Аркадий Мамонтов — один из самых известных тележурналистов России. С камерой в руках он прошел практически все горячие точки бывшего СССР, России и многие — мира. Его репортажи никого не оставляют равнодушным. Свою жизнь он посвятил борьбе со злом современного мира. Об этом и другом с Аркадием беседует главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова.
— Аркадий, я хотела бы поговорить о жанре расследований, в котором ты признаный специалист. Потому что не так давно я увидела замечательный сайт. Сообщество журналистов New York Times открыло сайт, который называется "Расскажи о настоящей России". Там собраны все компроматы, скандалы, весь негативный материал, который только есть, о России, и лишь одна положительная новость — о том, что американцы участвовали в параде Победы на Красной площади. По их мнению, это и есть настоящая Россия. Думаю, ты знаешь немало знаешь об американцах. Расскажи, пожалуйста, нам о том, кто такие американцы и о том, что такое "настоящая Россия".
— "Настоящая Россия" — это мы с вами, все люди, которые ходят по улице, встают утром, идут на работу, растят детей. Это наша Россия настоящая — самая лучшая, прекрасная страна на свете. Что же касается американцев и этого их сайта "Настоящая Россия", здесь можно процитировать слова Александра Третьего. На заседании государственного совета он как-то сказал, что у России нет союзников и нет друзей: единственный союзник и единственный друг России — это ее армия и флот. Поэтому я не удивляюсь когда американские граждане, которые называют себя журналистами, собирают все грязное белье и говорят, что вот это и есть настоящая Россия. Потому что мы для них как кость в горле: большая, широкая, громадная страна, которая все еще считает, что главный вопрос человеческого существования на земле не "как жить?", а "зачем жить?". Поэтому они не любят русский народ, не любят Россию. Они понимают, что здесь сосредоточено очень много богатств, нефти, воды пресной, каких угодно ископаемых, тут живет белое население — и их детей, детей этих русских, надо отбирать и перевозить в Америку. Потому что там у них процветает гомосексуализм, содомия, педофилия. И все это нарастает, к сожалению.
Я немало знаю о настоящей Америке. Я там бывал — учился и снимал шпионский детектив. И я знаю, кто такие американцы, какая там у них элита и что такое американская свобода — что это на самом деле. Люди простые в Америке — обычные, нормальные. Но элита, которая принимает решения и которая занимается международными делами, и которая управляет развитием своей страны, она нас ненавидит. Никогда мы друзьями с ней не будем. У них другая философия, другое отношение к жизни. И слава Богу, что мы разные. Они нас когда-то называли "Империей зла"… Но мы не империя зла, мы империя добра, полуразрушенная, полууничтоженная, полузадушенная, но мы остаемся империей добра и веры. А вот современная Америка — это по-настоящему империя зла. Империя зла и денег, и слезам они не верят. Дух народа живет в его выражениях. У них слово (прости меня Господи!) "Чёрт возьми", то есть поминовение нечистого — обычное дело.
Попробую объяснить это на простом примере. Мы собрали из интернета все видеофрагменты, в частном порядке снятые американскими солдатами в Афганистане, и сделали фильм "Американский Афган". Он ещё не вышел, но он готов, ждет своего часа. Он сделан без дикторского текста: мы просто собрали и перевели, что говорят эти американцы.
Первая сцена, с которой начинается фильм — афганские дети, не знающие английского языка, подходят к американскому солдату. Детям по 5-6 лет. И он им говорит: "Я сейчас буду учить вас английскому языку". И говорит ребенку: "повторяй — я свинья". Ребёнок повторяет. "На конфетку. "Ты осёл. На тебе конфетку". Это такое англо-саксонское презрение ко всему остальному миру — мол, я — великий, такой белый фашизм. Это частные съемки, но они характеризуют этих людей. Ментальное понимание, отношение к другим людям, к народам, к мужчинам, женщинам, детям и т. д.
