Прошло всего лишь через 4 месяца после того, как в северо-восточной китайский город Дацин началась подача первой российской сырой нефти, а российская компания-оператор нефтепроводов «Транснефть» обвинила «Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию» (CNPC) в нарушении контрактов по поставке и пригрозила начать судебное разбирательство в Лондоне.
Принадлежащая государству «Транснефть» объявила, что размолвка между Китаем и Россией случилась из-за установленной контрактом 2008 калькуляции цен на нефть, идущую от Сковородино по сибирскому нефтепроводу «Транснефти» к китайской границе. 25 сентября прошлого года китайский и российский президенты по обе стороны границы торжественно ввели в эксплуатацию нефтепровод.
Впервые проект этого нефтепровода был придуман «ЮКОСом» Михаила Ходорковского более десяти лет назад. Первоначальные переговоры с Пекином велись представителями Ходорковского. Их попытка преодолеть монополию «Транснефти» на экспортные нефтепроводы стала одной из причин, что привели к аресту Ходорковского в октябре 2003, последующему обвинению его в совершении преступления и тюремному заключению.
Поглощение «Роснефтью» «ЮКОСа» и замена Ходорковского на зам. премьер-министра Игоря Сечина в качестве главного двигателя проекта не помогли преодолеть многие из препятствий, возникших во время переговоров с обеих сторон. Когда, наконец, в 2009 всё было завершено, в результате китайско-российских переговоров Пекин выделил 25 млрд. долл., самый большой кредит, когда-либо выданный российской компании. Выплаты этого кредита завязаны на потоки нефти, её объёмы, а также цену.
В прошлом году перед официальным завершением строительства нефтепровода премьер-министр Владимир Путин сказал: «Для Китая это стабильные поставки энергоресурсов, для нас – выход на новые многообещающие рынки и, в конкретном случае, выход на Китайский рынок».
Оказалось, что это было принятие желаемого за действительное.
Заявление CNPC от 1 января этого года гласит: «В 6.30 по местному времени был открыт клапан на российской станции в Скороходово. 1 января 2011 в 6.48 по пекинскому времени российской сырой нефтью были наполнены нефтяные танкеры в округе Мохе, Китай. Около 11.00 перекачивающая станция в Мохе начала переправлять нефть в Дацин, что стало официальным прогоном сырой нефти через впускной канал. После прихода перекачивающей станции Линьян в Дацин российская нефть была транспортирована по северо-восточной нефтепроводной сети на нефтеперегонные заводы в Даляне и Фушуне и потом была переработана для продажи. Раньше Китай импортировал нефть из России по железной дороге. Эксплуатация Российско-китайского нефтепровода не только увеличит объёмы нефти, но и повысит безопасность, и сократит транспортные издержки».
Китайцы также собираются достроить свою часть нефтепровода от Дацина до Тяньжина, где планируют построить новый нефтеперерабатывающий завод.
Как бы то ни было, сейчас, по заявлениям «Транснети», китайская сторона требует, чтобы цена поставляемой по нефтепроводу нефти, была равна цене нефти, что поставляется для загрузки танкеров в бухте Козьмино в Японском море.
Порт Козьмино начал загрузку танкеров в 2010, и к конце года его оборот составил 15,3 млн. т сырой нефти (около 300 тыс. баррелей в день). Пункты назначения груза: Япония (30%), Южная Корея (29%), США (16%), Таиланд (11%), Китай (8%), Филиппины (3%), Сингапур (2%). Сейчас порт работает в полную силу, поэтому, когда закончится вторая стадия трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (Восточный нефтепровод), нефтепровод с проходимостью до 30 млн. т сырой нефти достигнет в 2014 Находки. Планируется как минимум треть этого объёма доставлять на новый нефтехимический перерабатывающий завод.
Представитель «Транснефти» Игорь Дёмин сообщил: «В нашем контракте с CNPC были оговорены рыночные цены на нефть с учётом регулирования цен с помощью рыночных механизмов. Для определения стоимости нефти в тихоокеанском регионе «Транснефть» использует цены, предлагаемые Argus Media (крупнейшее в мире независимое ценовое и аналитическое агентство, специализирующееся на освещении конъюнктуры рынков энергоносителей; прим. mixednews). Китайская сторона согласилась с этим. Но сейчас они изменили своё мнение и заявляют, что ценовой механизм несправедлив, указывая на разницу в ценах на нефть Сковородино и Козьмино. Суть в том, что цены строятся не из издержек на добычу и транспортировку, а из ситуации на рынке. Бо́льшая часть нефти Восточного нефтепровода добывается на Ванкорском нефтегазовом месторождении. Но существуют месторождения, что находятся ближе к Козьмино, но всё равно цена не изменяется.
Даже если мы признаем, что считать надо с учётом транспортных издержек, в России существует единый тариф для Восточной Сибири и Дальнего Востока, и нет никакой разницы в цене для нефтяных компаний, из какого бы участка Восточного трубопровода они бы не получали нефть. А это значит, что своим заявлением китайская сторона вмешивается во внутренние дела России и навязывает нам свою социалистическую систему. Россия давно покончила с социализмом, мы хотим цены, сформированные на свободном рынке».
Дёмин также рассказал, что существуют также разногласия по поводу объёмов поставок. «CNPC хочет, чтобы мы увеличили поставки с 15 до 30 млн. т в год. Соглашение, которые мы подписали, устанавливает на ближайшие 20 лет ежегодный объём в 15 млн. т, мы не можем пересматривать условия через такой короткий срок. На сегодняшний момент у CNPC не получается оплачивать 20 млн. долл. в месяц, а если мы увеличим поставки в 2 раза, то недоплата, скорее всего, удвоится. Мы дали им обоснования, почему у нас именно такие цены, а они только и говорят, что цены «несправедливы». Тихоокеанский регион является одним из наших главных направлений. Самые главные покупатели «Транснефти» это Япония и Южная Корея, Китай на третьем месте, и США на четвёртом. Нефть через Восточный нефтепровод является хорошей заменой нефти с Аляски, и мы считаем, что США скоро обгонят Китай в нашем рейтинге покупателей».
Ответ от CNPC пока только ожидается. А представитель китайского министерства иностранных дел в Пекине вчера заявил: «Сейчас все идёт гладко, и у нас стабильные нефтяные поставки. Мы убеждены, что при возникновении проблем, стороны смогут решить их положительно путём дружеских переговоров и на основе взаимной выгоды». Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|