Видели такое фото в юмористических подборках интернета? Это не фотошоп, это реальная улица в городе Ивантеевка, Московская область. А сможете догадаться, как получилось такое название? Ведь не зная истиной причины очень странно оно выглядит.
Если не знаете как оно появилось, то сейчас я вам расскажу об этом...
В августе 1954 года капитан-лейтенант Жильцов получил назначение старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В апреле 1958 года на Северодвинском судостроительном заводе «Севмаш» атомоход К-3 проекта 627, будущий «Ленинский комсомол», спустили на воду и на нём торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.
Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием 34-летнего капитана 2-го ранга Льва Жильцова в обстановке строжайшей секретности приступила к выполнению специального задания Советского правительства. Первой в Военно-морском флоте СССР она ушла под лёд курсом к «макушке Земли». Со штатным вооружением, в том числе и с ядерными торпедами. С экипажем пошли командующий флотилией А.И. Петелин и флагманский штурман Д. Эрдман.
Этот дальний поход под ледяной шапкой Земли продемонстрировал всему миру технические возможности советского атомного подводного флота и высокое мастерство моряков, положил конец беспрепятственному проникновению подводных лодок США, Канады и Великобритании в территориальные воды Советского Союза, который в те годы взял курс на получение статуса великой морской державы. Уже в 1963 году атомные подводные лодки К-115 и К-178 под командованием капитана 2-го ранга Ивана Дубяги и капитана 1-го ранга Аркадия Михайловского совершили переход Северным морским путём с Северного на Тихоокеанский флот, а К-181 под командованием капитана 2-го ранга Юрия Сысоева всплыла строго в географической точке Северного полюса. С тех пор подводные лодки Северного флота выполняют задачи дальних походов под арктическими льдами на постоянной основе. О степени опасности и уровне ответственности подобного плавания можно судить по тому, что за освоение Арктики более 20 подводников удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.
В 1963 году Жильцов поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой был назначен заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Таллинской военно-морской базы Балтийского флота. В 1971-1976 годах командовал отдельной бригадой ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии, затем бригадой строящихся подводных лодок на Северном флоте. 25 апреля 1975 года Жильцову присвоено воинское звание контр-адмирала. С 1976 года контр-адмирал Жильцов проходил военную службу в составе Постоянной комиссии по государственной приёмке кораблей ВМФ.
Герой Советского Союза контр-адмирал Лев Михайлович Жильцов умер 28 февраля 1996 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Память о подводнике-первопроходце Л.М. Жильцове бережно сохраняется. В Северодвинске на фасаде дома № 71 по ул. Торцева ему установлена мемориальная доска. В подмосковной Ивантеевке 17 июля 1997 года, в день 35-летия со дня всплытия атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на Северном полюсе, на доме № 30/2 по Первомайской улице, где прошли детские годы Жильцова, открыта мемориальная доска. В 1999 году в городе создан Клуб юных моряков имени Героя Советского Союза Л.М. Жильцова. В 2000 году улица Маяковского, на которую окнами выходит дом, в котором жил Жильцов, стала называться улицей Адмирала Жильцова.
Судьба легендарной субмарины
Пятью годами позже своего главного подвига — похода на Северный полюс, экипаж атомной подводной лодки К-3 в ночь на 8 сентября 1967 года в Норвежском море постигла трагедия. На возвращающейся после 80-суточной боевой службы в Средиземном море «тройке» случился объёмный пожар, который унёс 39 человеческих жизней. Если бы не мужество и профессионализм экипажа, неизвестно, как при таком пожаре повели бы себя торпеды с ядерным снаряжением, и атомоход, в чём убеждены специалисты, мог бы предварить участь погибшего 12 августа 2000 года в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Экипаж К-3 неимоверным усилием каждого, кто находился на борту, отстоял свой корабль, и субмарина с приспущенным флагом вернулась на базу своим ходом.
В 1991 году атомную подводную лодку К-3, получившую в октябре 1962-го название «Ленинский комсомол», вывели из состава ВМФ. С тех пор атомоход терпеливо ожидал своей участи на военно-морской базе Северного флота в ЗАТО Островной (Гремиха): быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит для потомков память о первых достижениях отечественного атомного флота.
В 2005 году лодку из Гремихи с мерами предосторожности отбуксировали на судоремонтный завод № 10 в город Полярный для выгрузки отработанного топлива, а затем на судоремонтный завод «Нерпа» в город Снежногорск. С тех пор субмарина кочевала из эллинга на стапельную плиту, со стапельной плиты обратно в эллинг, периодически освобождая производственные площади предприятия для выполнения плановых работ. Судоремонтники с «Нерпы» вырезали «атомное сердце» субмарины — реакторный отсек, сформировали одноотсечный блок и отправили в пункт длительного наземного хранения в Сайда Губу.
В 2014 году судьба «Ленинского комсомола» была окончательно определена — музею быть! На выделенные Министерством обороны РФ средства корпус и надстройки были герметизированы, и подлодку, именем которой названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане, спустили на воду. Осталось провести необходимый объём работ по непосредственному созданию музея.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+