— Ты знаешь, когда была война в Афганистане, на нашу английскую версию "Правды.Ру" мы получали много писем от американцев. Там всегда были фразы "нет ничего дороже жизни американских солдат" — это обязательная фраза. Их машина пропаганды очень технически развита. Но мы тоже в некотором смысле пропагандисты: если настанет такое тяжелое время для моей Родины, то на полную катушку можно будет включить пропагандистское мышление, если уж на то пошло. Я этого не стесняюсь. У них машина эта работает на полную катушку. Причём работает очень изощрённо, очень мощно, продуманно. Но Хиллари Клинтон недавно сказала, что русские, которые вещают на Америку, переиграли наши американские каналы.
— У нас в журналистике еще осталось что-то живое. Вот ты сейчас со мной разговариваешь, и у тебя есть какой-то сценарный план, но ты не преследуешь какую-то цель, а ты говоришь от души. У нас осталось ещё в журналистике такое понятие, как "душа". Мало, но осталось. Сопереживание какое-то. И это все передается на экране. А у них такого нету, у них — бизнес, профессионализм. И еще очень много лжи.
И поэтому у меня лично, например, есть претензии к людям, которые занимаются политикой под зонтиком американского правительства, и на их деньги. Или английского правительства и на их деньги. Что может хорошего сделать человек, получающий деньги от западных фондов, для своей родины, России? Ничего. Он предатель. Это мое личное мнение. Все.
— Все равно вся журналистика субъективна. У нас были проблемы с английской версией издания, потому что мы писали новости и пытались их как-то комментировать. При этом нам возмущенно писали читатели, что вот есть "News", а есть "Opinion" и, пожалуйста, новости и мнения — отдельно. А эта ваша русская журналистика…
— У у нас все будет — и новости, и мнения. Просто мы 20 лет не то что блуждаем во тьме, мы ищем свой путь, потому что в 1991 году произошла страшная трагедия. Ии в тоже время это была очистительная вещь такая.
— Ты говоришь про развал Советского Союза?
— Конечно. Это была трагедия для простых людей. Но в тоже время это была очистительная вещь, потому что безбожная власть должна была уйти — и она ушла. Сейчас ситуация такая, что мы ищем свой путь — ищем, и мы найдем его. Мы не просто блуждаем. Ведь мы должны знать, зачем мы живем. Мы ищем. Коллективный разум народа он сейчас ищет это — цель и путь к ней.
— А в чем проявляется то, что мы ищем свой путь? Вот я бы поискала, но я не знаю, как его искать.
— Знаешь, в чем? Например в том, что у нас нет формулировки движения вперед, так называемой национальной идеи. При царе она была — православие, самодержавие, народность. Это была государственная идея. Но после 1917 года, когда большевики пришли к власти, они дали народу такую вещь…
— Кодекс строителя коммунизма?
— Совершенно верно. Он был близок к заветам, к Евангелию, да. А в начале 90-х годов Гайдар бросил в массы лозунг "Обогащайтесь!". Но этот лозунг не прошел, потому что для большинства наших людей слово "обогащайтесь" и лозунг "Обогащайтесь!" не имеют смысла. Жизненно важного смысла не имеет.
— Они просто не могут, не знают, как это делается.
— Да даже если бы и могли и знали… Нам все время по телевизору показывают, в интернете рассказывают и еще где-то о том, как все плохо, воровство и так далее… Изо дня в день нагнетают ситуацию, показывают криминал. У нормальных людей вот эти, бросившиеся "обогащаться" вызывают отвращение. По-моему, все это все-таки надо давать дозировано. Это людей ранит и озлобляет. И у нас очень не хватает положительных новостей.
