Южнокорейский Prelude относится к совершенно новому классу судов, для которых размер супертанкеров откровенно недостаточен. Этот класс называется FLNG, что расшифровывается как floating liquefied natural gas, то есть плавучая фабрика по переработке природного газа в сжиженный.
Первая попытка создать мобильную фабрику по сжижению природного газа имела место в 1979 году — тогда норвежские компании Moss Maritime и Kvaerner представили на газотехнической конференции в Монако концепт FLNG-судна для Кенганского месторождения в Персидском заливе. К сожалению, презентация проекта идеально совпала с Исламской революцией в Иране, из-за чего от идеи отказались.
Позже, в 1988 году, другая компания — Norsk Hydro — изучала возможность размещения завода по сжижению на специальной барже для месторождения в Сневите — но в этом случае от проекта отказались по экономическим причинам. В последующие годы многие компании предлагали свои разработки в этой области — и Mobil, и Chevron, но от слова к делу в итоге перешли только голландцы из Shell. В 2009 году Shell заказала корейцам из Samsung Heavy Industries строительство первого в истории плавучего СПГ-завода.
У Prelude есть совершенно конкретное место назначения — обширное подводное месторождение Броус, начинающееся в сотне километров от западного побережья Австралии. Проблема его разработки состоит в том, что местные власти завернули проект строительства наземного завода Browse LNG на мысе Джеймса Прайса по экологическим причинам. Завод в 50 км от туристического города Брум никак не укладывался в австралийскую концепцию экологического туризма. И это при том, что незадолго до этого Shell получила право на разработку месторождения — вышло так, что энергетики застряли в мертвой точке: газ есть, добывать его можно, а вот перерабатывать нельзя.
И в Shell нашли другой путь — расположить завод прямо в точке добычи. Плавучий завод больше соответствует требованиям экологии и к тому же в скором времени окупит себя за счет гораздо более дешевой в сравнении с наземным вариантом логистики. В мае 2011 года было принято положительное решение о создании фабрики, а уже в сентябре строительство началось. Денег компания не жалела — было задействовано огромное количество людей и ресурсов, лишь бы судно было спущено на воду как можно быстрее. Каждый день неработающего месторождения приносил убытки.
Голландские нефтяники выступили заказчиками и основными инвесторами проекта, а непосредственное строительство было поручено известным специалистам в этом деле — южнокорейской компании Samsung Heavy Industries. Через два года после закладки на верфи в Кодже судно Prelude FNLG было торжественно спущено на воду. Конечно, это еще не конец — сейчас кипит работа над установкой оборудования и «обвеса». Официально платформа будет готова к 2017 году, но она уже плавает, что позволяет ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Правда, тут есть одна оговорка. Prelude FNLG не имеет собственных двигателей и передвигается с помощью буксиров, то есть по сути представляет собой гигантскую баржу. Поэтому он станет самым большим в истории плавательным средством, но корону самого большого самодвижущегося судна все-таки сохранит танкер Seawise Giant.
Корпус Prelude FNLG возводили в сухих доках по обычной методике строительства сверхкрупных судов — путем сваривания сегментов. Еще задолго до готовности специалисты провели компьютерную симуляцию спуска судна на воду, чтобы убедиться в технической возможности это сделать. Суммарная масса корпуса — 260 000 т, и расчет каждого движения корабля должен быть сделан идеально точно. Заявленный дедвейт судна (то есть разница между водоизмещением в порожнем и максимально груженом состоянии) составляет 600 000 т против «всего лишь» 564 000 т Seawise Giant.
После окончания работ фабрику отбуксировлаи на позицию в 475 км от берега Австралии. На этой точке она должна проработать 25 лет, выдерживая любые шторма и ураганы. Форма бортов и подводной части позволят судну противостоять волнам практически любой возможной в этих широтах высоты, но особого внимания заслуживает швартовочная система Prelude.
Это 93-метровая башня, проходящая через центр судна. К нижней части башни крепятся четыре якорные группы — такая конструкция позволит одновременно фиксировать судно на месте и совершать аккуратные маневры, поворачивая его наиболее выгодной стороной к ветру в случае, например, урагана. Маневры производятся с помощью трех водометов мощностью по 6700 л.с. — как уже говорилось выше, они не являются полноценными системами, позволяющими Prelude передвигаться самостоятельно, но для поворотов относительно штормового фронта их вполне достаточно. Вообще, весь стальной левиафан спроектирован так, чтобы выдерживать циклоны 5-й категории (с ветрами более 70 м/с).
В апреле этого года Shell восстановила производство сжиженного природного газа (СПГ) на плавучей установке по производству СПГ Prelude FLNG, работающей на месторождении Прелюдия (Prelude) в западной части шельфа Австралии. Остановка производства произошла 2 декабря 2021 г. по причине пожара на Prelude FLNG. В результате аварии повреждены основные системы установки, включая освещение, системы безопасности, системы связи, системы питьевой воды, очистку сточных вод, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Запуск производства СПГ был связан с большими сложностями, а дальнейшие отгрузки также шли нестабильно. Первая партия СПГ была отгружена лишь спустя 2 года после прибытия FLNG на место, в июне 2019 г. В феврале 2020 г. на Prelude FLNG произошел перебой в электроснабжении, за которым последовал ряд технических проблем, из-за чего производство СПГ остановилось до января 2021 г.
Ускорить работы не удавалось из-за ограничений по COVID-19, не позволяющих увеличить штат сотрудников на борту установки.
Преодолев эти проблемы, Prelude FLNG демонстрировал стабильную производительность, но новая авария остановила завод более чем на 4 месяца.
В связи с этими сложностями, проект оказался не слишком успешным для его участников (Shell 67,5%, оператор, Inpex - 17,5%, Kogas - 10% и CPC - 5%).
Официально Shell стоимость проекта не раскрывает, по некоторым оценкам она может составлять 17 млрд долл. США.
В сложившихся условиях на рынке СПГ спрос на 3,6 млн т/год СПГ однозначно найдется, а высокие цены на газ делают экономику проекта менее спорной.
Ожидается, что Shell совместно с партнерами SGH Energy и Osaka Gas в течение нескольких месяцев примет окончательное инвестиционное решение (ОИР) по разработке месторождения Crux, которое будет связано с Prelude FLNG.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+