Разумеется, все эти сегменты дождевых червей, даты смерти средневековых политиков и всякие там круглые-квадратные уравнения — полная ерунда, которая в реальной жизни не пригодится. Разменивать счастливое детство на ворох бесполезных фактов из побитых молью справочников — так себе идея, для совсем уж безнадёжных простаков, которые готовы выменять свою лошадь на курицу или бутылку пшеничного вина.
Однако вы помните, как школа учила нас учиться, учила думать, учила самостоятельно добывать знания? Я перечислю некоторые важные предметы.
1. Мнемоника. Как устроена человеческая память, как правильно запоминать. Метод Цицерона, метод Айвазовского, рифмизация. Приёмы запоминания иностранных слов, способы нахождения закономерностей в случайных последовательностях цифр.
2. Формальная логика. Работа с силлогизмами, проверка умозаключений, логические задачи, парадоксы, фигуры и модусы, понятия, определения, круги Эйлера.
3. Человеческое мышление. Основы философии, мир идей Платона, рефлексия и спекуляция, средневековая схоластика, основные когнитивные искажения, влияние коллектива и привычек на способность здраво мыслить, «народная логика», опасные предрассудки.
4. Риторика. Правила дискуссии, умение спорить и вести конструктивный диалог, умение признавать неправоту и настаивать на своём, практические навыки научной беседы, составление писем, типичные ошибки при передаче информации между коллегами.
5. Психология ученика. Страх перед учёбой, страх ошибок, перфекционизм, отношения с родителями и педагогами, особенности разных школьных возрастов, отличия школьников от школьниц применительно к учёбе, статусные игры, противодействие критикам и школьным хулиганам. Феномены вундеркиндов, отстающих и «трудных» учеников.
6. Мотивация. Обсуждение смысла учёбы в школе, смысла изучения каждого конкретного предмета. Разбор видов мотивации, геймификация. Борьба с прокрастинацией, признаки переутомления, способы поддержания нужной для учёбы физической формы. Регулярные беседы со взрослыми людьми не из школы, которым школьные знания помогли построить хорошую карьеру.
7. Техника работы с информацией. Работа с литературой, скорочтение, стенография, слепая печать, базы данных, работа с картотеками, переписка с библиотеками и научными журналами, обустройство рабочего места дома и в школе.
8. Групповая работа. Совместные исследования, базовая практика преподавания (старшие дети учат младших), работа с помощниками и подчинёнными, работа в разновозрастном коллективе (бок о бок со взрослыми). Изучение разных видов школ (включая экспериментальные), вузов и исследовательских сообществ.
9. Тайм-менеджмент. Планирование времени, расстановка приоритетов. Отсечение маловажных дел, сознательный отказ от чтения или заучивания наизусть второстепенной информации. Делегирование, установка целей, конкретные приёмы экономии учебного времени. Самостоятельная организация учёбы во взрослом возрасте.
10. Источники информации. Доступные энциклопедии и научные журналы, способы проверки качества источников, прямое общение с авторами, участие в реальной работе по составлению нового учебника или научного пособия.
Так вот: в советских школах ничего подобного не было, даже дореволюционного предмета «логика». На излёте сталинской эпохи была попытка реабилитировать логику после гонений двадцатых годов, но закончилась она пшиком. Логику ввели в советские школы буквально на пару лет, а потом снова исключили из программы.
Результат на табло: экономисты несли акции в МММ, инженеры заряжали воду перед телевизором, врачи лечились по методу доктора Малахова. Во-первых, потому, что никто не научил их минимально критическому мышлению. Во-вторых, потому что в школах и вузах учеников напитывали глубокой ненавистью к процессу учёбы, во взрослом возрасте было нормальным не учиться никогда и ничему.
Когда говорят, что школа «учит учиться» или «учит думать», обычно имеют в виду другое. «Педагоги говорили нам, что школа учит учиться, и мы были достаточно наивны, чтобы поверить им на слово».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: kora (25 января 2022 01:15) Статус: |
Кто хотел учиться, тот учился, а кто "ничего не получил, кроме кратковременной памяти" (читай: в одно ухо влетело, в другое вылетело). Каждому свое. Возможности были и учиться было интересно.