— Но ведь ты сам — активный участник российского информационного поля и ты выбрал негатив…
— Нет, почему, я делаю иногда позитивные вещи… Вот у меня, например, был фильм под названием "Белый лебедь" про ТУ-160. Мы снимали его про наших летчиков. Как они на этом ТУ-160 взлетают и летят, как заправляются в воздухе. Что происходит у них дома, сняли семью, то есть нормальных мужчин и женщин. Иногда и такие вещи бывают, прорываются. А что касается расследований… Ты понимаешь, тебе, мне, ещё миллиону людей дано судьбой право говорить. И мы должны говорить. Правду и только правду…
Зачем мы живем? Пока дают возможность с экрана что-то говорить — я говорю. Зачем я это говорю? Я считаю, что у меня есть 4 темы по которым я буду долбить, пока буду работать. Я буду выступать: против наркомании, против алкоголизма, против извращений и прочего насилия над детьми, и буду защищать самого-самого маленького, обычного человека. Я к этому призван, и поэтому мне абсолютно безразлично, ругают ли меня, узнают ли меня на улицах или нет. Для меня не это главное. Для меня главное — работать.
— Ты среди своих главных тем не назвал трансплантацию органов. Я так понимаю — это тоже тема, к которой ты не равнодушно относишься?
— Это был отдельный проект. Мы взялись за эту тему, когда разразился скандал. И несколько лет он продолжался. Как только меня не обзывали — и убийцей, и тому подобными словами. Что, мол, из-за нашей передачи операции приостановили. Я не против трансплантации органов, я против рынка, который тогда существовал. Когда брали турка, израильтянина или другого гражданина другой страны, привозили в Россию — называли это "крашенные больные" — и "перекрашивали" по документам какого-нибудь Бюбюль Оглы в Ивана Ивановича Иванова. И пересаживали ему органы как москвичу, как россиянину, как гражданину России, обходя в очереди других людей, наших людей, которые в пересадке нуждались. Я об этом ровно рассказывал, объективно. Это первый был аспект.
Второй аспект был такой. Когда ты слышишь в перехваченном телефонном разговоре директора центра по пересадке и заведующего реанимации одной из московских больниц, которые одна другой не стесняясь говорят: "У меня тут бомжа привезли в реанимацию, он весь бронзовый лежит, еще живой. Я его, пожалуй, пущу на это самое — пусть он еще не помер, я все равно буду его резать". Понимаешь? И мужика зарезали живого.
Один случай я сейчас первый раз рассказываю публично. Мы его не вставили в программу, так как не нашли исчерпывающих доказательств. У нас был синхрон, то есть интервью врача, который рассказывал, как два медика одной из московских больниц, стоя в коридоре над женщиной, которая находилась в тяжелейшем состоянии (во рту у неё была вставлена трубка через которую она дышала), стояли над ней и рассуждали, какую почку у нее забрать. А она была в сознании и все слышала. Они стояли и разговаривали, а у нее только глаза бешено вращались и лились слезы градом. Это что такое? Это как назвать? Нет вообще что ли совести? Вот против этого я выступал, а это тогда у нас было в массовом порядке. Дело доходило до того, что криминал уже близко подбирался к так называемым врачам, которые занимались пересадкой. И пересаживали бы все они органы под бандитской крышей. Если бы не было того расследования, то сейчас бы было так: по улице идешь — а тебе сзади по голове дали и вперед, на органы.
Должен сказать, что совсем недавно произошёл случай на украинской границе. Стали досмотривать трейлер водителя-француза. И этот молодой человек что-то очень сильно нервничал… В его фургоне нашли двух младенцев, спрятанных в ящиках, накаченных медикаментами, они еще были живы. Должен сказать, что транзит торговли женщинами и продажа детей, особенно сейчас, из России, Украины и Молдавии носит очень массовый характер. Мы еще этим не занимались вплотную, но, даст Бог, займемся. Продажа детей на органы, на развлечение всяким половым извращенцам… Более 50% этого происходит в регионах России, более половины случаев иностранного усыновления. Многих так усыновленных детей потом просто найти невозможно. Детей усыновили и те пропали.
