И вот сегодня я прочитал о том, что в ближайшее время в Токио начнется масштабный демонтаж самого известного в мире архитектурного памятника метаболизма – капсульной башни «Накагин». 13-этажная высотка, построенная в 1972 году, хотя и считалась все это время зданием-будущего все же изжила себя и совсем обветшала. Как не протестовала мировая общественность, пытаясь сохранить символ послевоенного культурного возрождения Японии и ее технологических амбиций, но сноса – не избежать.
К сожалению, в этом мире ничто не вечно и архитектурные сооружения, которым всего лишь 50 лет, могут оказаться в аварийном состоянии и стать опасными для окружающих людей. Такая неприятная ситуация произошла и со всемирно известной капсульной башней «Накагин» (Nakagin Capsule Tower), построенной в 1972 году в Токио. Футуристическому строению грозит полный демонтаж, поскольку оно больше не пригодно к эксплуатации, а заниматься реновацией новый владелец не желает.
В свое время ее появление стало чем-то новым и неизведанным, приравненным к зданию-будущего, по крайней мере, так его позиционировали архитекторы, «заразившиеся» идеями движения метаболизм, появившегося в послевоенные годы. У истоков самого движения и автором идеи капсульного проектирования стоял архитектор Кишо Курокава (Kisho Kurokawa), который увидел перспективу именно в такой форме строительства, предназначенного для постоянной эксплуатации зданий и даже для проживания (правда, одиноких людей).
Напомним: Капсульная жилая 13-этажная высотка под названием Nakagin Capsule Tower состоит из 144 жилых блоков-капсул, закрепленных на двух бетонных основаниях и установленных в центральное ядро. Такая конструкция здания позволяла собирать блоки прямо на заводе и доставлять в готовом виде для установки на фундамент, без дополнительной доработки, кроме как подключения к центральным инженерным коммуникациям. Эти капсулы-комнаты можно было устанавливать на свое усмотрение, лишь бы все соответствовало нормам безопасности, что в свою очередь давало возможность переноса одного или части блоков в любое другое место или их замены в случай эксплуатационного износа.
Если говорить о самой капсуле, предназначенной для проживания одного человек, ведь площадь ее не превышала 10 кв. м, то в ней был предусмотрен минимум удобств. Компактное жилье разрабатывалось с учетом потребностей одного жильца, которому нужна была крыша над головой, чтобы было где переночевать после трудового дня, во время командировки или путешествия, покушать, помыться и оставить свои вещи. Поэтому было решено, что кровати, встроенного кухонного уголка со шкафом, мини-холодильником и плитой, кондиционера, многофункционального стола-трансформера, телевизора и крошечной ванной комнаты должно хватить для счастья. К этому минимализму прилагалось еще и окно в виде иллюминатора диаметром 1,3 м, поскольку нормы естественного освещения никто и ни в какой стране мира не отменял.
Справедливости ради хотелось бы отметить, что разработчик проекта предусматривал полную реконструкцию капсул каждых 25 лет, но этого ни разу так и не произошло. С учетом того, что предполагалось строительство эконом-варианта, материалы использовались не те, что могут простоять веками. По этой причине требовалась полная реконструкция по истечении эксплуатационного срока, чтобы строение могло функционировать в безопасном режиме.
К началу XXI века высотка морально устарела и начала активно ветшать, что и заставило когда-то счастливых жильцов/арендаторов, изрядно пресытившихся теснотой, покинуть свои микро-квартиры. Вначале поменялся владелец здания, девелоперская компания начала разрабатывать проект демонтажа и строительство современного многоэтажного дома, но кризис 2008 г. помешал этим планам. С тех пор жильцов в высотке не осталось, капсулы сдаются в аренду под микро-офисы и как складские помещения. И это в центре Токио, где каждый клочок земли на вес золота!
Угроза сноса так не была снята с повестки дня, как ни старались активисты, пытающиеся сохранить футуристическое наследие основоположников метаболизма (вплоть до обращения в ЮНЕСКО для признания его охраняемым объектом Всемирного наследия). «Япония не имеет законодательных норм, предусматривающих сохранность такого рода архитектурной культуры, — сообщил один из активистов Тцуюки Маэда. — Очень жаль, что один из самых оригинальных образцов современного архитектурного наследия страны будет потерян навсегда».
Как стало известно редакции Novate.ru, последние два года в Японии активно обсуждалась судьба «шаткого состояния сооружения и его несовместимости с текущими сейсмическими стандартами». Но ничего вразумительного, кроме как демонтаж, придумать так и не смогли, поскольку на грандиозную реконструкцию нет средств. Да и нет смысла восстанавливать блоки, при создании которых использовался асбест, запрещенный в последние годы строительный материал.
Как сообщают некоторые источники, тем, кого не испугает ветхое состояние капсул и небезопасные примеси в стройматериалах будет разрешено выкупить капсулы для своих личных нужд. При этом некоторые музеи самой Японии и за рубежом, включая Центр Помпиду в Париже, пожелали пополнить свои запасы таким эксцентрическим экспонатом, чтобы хоть как-то сохранить неординарное наследие Кишо Курокавы.
Ну а пока в СМИ мелькают сообщения, что 12 апреля этого года начнется демонтаж капсульной башни «Накагин».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 17
Рейтинг поста: