вот сейчас Еврокомиссия решила принудительно пересадить всех на свою узкую колею (ссылка).
Финляндия, кстати, сразу отказалась переходить с российской имперской колеи на обрезанную европейскую. Причина даже не в том, что будут съедены 9 сантиметров, — хотя и это важно, — а в том, что перекладывать железные дороги по всей стране, менять весь парк вагонов и локомотивов очень дорого. Это как если бы вам предложили сделать ваш автомобиль покороче, чтобы он помещался в парковочное место у офиса. Целое приключение ведь будет: разрезать автомобиль надвое, сварить заново, перебрать все коммуникации, покрасить… Дурацкая затея, если за неё не заплатят.
Украина, Молдова и Прибалтика, впрочем, могут на требование Евросоюза согласиться. Как раз проект для лимитрофов: чтобы местные политики могли набить себе карманы во время очередной продажи собственного народа Западу. Ещё и кредит под это дело возьмут, дадут иностранным банкам заработать.
Это всё была преамбула. Посмотрим теперь на карту мира. Мы увидим, что в Европе колея 1435 мм, в России — 1520 мм, в Индии — 1676 мм. В Китае, к сожалению, узкая европейская колея, ещё одна причина выставить колонизаторам счёт. В некоторых странах Юго-Восточной Азии распространена карликовая метровая колея, а в Ирландии, Испании и Португалии свои национальные особенности, 1600 и 1668 мм. В Африке железных дорог не так много, а Америку можно в расчёт не брать, так как США недоговороспособны, и так как строительство железнодорожного моста через Берингов пролив — проект слишком далёкий, чтобы обсуждать его всерьёз. Есть ещё Австралия, там три вида колеи, но про неё и говорить смешно.
В общем, на планете сейчас целый железнодорожный зоопарк (ссылка) — от 260 мм до 3000 мм, если считать исторические проекты, и от 381 мм до 2000 мм, если считать только действующие.
Понятно, что это проблема, и что эту проблему надо решать. Всем, кроме американцев, будет выгодно, если поезда смогут ездить из Шанхая в Париж без перестановок колёсных пар и тому подобных ухищрений. Аналогичным образом вся планета пользуется метрами с килограммами, и только враги прогресса, американцы, цепляются за свои футы с фунтами.
Однако раз проблема общая, то и решать её тоже надо сообща. Крупные игроки, — Китай, Индия, Россия, Евросоюз, — должны собраться вместе и составить план. Выбрать единый стандарт колеи и всем кагалом, помогая друг другу, постепенно на него перейти. Проект дорогостоящий, но на периоде в несколько десятилетий он должен окупиться за счёт повышения связности континентов и за счёт унификации техники.
Какую конкретно ширину колеи выбрать, зауженную европейскую или просторную индийскую, вопрос обсуждаемый, можно найти аргументы для каждого варианта. Важнее не конкретные миллиметры в документе, а совместная работа — чтобы государства, которым придётся перестраивать свои железные дороги, не чувствовали, что их надули. Очевидно, что страны, у которых по счастливому совпадению колея останется прежней, должны будут оплатить часть расходов по переходу на новую колею остальным.
А что вместо этого делает Евросоюз сейчас? Он заявляет: мы приняли удобное только для нас решение, и мы будем давить на соседей, чтобы вынудить их потратить огромные деньги в чужих интересах. Понятно, что для соседей это неприемлемо. И если сервильную Финляндию Евросоюз сможет при желании поставить окриком на колени, то с Россией, например, он не сделает ничего. Договариваться с хищным Евросоюзом на невыгодных для нас условиях мы не будем.
Собственно, в этом и заключается главная проблема Запада. Он считает всех остальных варварами, мнение которых не нужно принимать в расчёт. Если варваров можно продавить силой, отлично. Если нет, значит варваров нужно надуть. Сценарий «мы садимся с варварами за стол переговоров и честно вырабатываем взаимовыгодное решение» европейцам и американцам глубоко чужд. Объяснить им, что можно жить без жульничества, столь же сложно, как объяснить еноту, почему нельзя воровать объедки из мусорного бака.
Если рядом с вами живут еноты, запирайте мусорный бак на крепкую защёлку, иначе никак.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+