В Румынии есть два ужасных места, одно из них — очень древнее, древний замок, где происходит публична яторговля людьми. Оглашаются публичные лоты. Лоты — это дети, подростки. Сидят люди и выбирают: этого, этого, этого и того. Эти вещи они есть, они существуют. Ещё раз повторяю, это не до конца подтвержденная информация поэтому я не называю ни мест, ни людей…
Вера была дана нам Богом для того, чтобы мы оставались людьми и не скатывались в язычество, в животное состояние. Сейчас вера оскудевает, и человек постепенно превращается в зверя. Поэтому Россия является объектом нападения и уничтожения, не только физического (не дошло пока до этого в массовом порядке), но и морального, духовного нападения. Идет страшная борьба с нашим народом, чтобы из него сделать безгласное, безответное животное. Почему образование у нас сейчас куцее такое? У нас же было сильное, классное образование, система. А все поэтому…
— Последние реформы в образовании — это, конечно, нечто…
— Народ против тех необдуманных шагов, которые предпринимаются. Все люди против — учителя, родители, все. Но никто их не слушает.
Что это такое? Кому это все надо?
Сейчас я делаю программу, под названием "Дети. Часть 7", про то, как забирают детей из семьи.
К примеру, у нас с тобой есть ребёнок, мы муж и жена, но мы с тобой живём бедно, у нас комната в коммуналке. У меня нет постоянной работы, у тебя тоже. И у нас доход на семью 6000 рублей. Ну нет у нас игрушек — но все чисто, ты все убираешь, моешь, я тоже помогаю, у нас двое ребят. К нам приходит опека — мы же бедно живем. Меня нет дома. Они открывают холодильник, а там вместо бутылки молока стоит полбутылки кефира и вместо колбасы — хлеб. Ну нет ни колбасы, ни сыра! Заглядывают: у нас нет каких-то игрушек или ещё чего-то. Так вот сейчас, по некоторым распоряжениям берут и забирают ребёнка. Потому что мы бедные.
— А кто определяет уровень бедности?
— Органы опеки и попечительства определяют. И забирают детей. Или, например, одинокие мамочки. Я понимаю, что у нас много маргинальных семей, пьющих и т. д. и надо забирать детей оттуда, это правильно. Но не из семей, где есть мать и отец. Или одна мать, ну так сложилось у человека, что на последнем курсе она полюбила кого-то, а потом не стала делать аборт, а родила. А сама сирота. И живёт в общежитии. А ей говорят, на практику не поедешь на 2 дня — мы тебя выкинем из общежития и денег не дадим. Она бегом в социальную службу: помогите мне! А они в ответ: а нам-то что? Мы тебе не поможем. Квартиру тебе как сироте? Ой, у нас сейчас только 13 квартир, а ты у нас будешь 162-я на очереди. Куда ей деваться, девочке? Ни мамы, ни папы — никого нет. Но она уже мать, ей 24 года или 23. И неоткуда помощи ждать…
— Ты говоришь о реальной ситуации?
— Да, о самой реальной. Естественно, она старается поехать на практику, с подружкой оставляет свою дочку маленькую. Вот в это время опека уже за ней следит. Ага, говорит, уехала — и тут же в дом к этой подружке. А с ними милиционер и две горластые чиновницы, такие прожженные бабы. И они эту подружку ставят в позу "зю", и она тут же пишет под диктовку: я не знаю куда уехала мать этого ребенка… После чего они на самых законных основаниях забирают ребенка в дом малютки. Девушка возвращается с прктики, а её вызывают и начинают на неё давить психологически, говорят: "пиши отказ от ребёнка…". Она пишет. Пишет временный отказ от ребенка. Ребенок остается в доме малютки, а она бегает по судам — мать! — бегает по судам и упрашивает социальное обеспечение, отдайте мне ребёнка. Мы всё сняли это. Это что такое? Кто такие порядки бесчеловечные завёл?
— То есть получается, что кто-то сильно заинтересован, чтобы дети попадали в эти приюты?
— Система устроена таким образом, что на каждого ребенка социальная служба от государства получает в месяц 460 000 рублей. Это инструкция.
— Кто принимал такие нормы, и что это за 400 000 рублей? Неужели столько тратят на ребенка?
— Эти деньги идут на оплату ЖКХ, закупку продуктов, на зарплаты персонала приютов и детских домов — это же общая сумма. В Москве, по-моему, вфыделяют 400 000, в разных городах по разному — 250 000, 300 000. Но по-любому огромные деньги. То есть государство как бы заботится о детях, но получается так, что система, которая внизу выстроена, она эту заботу поворачивает исключительно себе на пользу, а дети — побоку. То ли ослаб контроль со стороны власти за этими людьми, которые занимаются опекой, то ли дела никому нет. Есть пьянство в семьях, ну заберите ребёнка оттуда. Но если вы видите, что семья нормальная, оставьте вы её в покое, дайте ребенку вырасти среди родных людей. такие вещи должны гласно делаться, прорачно. И задача государства следить, чтобы не было произвола. А если он все же есть, то карать.
Самое страшное еще и в том, что система всех этих ювенальных судов появилась в России тихой сапой. Без всенародного обсуждения. Сначала Дума попыталась принимать закон о ювенальной юстиции с нахрапу, но встретила жесткий отпор со стороны нормальных депутатов, со стороны нормальных родителей, педагогова. Общественное мнение поднялось, пресса, Интернет подключились… Тогда они применили сетевой метод — стали на иностранные деньги то в одном регионе, то в другом пилотные проекты открывать, местное начальство приваживать, жужжать в уши о правах ребенка, об ювенальных судах. так и стали появляться в регионах ювенальные суды… Сейчас те же люди убеждают нас, что это хорошо, современно и прогрессивно. Но что же тут прогрессивного? Это же сплошное разрушение семьи! Естественно, я против этого, и пока я работаю на телевидении, я буду защищать свой народ от таких прогрессивных доброхотов.
— Мы с тобой ещё не обсудили педофилию и про наркоманию. Ты об этом пишешь, говоришь, кричишь — а видишь ли ты какой-то отклик? Ты сам реально что-то изменил?
— Ну есть какие-то подвижки… Я не могу сказать что прямо взял и все поменял. Я же не президент и не депутат. Я просто журналист, и работаем мы командой. Но какие-то вещи все-таки удается сделать. Большей частью, конечно, внимания никто не обращает. Но капля камень точит.
Любая свобода и ослабление режима, естественно, подразумевает ответственность. Человеку за свою судьбу надо самому отвечать. Но у нас очень мало времени прошло — 20 лет это не срок для скачка от того, что за тебя все решало государство и до того, что ты сейчас должен решать все сам, ни на кого не надеясь.
Мало времени прошло. Поэтому люди иногда пишут на телевидение: "Помоги нам". Крик о помощи. Они думают, что телевидение истина в последней инстанции, но это не так. Порой мы помочь не можем никоим образом. Есть какие то вещи, на которые мы реагируем как можем. Но и это не гарантия, что что-то изменится. Но телесюжеты, пусть начальники и делают вид, что их не видели, всё равно влияют на общественное мнение, на общественное сознание. Их видят люди, которым не все равно, и они начинают действовать, помогать тем, кто попал в беду.
— Скажи мне, а вот откуда ты берёшь темы для сюжетов? От людей, которые тебе пишут, или ты следишь за блогосферой и интернетом?
— Интернет сейчас играет очень большую роль. Мы уже не читаем газет, мы смотрим интернет, потому что в интернете есть почти все. Правда, среди этого моря надо выбирать и фильтровать информацию. Это естественно. Но уж очень много людей, готовых на что угодно, лишь бы их щаметили.
Я никогда не реагирую на оскорбления, на то, что кто-то негативное пишет. Я готов открыто поспорить с любым. Но эти вот "блоггеры" — они какие-то странные. Они прячутся за этот интернет. Меня-то видно, я открыт, а они спрятаны, и с такой легкостью готовы оскорбить, обозвать, не сказав по делу ничего. Один мне как-то написал, месяца 3 назад, обматерил меня. Я ему ответ написал: ты, Леопольд, подлый трус, ну, открой личико, Гюльчитай, давай, выйди.
