Имя главного героя русских сказок мы привыкли слышать с детства и не удивляемся тому, что герой не особо умен. Да что там скрывать - просто дурак. Как вообще в герои выбрался - непонятно. Однако сказки об Иванушке-дурачке - одни из самых живучих. И почему Иван-дурак, в отличие от своих умных братьев, в конце сказки всегда оказывается в выигрыше?…
Вариантов сказки про Иванушку-дурачка немало, но все они в чем-то похожи. Например, началом: мол, было у старика-отца три сына, двое умных, а один - младший - дурак. Спрашивается, почему именно младший?
Вполне вероятно, что этому была вполне рациональная причина: когда придет время делить наследство, оно достанется старшим братьям, а младший останется с носом, в дураках. Если придерживаться этой версии, то окажется, что прозвище за Иваном закрепляется не столько по уму, сколько по имущественному состоянию. Но если углубиться в сказку, то станет понятно: не в одном имуществе дело.
Обидные прозвища были у народа в ходу: Иван-дурак, или Мишка Косой, или какой-нибудь еще Кривой, ну и так далее. Причем сами родители давали ребенку обидные клички, и вовсе не потому, что хотели над ним поглумиться. У них была своя логика. Согласно ей, неказистое имя помогало оградить ребенка от злых духов, которые горазды портить все красивое и ладное. А что можно испортить, когда ребенок и так дурак? И нечистая сила переключалась на кого-то другого.
Более того, иногда слово "дурак" использовалось как вполне самостоятельное имя. В русских документах, например, встречаются бумаги за подписью Дурака Мишулина. Получается, что приставка "дурак" могла относиться не к умственным способностям Иванушки-дурачка, а просто защищала его от сглаза и порчи. А потом обычай этот забылся, а в сказке все осталось как есть.
Но и это не совсем так. Потому что с мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок:
"Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет - не везет!
"А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит". Взял стол и выставил на дорогу. Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. "Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!", - подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: "Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!".
А сам все вперед да вперед продвигается. Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые. "Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!". Взял понадевал на них горшки да корчаги".
Дома, понятное дело, Ивану дали тумаков, обругали как нельзя хуже и в очередной раз поняли, что с ним лучше не связываться и ни о чем не просить. Потому что сначала он будет долго увиливать от задания, а если все-таки сделает, то как нельзя хуже - такое впечатление, что нарочно.
Но на самом деле нет: напортачит от чистого сердца. Он так не только на чужие поручения реагирует. Он и к своим интересам относится точно так же. В одной из сказок Иван-дурак три года батрачил на попа, и когда тот предложил ему плату на выбор, мешок монет или мешок песка, дурак взял песок. Ну и кто он после этого, спрашивается?
Между тем, дурак - фигура, которая встречается не только в русских сказках. В немецком фольклоре есть, например, сказка "Золотой гусь", которая начинается так: "Жил-был человек. Было у него три сына, звали младшего Дурнем; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали". У итальянцев есть сказка "Пьетро дурак", а французский фольклор предлагает историю под названием "Женитьба Жана-идиота".
Дураки дороги сказочникам и слушателям, иначе не занимали бы в сказках столько места. Возможно, народу просто приятно посмеяться над глупостями, которые учиняет герой. А возможно, есть и другие причины популярности дурака. Например, его странная, фантастическая удачливость. Как говорил русский писатель Виктор Шкловский, "Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными".
Дураки в сказках часто неумыты, грязны, одеты в обноски, имущества за душой не имеют, да и работать не хотят: ленятся. Зато горазды играть на какой-нибудь дудочке или свистульке, сочинять прибаутки, говорить нелепицы, и, прощу прощения, ковырять в носу. Эта тотальная лень заставила Андрея Синявского в его очерке "Иван-дурак. Корни русской народной веры" сделать довольно печальные выводы:
"В русской сказке о дураке сказывается настроение человека, который ждет всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей личной ответственности. Это тот же недостаток, который сказывается и в русской религиозности, в привычке русского человека перелагать с себя всю ответственность на широкие плечи Николы Угодника <…> Это прелестная поэтическая греза, в которой русский человек ищет, по преимуществу, успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту, но в то же время усыпляет его энергию".
