Судя по всему, Китай заработает на антироссийской политике Европы и за это заплатят страны ЕС. Первый танкер с российской нефтью со скидкой направился вместо Европы в Азию. В то же время «дочка» китайской госкомпании перепродала грузы американского СПГ в Европу.
Эксперты полагают, что такие схемы поставок выгодны китайским компаниям, но дорого обходятся европейским потребителям.
По данным навигационного портала Vesselfinder, танкер «Проспект Менделеева» покинул нефтетерминал в Усть-Луге в Балтийском море 10 марта и направляется в Шанхай. Сейчас судно подходит к проливу Ла-Манш и в Китай должно прибыть лишь 20 апреля. За раз танкер способен перевезти 100 тыс. тонн, или более 700 тыс. баррелей.
Такой протяженный маршрут доставки российской нефти в Китай, почти 12 тыс. миль, достаточно необычен. Ранее о подобных доставках сообщалось только тогда, когда танкеры шли по кратчайшему маршруту — по Северному морскому пути (из Приморска). Или доставляли в Китай некондиционную нефть из нефтепровода «Дружба», которую китайские переработчики покупали по сниженной цене.
В этот раз, очевидно, складывается похожая ситуация. На волне антироссийской риторики британская BP, нидерландско-британская Shell, норвежская Equinor и часть европейских трейдеров отказываются покупать российскую нефть. По оценкам Reuters, поставки могли упасть уже на треть — на 2?3 млн баррелей в сутки. Поэтому скидка на сырье Urals из России на аукционах достигает к марке Brent до $ 28 за баррель. Что может быть выгодно китайским компаниям даже при более затратной транспортировке. «Несмотря на отсутствие запретов в Европе, российская нефть воспринимается там как рискованная и токсичная. И сами трейдеры по-большому счету не знают, как в условиях финансовых санкций страховать партии спотовых грузов, танкеры, сами операции по покупке… Поэтому закупщики в первую очередь боятся за себя», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Такие риски, отмечает он, выливаются в разницу между нефтью марки Brent и российской Urals.
«На Urals скидка в последние дни достигала $ 28. При цене Brent в $ 110 — это чуть больше $ 80 за баррель. Для России это очень хорошая цена даже со скидкой. В такой ситуации Китай видит, что российскую нефть купить можно существенно дешевле стоимости аналогов у других поставщиков. И это окупает не только ее доставку из Балтийского моря, но и приносит хорошую прибыль китайским компаниям», — замечает ведущий аналитик ФНЭБ.
Такой вариант поставок российской нефти в Китай выгоден еще и тем, что в нем участвует танкер российской компании «Совкомфлот». Крупный судовладелец уже хорошо прочувствовал на себе антироссийскую риторику и настроения в Европе. Так, его судно NS Champion так и не смогло 22 февраля доставить американскую нефть на Оркнейские острова в Шотландии и до сих пор маневрирует неразгруженным у берегов Дании. В то же время танкер «Проспект Гагарина» покинул 5 марта польский Гданьск и до сих пор находится у Калининградского залива.
Закупка более дешевой российской нефти — не единственное, на чем получат выгоду китайские компании от антироссийской политики Европы. Страны ЕС объявили, что будут снижать импорт газа из России. Еврокомиссия поставила цель, чтобы в этом году регион смог дополнительно получить 50 млрд кубометров газа в виде СПГ, хотя в Международном энергетическом агентстве оценивали реальные возможности в 20 млрд кубометров. И часть этого сжиженного газа европейским потребителям перепродаст Китай.
«Китай продал несколько грузов СПГ из США в Европу. Редкое поведение крупнейшего покупателя сжиженного газа, которое демонстрирует, как рекордные цены меняют маршруты поставки», — написал в Twitter корреспондент Bloomberg Стефен Стапжински. Он уточнил, что Unipec, которая является дочкой государственного переработчика Sinopec, сбыла летние доставки с огромной прибылью.
«Грузы доставят в Европу с терминала СПГ Calcasieu Pass компании Venture Global LNG в Луизиане. Нынешнее ценовое ралли в Европе подтолкнуло трейдеров Unipec отвернуться от китайского рынка даже тогда, когда Пекин требует, чтобы импортеры создавали все большие запасы», — сообщил Стефен Стапжински. Он отметил, что Unipec законтрактовал мощности американского терминала в прошлом году, а гибкие условия соглашения позволяют ей выбирать между доставкой в Азию или перепродажей в Европу.
Судя по данным, поставки более дешевой российской нефти в Китай из Балтийского моря и перепродажа Китаем СПГ в Европу носят пока единичный характер. Однако смогут ли они стать регулярными, пока неизвестно.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+