"Теория заговора" с Михаилом Ростовским
Михаил Ростовский
Новое государство появится на карте мира этим летом. В июле сказочно богатый нефтью регион Южный Судан должен официально провозгласить независимость. Но торжества по этому поводу имеют все шансы оказаться очень краткими. Южный Судан уже был сценой самой долгой гражданской войны в Африке. После провозглашения независимости война может начаться вновь.
Два с лишним года тому назад мне довелось побывать в столице Южного Судана городе Джуба. Вы об этом месте никогда не слышали?
Неудивительно. На взгляд случайного приезжего Джуба является олицетворением забытой богом африканской глубинки.
Сам город - это скопище традиционных африканских глиняных хижин и хлипких строений из гофрированного железа. Неасфальтированные улицы Джубы завалены кучами гниющего мусора. Даже дворец местного президента Сальвы Киира напоминает то ли какую-то российскую районную администрацию, то ли дом культуры в совхозе-передовике советского периода.
Но кое-что все-таки отличает Джубу от любой другой африканской глуши.
Например, в городе полным-полно пятизвездочных гостиниц. Цены в них вполне соответствуют уровню подобных заведений в Берлине или Мадриде - от 300 до 500 долларов за ночь. А вот антураж самого отеля несколько своеобразен. Номер, в котором я жил, представлял собой переносной жилой блок - что-то вроде строительной бытовки с крошечной спаленкой и текущим душем.
И вы знаете, что самое интересное? Пятизвездочные гостиницы в Джубе не испытывают недостатка в клиентах из-за границы.
Как все это можно объяснить? Думаю, вы уже сами догадались. Объяснение состоит из одного слова - нефть. Сколько черного золота скрывается в недрах Южного Судана, точно не знает никто. Но некоторые эксперты уверены: по объему запасов регион не уступает даже мировому производителю нефти номер один - королевству Саудовская Аравия.
Вы присвистнули и порадовались за Южный Судан? Если да, то вы несколько поторопились. Ведь на фоне остальной территории страны город Джуба - это просто верх роскоши.
В 2004 году на десять миллионов населения Южного Судана приходилось целых три хирурга. По уровню материнской смертности регион занимает первое место в мире. 90% населения будущего независимого государства живет меньше, чем на один на доллар в день.
В местных джунглях свирепствует так называемая Армия сопротивления Господа. Возглавляемые самопровозглашенным пророком Джозефом Кони боевики периодически врываются в какую-нибудь деревеньку в Южном Судане или в соседней Уганде.
Всех детей и подростков собирают в одну кучу и ставят перед выбором: или вы убиваете соседей и школьных учителей и вступаете в нашу армию, или мы убиваем вас самих.
Вы спросите: а куда же смотрит центральное правительство Судана, в состав которого все еще входит регион? Спросите об этом любого жителя Южного Судана, и вы услышите в ответ примерно следующее: центральное правительство - это и есть наша самая главная беда.
Судан - это очень специфически устроенная страна. На севере абсолютное большинство населения составляют последователи ислама. Южане исповедуют либо христианство, либо традиционные африканские верования.
Скорее всего, страна бы уже давно распалась на две части, если бы не одно "но". Почти все суданские запасы нефти сосредоточены на юге. Эту проблему центральные власти в Хартуме - столица расположена, естественно, на севере страны - долгое время решали очень просто. Доходы от нефтедобычи перекачивались с юга на север. А усмирять недовольных южан посылались войска.
Естественно, это не могло не привести к гражданской войне. Кровавая схватка между Севером и Югом длилась 22 года - с 1983 по 2005 годы и стоила жизни почти двум миллионам людей.
Потом все вроде бы пошло на поправку: мирный договор, референдум о независимости Южного Судана, признание результатов этого референдума центральным правительством.
Но когда до счастья осталось, казалось бы, совсем немного, все вновь пошло наперекосяк. Теперь конфликт бушует между различными племенными группами внутри Южного Судана. Только на прошлой неделе его жертвами стали 180 человек. Есть подозрение, что схватки всячески провоцируются с севера Судана и другими внешними игроками.
Иметь нефть - это еще не все. Кроме этого, надо еще уметь ей распоряжаться. Или, по меньшей мере, не давать другим делать это за себя. Мне почему-то кажется, что эта мысль - пусть и не в таком драматическом преломлении - актуальна не только для Южного Судана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Источник: rian.ru.
Рейтинг публикации:
|