Ситуация в крупнейшем производителе нефти на Африканском континенте — в Нигерии — развивается отчасти по похожему сценарию с Кот д'Ивуаром. После обнародования предварительных итогов президентских выборов в стране начались столкновения. Число убитых и раненых уже идет на сотни. Для предотвращения беспорядков вывели армию. Кое-где дело дошло до стрельбы в воздух, но пока прекратить насилие не удается.
Ситуация обострилась в связи с тем, что ставленник северян-мусульман, бывший военный диктатор Мухаммаду Бухари проиграл ставленнику южан-христиан. Как только было объявлено о том, что с большим отрывом победил действующий президент Гудлак Джонатан, мусульманская молодежь вышла на улицы. Её аргументы такие: выборы сфальсифицированы, поскольку мусульмане составляют большинство населения страны. По разным данным, их численность составляет от 50,5 до 55 процентов, тогда как христиане составляют 35-40 процентов. К тому же, далеко не все представители традиционных культов поддерживали ставленника южан.
Главные события развернулись в северном городе Кадуна и находящемся в центральной части страны городе Джос. Информагентства передают информацию, согласно которой агрессивно настроенная молодежь начала громить принадлежавшие представителям разных конфессий закусочные.
Также пострадали две церкви.
Напомним, что Джос традиционно является одним из самых проблемных мест Нигерии. В связи с тем, что здесь китайская компания разрабатывает месторождения олова, в этот район стягиваются рабочие разных конфессий. Зачастую между ними происходят столкновения.
Чем обернется нынешнее противостояние мусульман и христиан, сказать сложно. Разумеется, многое будет зависеть от поведения сторон. Пока поступали сообщения о том, что Бухари не признал своего поражения. Однако он призвал своих сторонников к спокойствию. Впрочем, услышат ли его голос, неизвестно. Дело ведь не только в его сторонниках, но и в поведении властей, а также способности политиков к ведению диалога. А с этим, как известно, в африканских странах все довольно сложно.
Тем более, что как у мусульман, так и у христиан к друг другу накопилось немало претензий. Только за время столкновений 2008-го и 2010-го годов в одном только Джосе, по официальным данным, погибло свыше 1,2 тысячи человек. Общее же число жертв этой необъявленной религиозной войны, опять-таки по данным Лагоса, превысило десять тысяч человек.
Ситуация усложняется тем, что в ходе многочисленных вспышек насилия страдали мечети и церкви. Считается, что это дело рук радикальных организаций, таких как исламистская группировка "Боко Харам".
Правда, нельзя исключать, что за этими столкновениями стоят сами власти, которым удобно "выпускать пар" разных категорий обездоленного населения друг против друга. Ведь живет в нищете подавляющее большинство нигерийцев (доходы 70 процентов нигерийцев составляют менее одного доллара в день, еще 22 процента имеют от одного до двух долларов в день), несмотря на их национальную или конфессиональную принадлежность.
И это при том, что Нигерия — одна из богатейших в плане сырьевых ресурсов страна. Именно отсюда экспортируется около 2,2 миллиона баррелей нефти в день (до кризиса в Ливии добывалось менее 1,6 миллиона баррелей "черного золота"). В последнее время активно разрабатываются и месторождения цветных металлов, например, олова. Однако вырученные за продажу сырья средства оседают в карманах малочисленной верхушки.
Правда, все чаще раздаются голоса, требующие справедливого перераспределения ресурсов. И поскольку власти не особенно к этому прислушиваются, в стране появилось немало многочисленных группировок, добивающихся этого с оружием в руках. Наиболее известной из них являются боевики "Движения за освобождение дельты реки Нигер", периодически нападающие на объекты Chevron, Shell и других иностранных нефтяных компаний.
Еще семь процентов населения — это своего рода "прислуга", получающая крошки со стола господ. И по подсчетам Всемирного Банка, лишь один процент населения Нигерии реально пользуется нефтяными доходами. Эта элита ведет жизнь, схожую с той, которой живет западный средний и даже высший класс. В столице страны можно увидеть сверхдорогие иномарки, разнообразные гламурные тусовки, показы мод. Тут есть целые кварталы "бизнес-класса", какие не встретишь даже во многих вполне развитых странах.
Элита вовсю пользуется айфонами, ходит в ночные клубы, сорит деньгами. И нигерийской элите во многом уже удалось переплюнуть верхушку из других стран. Взять, к примеру, ее гордость — знаменитый Нолливуд, объединяющий несколько киностудий страны. Если по вырученным на показах деньгам (до 150 миллионов долларов в год) он пока занимает третье место после Голливуда и Болливуда, то по количеству выпущенных кинолент (более 1200) нигерийцы уже впереди планеты всей.
Правда, волнующие нигерийцев темы весьма специфические: нога в ногу рядом с любовью идет проституция, а также колдовство и взяточничество.
Подобное не случайно, ибо все это отражает реальные проблемы страны.
Ведь в одном шаге от этого мира избранных царят мракобесие, грязь, нищета и убожество. Достаточно просмотреть и то, о чем идет речь в местных СМИ. Рассуждения о тех или иных достоинствах очередного шедевра западного автопрома соседствуют с фактами вызволения из неволи рабов и очередного убийства в какой-нибудь евангелической христианской общине "детей-колдунов".
Возможен ли этноконфессиональный мир в этой стране? Вероятность его достижения ничуть не выше, чем в любой другой африканской стране. И дело даже не в том, что в стране проживают 300 с лишним народов, разделенных на 2350 разных групп. Считается, что после обретения независимости у власти традиционно стояли мусульмане-северяне (главным образом, представители народов хауса и фулани), не желающие отдавать контроль над нефтяными месторождениями страны представителям народа йоруба, христианам. Впрочем, как ни покажется странным, религиозный фактор здесь просто придает дополнительный контраст столкновению интересов и не объясняет причин конфликтов в Африке.
Главная причина, обуславливающая возникновение конфликтов на Черном континенте, — это трайбализм. На практике это означает разделение африканских стран на отдельные племена, борющиеся за власть исключительно в собственных интересах.
К тому же, само наличие богатых природных ресурсов в той или иной стране мира вовсе не значит процветания ее населения. Впрочем, дело не только в специфических африканских условиях и трайбализме, в особенности присущем Черному континенту. Похожая ситуация, когда элита концентрирует в своих руках источники богатств, наблюдается во многих странах третьего мира.
Подобное положение дел выгодно Западу: племенная верхушка, ловко подсаженная с бус и зеркалец на новейшие блага западной цивилизации, тратит вырученные от продажи по выгодным для ТНК ценам средства на произведенные на Западе же продукты, а излишки опять-таки в большинстве случаев вкладывает в экономику стран "Золотого миллиарда".
Причем мало кого на Западе смущает тот факт, что сплошь и рядом верхушка массово нарушает пресловутые права человека. Как показывает практика, вмешиваются западные державы редко, и обычно тогда, когда есть угроза интересам Вашингтона, Лондона или Парижа.
Сергей Балмасов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|