Петрона Вилласбо с фотографией своего сына Сильвино Талавера, который, как она говорит, умер от интоксикации, после того, как попал под опыление пестицидами
«Соя разрушает наши жизни. Это яд. Она не предназначена для питания людей».
Сидя около своей лачуги в сельской местности Парагвая, мать восьмерых детей рассказывает о дне в январе 2003 года, когда её 11-летний сын Сильвино Талавера вернулся на велосипеде из магазина.
«Я стирала в реке бельё, и он пришёл мне рассказать, что его обрызгал один из «москитов» (распыляющая машина позади трактора)», говорит она.
«От него так ужасно пахло, что он скинул свою одежду и прыгнул прямо в воду».
Уставшая женщина больше об этом не вспоминала. Для людей, живущих около полей ГМ-сои, распыление химических веществ является обычным явлением.
Но вечером вся семья чувствовала себя плохо, после того, как они поели еду, которую привёз из магазина мальчик, и которую он вёз через обильно опылённые химией поля.
Петрона быстро отвезла своего самого младшего ребёнка в больницу, и к тому времени как она вернулась, Сильвио лежа в постели мучился от жестоких болей.
В панике она попросила местного фермера отвезти её в больницу.
«Он был очень болен, говорил, мама, у меня кости болят, и кожа его покрылась чёрными пятнами», говорит она.
К тому времени, как они приехали в больницу, Сильвио парализовало, и всё что врачи могли сделать, это давать обезболивающее, пока его мать вытирала у него со рта пену. Через несколько часов он скончался.
Для семьи было ясно, что эта ужасная смерть была вызвана химическим отравлением, но вскрытие тела мальчика не проводилось. Произошло это только спустя годы усилий Петроны возбуждения дела, и отправки его в суд. В итоге два местных фермера были осуждены за причинение смерти, хотя неясно, были ли они посажены в тюрьму.
Как и во множестве судебных дел в Парагвае, в этом деле много серьёзных вопросов без ответа. Но Петрона уверена в том, что причиной смерти её сына была ГМ-соя, и нам следует к ней прислушаться, потому что мы её едим.
Вообще, новая технология сейчас настолько распространена, что вполне вероятно, что хотя бы в один из продуктов, который вы сегодня съели, входит сырьё, изготовленное из животного, которого кормили генно-модифицированной соей, будь это молоко в вашей каше, или бекон в бутерброде.
Парагвай является страной без выхода в море в самом сердце Южной Америки, и стоит на переднем крае нового поветрия выращивания «зелёного золота».
В прошлом году количество посевов сои выросло до рекордных 2.6 миллионов гектаров, бо́льшая часть которой является генно-модифицированной, что ведёт к спорам о потере лесов, насилию вокруг «земельного вопроса» и «отравлению» местных жителей.
Большинство культур в Парагвае являются генно-модифицированными, и требуют опрыскивания агрохимикатами. Считается, что фермеры следуют правилам распыления химикатов, в частности, оставляют свободное пространство между распыляемыми полями и домами жителей или школьными площадками. Однако растёт число доказательств несоблюдения правил, что ведёт к загрязнению земель, и отравлению и даже смерти людей.
Педиатр в Университете Асунсьоне, доктор Стела Бенитес проводила в 2006 году исследования, которые были представлены уважаемым американским педиатрическим журналам, в ходе которых выяснилось, что живущие в пределах 1 километра от опыляемых земель женщины с вероятностью в два раза чаще рожают детей с врождёнными пороками.
«Я переживаю по поводу недостатка контроля над этой индустрией, которая не применяет принципы защиты наших детей в первую очередь», говорит она.
Самый последний случай произошёл в этом январе в холмистой местности Колония Ёрути, где несколько семей выращивали кукурузу среди растущих полей сои. Изабелла Портилло рассказывает о том, как её муж и 2-летний сын заболели после того, как поля были обработаны мощной дозой химикатов. Ребёнок выжил, но она говорит, что муж умер от интоксикации несколько дней спустя.
Соя является одним из главных продуктов Парагвая, и в последний год рост её производства составил 14.5 процентов, обогнав даже Китай.
Указывая широким жестом на свои обширные поля, Брено Батиста Бьянчи уверен в том, что именно таким выращивающим сою фермерам как он страна должна сказать спасибо.
Используя новую технику и генно-модифицированные сорта, он говорит, что добился более обильных урожаев, используя меньше воды и пестицидов.
Есть, конечно, некоторые проблемы с «супер-сорняками», которые растут наперекор химикатам, и вспышки заболеваний, но всё это легко можно решить.
Но его слепую веру в прогресс разделяют не все.
Парагвай может и предоставляет почву, воду и рабочую силу, но выгоду от этого видят не многие. Соя даже не облагается налогами, и большинство её покидает Южную Америку в качестве «бразильской», когда поставки в морском порту смешиваются.
Такие новые инициативы как Круглый стол за ответственный подход к сое, поддерживаемый WWF, призван стимулировать продвижение этого вида продукции путём выработки для сои нового стандарта, включая сюда и ГМ-сою, и её более ответственное производство. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|