» #3 написал: Damkin (24 января 2022 18:21) Статус: |
Кроме кратковременной памяти в советской школе ничего не требовалось
Возможно, мы с Вами учились в разное время: я закончил школу в 1958г и в те времена школа привела мне любовь к физике, математике, литературе, истории. Это были мои любимые предметы, возможно, благодаря таланту тех учителей, которые нас обучали. Так, что не надо обобщать на всю "советскую школу". Это Вам не повезло в конкретной школе, с конкретными учителями. Что касается автора этой статьи, то его надо гнать из России. Русофоб и мне непонятно, почему этому русофобу предоставляется площадка "Ока-планеты". К сожалению, на портале нет главного редактора, технический директор - "умыл руки". Вот и получается, что представляет портал электронный бот, которому пофиг содержание статей. Всем остальным редакторам не хватает времени на отбор, уж не говорю про написание авторских статей: все стараются каким-то образом выжить и заработать лишнюю копейку в этой сволочной капиталистической общественной системе.
Цитата: СергНик
Сначала хотелось очень много чего написать автору.
Бесполезно вступать в диалог с русофобом и ненавистником советского государства. Это приспешник и пропагандист западных догматов о либерально-капиталистической Европе. Для русофоба Макааренко: В седьмом классе, у нас был предмет "Логика". Так что Ваше незнание о том, что такое Советская школа, только подчеркивает Вашу ограниченность и желание облить черной краской Советский Союз.
» #2 написал: СергНик (24 января 2022 17:24) Статус: |
Сначала хотелось очень много чего написать автору. Потом вспомнил про бисер и зря потраченное время. Вы перечитайте себя. "Мнемоника силлогизмы модусы круги Эйлера рефлексия спекуляция средневековая схоластика когнитивные искажения риторика перфекционизм мотивации геймификация прокрастинация тайм-менеджмент..." Кто Вы, о чём Вы, откуда Вы и зачем Вы? И это с такой фамилией? Вы живёте в Великой стране, которая до сих пор Великая благодаря советскому образованию. Или Вы за сослагательные наклонения? Вы не правы.
» #1 написал: сова (24 января 2022 13:44) Статус: |
Учили так: выучил параграф, пересказал, забыл навсегда. Кроме кратковременной памяти в советской школе ничего не требовалось /конечно, школьник учился общаться в коллективе/. По шаблонам можно было научиться решать несложные задачи. На выходе, в лучшем случае, дети которые что-то знали, но ничего не умели. Сейчас то же самое, только школьник в интернете ищет доклады.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2897
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Редакция
публикация 81
комментарий 541
Рейтинг поста:
Возможно, мы с Вами учились в разное время: я закончил школу в 1958г и в те времена школа привела мне любовь к физике, математике, литературе, истории. Это были мои любимые предметы, возможно, благодаря таланту тех учителей, которые нас обучали. Так, что не надо обобщать на всю "советскую школу". Это Вам не повезло в конкретной школе, с конкретными учителями.
Что касается автора этой статьи, то его надо гнать из России. Русофоб и мне непонятно, почему этому русофобу предоставляется площадка
"Ока-планеты". К сожалению, на портале нет главного редактора, технический директор - "умыл руки". Вот и получается, что представляет портал электронный бот, которому пофиг содержание статей. Всем остальным редакторам не хватает времени на отбор, уж не говорю про написание авторских статей: все стараются каким-то образом выжить и заработать лишнюю копейку в этой сволочной капиталистической общественной системе.
Бесполезно вступать в диалог с русофобом и ненавистником советского государства. Это приспешник и пропагандист западных догматов о либерально-капиталистической Европе.
Для русофоба Макааренко:
В седьмом классе, у нас был предмет "Логика". Так что Ваше незнание о том, что такое Советская школа, только подчеркивает Вашу ограниченность и желание облить черной краской Советский Союз.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 231
Рейтинг поста:
Потом вспомнил про бисер и зря потраченное время.
Вы перечитайте себя. "Мнемоника силлогизмы модусы круги Эйлера рефлексия спекуляция средневековая схоластика когнитивные искажения риторика перфекционизм мотивации геймификация прокрастинация тайм-менеджмент..."
Кто Вы, о чём Вы, откуда Вы и зачем Вы? И это с такой фамилией?
Вы живёте в Великой стране, которая до сих пор Великая благодаря советскому образованию. Или Вы за сослагательные наклонения?
Вы не правы.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4509
Рейтинг поста:
Кроме кратковременной памяти в советской школе ничего не требовалось /конечно, школьник учился общаться в коллективе/. По шаблонам можно было научиться решать несложные задачи. На выходе, в лучшем случае, дети которые что-то знали, но ничего не умели.
Сейчас то же самое, только школьник в интернете ищет доклады.