Это с одной стороны. С другой - поражает странная логика поступков Ивана-дурака. Впечатление, что герой не просто глуп, а даже и вовсе не в своем уме. И, тем не менее, в конце сказки этот безумный всегда в выигрыше: или он добивается, чтобы его оставили в покое, или вдруг приобретает огромное состояние, или женится на царской дочери или на волшебнице.
Так случилось как раз в той сказке, где Иван-дурак взял за свой трехлетний труд не мешок денег, а мешок песка. Когда он шел домой с этой смехотворной зарплатой, то увидел в лесу костер, в котором горела прекрасная девица. Иван засыпал костер песком, и девица, оказавшаяся колдуньей, вышла за него замуж и начала помогать в делах.
Как такое может быть, что она выбрала не богатыря, не принца, а круглого дурака? Потому что не такой уж он и дурак. Он просто действует, полностью игнорируя все существующие правила. А разве это не то, о чем мы все мечтаем - хотя бы на секунду освободиться от всех "нельзя" и "ты должен"?
А дурак живет так все время. Недаром и поговорка гласит, что дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то - не так, потому что он - дурак. А раз так, то какой с него спрос? Поэтому фигура дурака, так или иначе, присутствует в фольклоре и литературе множества стран.
В средневековье, когда моральные и общественные нормы были чрезвычайно жесткими, сказочный дурак был едва ли не единственным, кто мог их взломать, писал знаменитый исследователь Михаил Бахтин:
"Так <…> ведется борьба с феодальным фоном и дурной условностью, с ложью, пропитавшей все человеческие отношения. Им противопоставляется как разоблачающая сила трезвый, веселый и хитрый ум плута (в образе крестьянина, мелкого горожанина-подмастерья, бродячего молодого клирика, вообще деклассированного бродяги), пародийные издевки шута и простодушное непонимание дурака.
Тяжелому и мрачному обману противопоставляется веселый обман плута, корыстной фальши и лицемерию - бескорыстная простота и здоровое непонимание дурака, и всему условному и ложному - синтетическая форма шутовского (пародийного) разоблачения".
Как и было сказано, дурак руководствуется не логикой, но интуицией, которой нет и не будет у простого смертного, окруженного сотнями рамок, у того умного, который точно знает, что почем, и оттого с ним никогда не случается чудес.
Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Другая русская поговорка - "дураков Бог любит" - как раз об этом. Дураки отдаются на волю случайностей и не боятся последствий, потому что просто о них не думают - они крепко надеются на высшую силу, и та не может не отозваться и не одарить дурака какими-нибудь дарами: деньгами, волшебными умениями или красавицей-женой.
Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака - это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.
Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они - переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: "Я знаю только то, что ничего не знаю", или с Лао Цзы, говорившим: "Умные - не учены, ученые - не умны".
Дурак - это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.
Ну и, наконец, последний секрет популярности дураков - то, что они крайне редко бывают сознательно злы или жестоки. В большинстве случаев они предельно простодушны и оттого беззащитны. И если бы не чудесное спасение с помощью Конька-Горбунка или какой-то другой волшебной силы, не сносить бы дураку головы.
Архетип дурака "цветет" не только в сказках. Он прорастает в литературе и в кино. Вспомните роман Достоевского "Идиот" и князя Мышкина, постоянно ошибающегося, не умеющего толком вести себя в обществе, легко обманываемого, простодушного - кто это, как не Иванушка-дурачок?
Или возьмите историю Форреста Гампа, недоумка, чьи поступки шокируют. Именно он - самый свободный человек. Дураки неистребимы, и слава Богу. Мир, состоящий из одних только умников и прагматиков, наверняка засох бы, потому что в нем не осталось бы места для чудес. А это было бы так скучно.
Так что пусть лучше чудеса случаются. И если для этого нужны Иванушки-дурачки, почему бы время от времени не надевать их шутовской колпак?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+