История островов Окинава совершенно не соответствует их радужной атмосфере. Жители островов перешли с рыбной ловли на сельскохозяйственную экономику только в XII веке. В 1429 году полководец Сехаси объединил раздробленные мелкие княжества и создал первое объединенное королевство Рюкю, которое процветало в XV–XVI веках за счет морской торговли с Китаем, странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Таиланд) и Японией. В 1603 году в Японии возникает объединенная государственная система сегуната Токугава.
Сегунат принимает решение о непосредственной морской торговле с Китаем через острова Окинава и отдает приказ самурайскому клану Симадзу, который в это время контролировал южную часть центрального острова Хонсю, а именно провинцию Сацума (сегодня префектура Кагосима), начать военный захват Окинавского архипелага. Клан Симадзу ввел войска на территорию островов в марте 1609 года и буквально за месяц захватил практически всю территорию Окинава, подчинив тем самым сегунату Японии правительство королевства Рюкю.
Ворота японского замка Сюри, который расположен на Окинаве
Начиная с этого времени королевство находилось в странном положении «двойного» подчинения – с одной стороны, острова подчинялись Японии, с другой – королевству необходимо было формально подчиняться и Китаю, так как без признания Поднебесной королевство не получало разрешения на морскую торговлю китайскими товарами. Данной двойной системе был положен конец правительством императора Мейдзи в 1872 году, когда при проведении административной реформы все провинции Японии были перераспределены и переименованы в префектуры. Самая отдаленная из 47 префектур Японии, состоящая из 160 островов, растянувшихся на тысячу километров, Окинава до второй половины XIX века была независимым королевством Рюкю. Оно поддерживало более тесные связи с императорским Китаем, чем с Японией, проводившей изоляционистскую политику. Именно в это время (в 1879 году) острова Окинава были насильственно включены в территорию префектуры Кагосима. Несмотря на то что официально острова теперь принадлежали Японии, все «блага цивилизации» – индустриальная революция, введение современной юридической системы и т. д. – приходили на Окинаву с большим опозданием, как правило, только через 10–30 лет после того, как все они появлялись на основной территории страны.
Американский огнеметный танк М4 «Шерман» ведет огонь во время боя на Окинаве. И, наконец, острова Окинава – единственное место проведения ожесточенных наземных военных операций завершающего периода Второй мировой войны. Начиная с 1 апреля 1945 года – дня высадки морского десанта США на острова Окинава, японская армия на протяжении трех месяцев оказывала яростное сопротивление, повлекшее за собой гибель большого количества мирного населения. Бои были настолько тяжелыми, что многие города и даже горы полностью изменили свой вид. Кроме того, по окончании войны острова находились под юрисдикцией США вплоть до 1972 года. Сегодня более 75% американских военных баз, расположенных на территории Японии, находятся на островах Окинава.
Япония аннексировала Окинаву в 1879 году, но утратила ее после поражения во Второй мировой войне. С 1945 года она находилась под контролем США и была возвращена Японии в 1973 году. Впрочем, стопроцентно японской Окинава так и не стала. Сегодня это наименее развитая провинция Японии с самым низким в стране доходом на душу населения и самым высоким уровнем безработицы. В связи с многолетним присутствием контингента США, создающего жителям префектуры многочисленные проблемы, на Окинаве сильны антиамериканские настроения.
Несмотря на эту грустную историю, жители островов – веселые и неунывающие люди. Одно из блюд окинавской кухни называется «тямпуру» – что-то вроде овощной мешанины, когда самые разнообразные ингредиенты – овощи, тофу, свинина и т. д. – жарятся вместе. Местные жители иногда называют свою среду «культурой тямпуру», так как в ней намешано все, что только можно намешать: средневековая религия островных богов, традиции королевства Рюкю, отдаленные «ингредиенты» китайской и восточноазиатской культуры, прижившиеся во времена морской торговли, культура Японии плюс современная культура США, принесенная военнослужащими этой страны в середине ХХ века.
Буддизм, получивший широкое распространение в Японии, практически не коснулся архипелага, поэтому запрет на мясные блюда, соблюдавшийся в Японии до середины XIX века, Окинава не затронул, и культура островов изобилует национальными блюдами с использованием свинины. Окинава также известна своим специфическим алкогольным напитком «авамори» – настойкой на рисе и сахарном тростнике. Авамори – напиток не для слабых. Обычное содержание алкоголя – 30%, а на самых южных островах выпивают вещи и покрепче – напиток «ханадзакэ» на острове Енагуни содержит как минимум 60% алкоголя. Эти напитки в сочетании с местной кухней в последнее время пользуются во всей Японии большой популярностью, вызванной бумом на специфическую ритмичную традиционную музыку этих островов и ажиотажем вокруг популярных поп-исполнителей, многие из которых родом с островов Окинава. До сих пор главным раздражителем в отношениях Токио и Пекина были претензии КНР на Сенкаку. «Ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве так называемых исторических, географических, геологических и других оснований, с точки зрения международного права нельзя назвать законным аргументом, подтверждающим притязания КНР на право владения островами Сенкаку»,— разъяснили «Ъ» в МИД Японии. Тем не менее в Пекине продолжают стоять на своем.
Ужесточение тона китайских «ястребов», призывающих власти КНР расширить спор с Токио за счет включения в него вопроса о статусе Окинавы, грозит вывести противостояние в Азиатско-Тихоокеанском регионе на новый уровень. По стратегическому соглашению об обороне между Вашингтоном и Токио на Окинаве дислоцированы крупнейшие базы ВМС США на Тихом океане. Здесь находится три четверти всех расквартированных в Японии американских баз (территория Окинавы составляет чуть больше полпроцента площади страны, ее население — 1,4 млн человек).
Эти особенности Окинавы и пытаются использовать китайские радикалы, призывая Пекин разыграть территориальную карту в споре с Токио. Рассчитывают они подогреть сепаратизм и на самой Окинаве. Впрочем, несмотря на претензии к Токио, идея отделения Окинавы от Японии пока не пользуется популярностью — кандидат в тамошние губернаторы, баллотировавшийся в 2006 году под лозунгом независимости, получил лишь около 6 тыс. голосов. Однако «ястребы» в Пекине, похоже, исходят из того, что по мере роста мощи КНР сторонников независимости, выступающих за превращение Окинавы из глухой японской провинции в динамично развивающийся тихоокеанский перекресток между Китаем и Юго-Восточной Азией, станет больше.
Сергей Строкань источники Сергей Строкань http://kommersant.ru/doc/1987137
Источник: masterok.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|