В годы холодной войны между военно-политическими блоками советские и американские подлодки не просто курсировали вдоль берегов наиболее вероятного противника, но и активно приглядывали друг за другом. Чаще всего для наблюдения одна субмарина просто садится на хвост другой, двигаясь следом в слепой зоне.
И вот 20 июня 1970 года произошел инцидент, который навсегда вошел в американские учебники по военно-морской тактике.
Когда подводная лодка движется вперед, то ее двигатели создают достаточно высокий уровень акустического шума. Звук и вибрация распространяются в воде аккурат следом за субмариной, что приводит к появлению «мертвой зоны». Таким образом лучший способ проследить за обнаруженной субмариной – это аккуратно сесть ей на хвост, так чтобы акустический шум мешал обнаружению преследователей по звуку и вибрации. Именно по этой причине время от времени подлодки останавливаются и вводят режим полной тишины. Причем делают этот как преследуемые, так и преследователи.
В подводном флоте существует несколько способов ухода от преследования. В целом они не слишком-то замысловаты. Так как визуального контакта между субмаринами под водой нет и быть не может, то оборудование можно попытаться обмануть за счет волнообразных движений, рисования «восьмерок», изменений глубины, резких поворотов с изменением курса. Существует также крайне специфический и довольно опасный маневр изменения курса «90-180», который позволяет максимально быстро развернуть субмарину в обратном направлении и заглянуть в «мертвую зону» при помощи гидролокатора.
Собственно, именно этот маневр в американских морских уставах и получил обозначение «Crazy Ivan» или «Сумасшедший Иван» благодаря инциденту 20 июня 1970 года в Охотском море у берегов Камчатки. Проблема маневра «90-180» заключается в том, что подлодки, как правило, очень инертны и не в состоянии остановиться моментально, из-за чего в случае резких поворотов или разворотов в противоположную сторону существует неиллюзорный риск столкновения преследуемого и преследующего. По этой причине «90-180» запрещен. Собственно, это и произошло с советской подлодкой К-108 и американской SSN-639 Tautog. В результате резкого разворота 108-ой с целью мониторинга «мертвой зоны», американский Tautog влетел прямо с борт советской субмарины.
Только каким-то чудом К-108 и SSN-639 отделались относительно легкими повреждениями. Что не отменило того факта, что сразу после удара советская субмарина 4 минуты бесконтрольно погружалась, прежде чем экипажу удалось стабилизировать ситуацию и начать подъем на поверхность. На борту 108-ой осталась по результатам «контакта» внушительная вмятина. Американский экипаж по большей части отделался (не)легким испугом.
По возвращению в порт командование советский экипаж «заругало». Все офицеры получили выговоры. Не погладили по голове и капитана 1-го ранга Бориса Суреновича Багдасаряня, которому объявили строгий выговор. На флоте Бориса Суреновича оставили, хотя на поступлении в академию в тот год для дальнейшего продвижения по службе на капитане поставили крест.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+