За время, прошедшее после августа 2008 года, было достаточно условий и возможностей расставить все точки в этой войне, определить причины и следствия, назвать виновных и предложить наказание для них. Однако и сегодня вопрос еще не закрыт. Грузия, опекаемая западным миром, добивается тотального принятия ее мнения: Россия совершила агрессию против Грузии, аннексировала и оккупировала часть ее территории. Эта позиция недостаточно правдоподобна даже для тех стран и организаций, которые были бы не против иметь такой компромат на Россию.
Но они вынуждены ее поддерживать.
Споры о том, «кто первый начал», инспирированные Грузией вдогонку проигранной войне, не имеют никакого значения уже потому, что грузинские войска вели массированный артобстрел и наносили авиаудары по абсолютно гражданским объектам — жилым домам, больнице, автомобилям беженцев, спасавшимся по объездной дороге… Российские колонны появились в окрестностях Цхинвала только днем 9 августа и первым делом, как подтверждает доклад Еврокомиссии, прорвались к месту дислокации российского миротворческого батальона, где на тот момент уже было 15 убитых и десятки раненых.
Агрессия была совершена Грузией накануне важнейшего заседания Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, члены делегаций которой находились в Цхинвале вместе с аккредитованными журналистами. На заседании 8 августа ожидалось принятие решения по прекращению локальных провокаций вдоль границ Южной Осетии. В том, кто инициировал эти провокации, тоже не приходится сомневаться, потому что с осетинской стороны к моменту начала грузинской агрессии было уже много погибших. А также потому, что грузинский миротворческий батальон днем 7 августа вышел из подчинения Объединенного командования Смешанных сил по поддержанию мира и перешел в распоряжение ВС Грузии как ценное подразделение, прекрасно ориентировавшееся на местности и владевшее ситуацией. Наблюдатели от Грузии также покинули свои посты.
С момента начала артобстрела в ночь на 8 августа и последовавшего под утро вторжения бронетехники осетинские воинские формирования и ополченцы были один на один с врагом вплоть до 9 августа. Россия вмешалась в войну, потому что речь шла о жизни народа Южной Осетии, большая часть жителей которой являются гражданами Российской Федерации и имеют теснейшие связи с субъектом РФ — Северной Осетией. Кроме того, Россия являлась гарантом мира в регионе с 1992 года, достигнув соглашения о вводе миротворческих сил. Поэтому целью вмешательства России в военные действия было прежде всего остановить агрессию, не допустить геноцида и этнических чисток против осетин со стороны Грузии.
США, плотно занимавшиеся вооружением и обучением Грузии, как минимум были в курсе ее намерений задолго до 7 августа и могли остановить продвижение войск к границам Южной Осетии. Но американцы не предприняли попытки прекратить кровопролитие, а внимательно наблюдали за втягиванием России в вооруженные действия. Госдепартаменту с самого начала было предельно ясно, что сил Грузии не хватит на развертывание полномасштабной войны с Россией, но сам факт войны крупнейшей ядерной державы против мелкой и беззащитной страны, грамотно преподнесенный с помощью контролируемых по всему миру СМИ, тоже мог быть неплохим дивидендом для США в их конфликте интересов с Россией.
В час ночи 8 августа Грузия официально объявляет о начале боевых действий. После массированного артобстрела грузинские регулярные войска входят в Цхинвал. Противостояние с осетинскими ополченцами, тяжелые бои на улицах города продолжались два дня. Цхинвал горел, жители гибли целыми семьями, большинство окрестных сел было сожжено… Только утром 9 августа, на фоне всего происходящего, президент Дмитрий Медведев заявил, что Российская армия «приступила к операции по принуждению к миру». Министерство обороны РФ направляет подразделение для помощи российским миротворцам, а в Цхинвале ополченцы продолжают бои, в результате которых днем 9 августа грузинские войска вновь были выбиты из города. Уже окончательно. Через несколько дней было подписано известное соглашение Медведева — Саркози, которым Россия подтвердила, что действовала в соответствии с нормами международного права. На саммите Россия — ЕС в ноябре того же года президент Медведев заявил:
«Мы вынуждены были признать два новых субъекта международного права. Наше признание остается окончательным и бесповоротным. Это не повод для игрищ — это выверенное государственное решение. Мы будем выстраивать полноценные отношения с этими новыми субъектами международного права».