— И что, вышел?
— Исчез. Чаще всего блоггеры это такие ничтожества, такие трусливые очкарикик, которым дашь по морде — и голова у него тут же и улетит, простите, в ж… И он оттуда продолжит бухтеть. Ну такие уж это странные люди. Извините, не уважаю.
— Ты постоянно работаешь с разными съемочными бригадами, все время смотришь людей. Как ты оцениваешь молодые кадры телевидения? Я вот к случаю вспомнила историю о том, как недавно проводила собеседование с молодой девушкой. Она принесла красный диплом филфака, при этом написав в тестовом задании "сЬэкономили" и "полицЫя"…
— Должен тебе сказать, что мне везло в этом смысле. Люди, которые приходили ко мне на практику, обычно оставались работать. Хотя образовательный уровень, честно говоря, снизился. Может быть, это стариковское ворчание, а может быть, они просто больше знают о чем-то другом. Но ведь для журналистики важно быть образованным. Нас учили культуре языка, истории, литературы. Почему нам все интересно до сих пор? Потому что нас учили быть активными и интересоваться всем. В технической области — да, надо быть крепким узким специалистом, но в гуманитарном ВУЗе надо оставаться человеком широким, широких горизонтов. Потому что сегодня ты делаешь материал об этом, завтра о другом. Ты должен интересоваться происходящим, уметь быстро схватить судь дела, разобраться в пружинах событий. А любопытство и интерес к знаниям прививает только хорошая книга, лекция вылдающегося профессора или практика. Все остальное убивает интерес. Потому что журналистика — это труд интеллектуальный. Если не заниматься всё время самоусовершенствованием, то какой из тебя журналист? А, впрочем, настоящих всегда мало…
— Можешь назвать топ-10 лучших журналистов? На кого, по твоему мнению, надо равняться? Ты же тоже смотришь, сравниваешь, учишься.
— Ну да, смотрю. Но, знаешь, я не буду называть фамилии, потому что если вдруг кого-то забуду, то это может очень обидеть человека. К тому же это ведь будет только мое мнение, а я могу и ошибиться…
Единственное, что могу сказать, процитировав Татьяну Миткову: журналист в России больше, чем журналист. Журналист — это человек, которому люди доверяют безусловно. Популярные люди в телевизоре, если их рейтинг реально высокий, значит, им доверяют, и они должны этим дорожить.
Во время событий в Египте на месте работало очень много молодых журналистов, которые еще дадут нам фору. Они только-только вылупились, но они очень талантливы. Они очень смелые, они хорошо ведут себя в кадре. У них очень четкая реакция, а ведь для репортера самое важное — реакция на события. Увидел это, перестроился, объяснил оператору, показал: здесь снимать. Такие люди сейчас уже появились, они вот выросли. До этого было какое-то безвременье, а сейчас вот подросли эти ребята, и скоро у нас будет новое поколение журналистов.
— Я сейчас вспомнила: мы ведь тоже были старались, мечтали и была куча планов и желание мир изменить. Все было интересно. А ты чувствовал тягу к риску, к перемене мест?
— К перемене мест? Конечно! Понимаешь, наше поколение все-таки отличается от всех других. И знаешь, чем? Тем, что начинали учиться в застойные годы, затем в студенческую пору на себе прочувствовали начало свободы в перестройку, а в конце учебы и в начале рабочей жизни внезапно попали на излом и на разрушение державы. И, если абстрагироваться от личных трагедий, то мы творили историю и присутствовали в ней. Поэтому наше поколение, конечно, получило несоизмеримо больше впечатлений, чем все последующие.
— Хотя ещё китайцы говорили: не дай нам Бог жить в эпоху перемен…
— Ну, что для обывателей — жизнь в эпоху перемен, то для нас — насущный хлеб.
— Хочу поблагодарить тебя за беседу. Я очень рада, что ты нашел время к нам прийти. Было очень приятно было с тобой общаться. Действительно, берет гордость за свою страну, что она рождает таких сынов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+