Что касается США, то о роли Вашингтона в развязывании войны против Южной Осетии следует сказать еще раз. Именно расчет на военную помощь США мог спровоцировать грузинское руководство на вооруженное вторжение в Южную Осетию при потенциальной возможности вмешательства России в ситуацию. Кроме того, Вашингтон управлял информационной кампанией, с подачи США и началось уводящее в сторону обсуждение того, кто начал войну. В принципе, это раскрывает их собственные карты, они планировали вмешаться в случае полномасштабной войны и больших жертв, чтобы защитить маленькую Грузию — не ядерными боеголовками, но своим присутствием, кораблями в Черном море и ультиматумами. После чего инициировать мирные переговоры, как гарант безопасности Грузии, и закрепиться в регионе уже на других правах. Боевая готовность западных СМИ освещать события в нужном ключе говорит о том, что матрица уже существовала.
В конфликте интересов США с Россией Грузия представляла интерес в связи со стратегически важным местом на карте в геополитических планах США. Безусловная лояльность Грузии здесь позволяла Штатам не стесняться формулировать требования в ответ на свое покровительство. Парламент Грузии голосовал за особый статус американских военных, предоставлял военные аэродромы в их распоряжение и проводил реформы вооруженных сил под их руководством. Однако, ситуация была далека от иллюзий грузинского лидера, он, как сказал бывший посол Грузии в России Кицмаришвили:
«Хотел разрезать красную ленточку, хотел стать лидером, который вернет отколовшиеся территории. Поэтому отвергал длинную игру, стратегию постепенной, длительной реинтеграции Абхазии и Южной Осетии через совместные экономические проекты, повышение доверия, завоевание симпатии абхазов и осетин».
Чтобы извлечь хоть какую-то выгоду из неудавшейся военной авантюры, Грузия развязала информационную войну, в ходе которой пытается доказать непропорциональность вмешательства России в сугубо внутригосударственную «операцию по наведению конституционного порядка». Это при том, что даже среди грузинских экспертов оказались такие, кто выразил сомнение в приемлемости столь жестоких действий против «собственного населения». Они утверждают, что «применение силы грузинской стороной, в частности применение в направлении Цхинвала и прилегающих сел кассетных бомб и снарядов „Град“», можно расценивать как агрессию, согласно ст. 3 резолюции 3314 Генассамблеи ООН. Но грузинские власти раздражает термин «агрессия», потому что в указанной резолюции говорится: «Агрессия — это применение вооруженных сил государством против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости другого государства, или любое другое действие, несовместимое с Уставом ООН».
Грузия настаивает на том, что агрессор в этой ситуации всего один — Россия. При этом не дает вразумительного определения тому, что она сама в таком случае совершила по отношению к Южной Осетии. Ведь есть много способов восстановления «конституционного порядка внутри страны», они известны в мире: центральные власти арестовывают или ликвидируют лидеров-нарушителей, вводят комендантский час, выставляют посты на улицах, ведут переговоры с противниками центральной власти, подкупают население, предоставляют широкие автономные права или обещают их предоставить… Но для Грузии этот период давно миновал, первая же «мирная» агрессия 23 ноября 1989 года навсегда лишила ее шансов.
Поэтому теперь в рамках своей информационной войны Грузия ставит события с ног на голову и добивается использования термина «оккупант» в отношении России по всему миру, ежегодно неустанно выносит на Генассамблею ООН проект одной и той же резолюции по беженцам и внутренне перемещенным лицам. При этом параллельно проводит работу среди стран, потенциально могущих проявить интерес к Южной Осетии, навязывая им политику непризнания Южной Осетии. Грузия сделала ставку на международную поддержку в демонизации России и подает иски на Россию в Международный суд в Гааге, обвиняя ее в проведении на грузинской территории этнических чисток в период с 1993 по 2008 год, после ввода в зону конфликта российских миротворцев…
Мир нестабилен, как говорил известный персонаж старого советского фильма, локальные войны случаются в разных уголках планеты. Но редко случается услышать о привлечении военных преступников к ответственности международным сообществом. В Южной Осетии эта работа, к сожалению, ведется неактивно и некомплексно, она требует большей концентрации сил и мотивации. Независимое государство Республика Южная Осетия должно добиться справедливого и адекватного наказания для грузинских властей, давших команду открыть огонь по гражданскому населению, как и для конкретных грузинских военных, исполнивших этот приказ. Пока они не умрут от старости, прожив длинную и вполне благополучную жизнь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+