В начальный период Великой Отечественной, когда немцы стремительно продвигались вглубь страны, а на оккупированных территориях начали создаваться партизанские соединения, возникла проблема с их обеспечением. Что-то вроде стрелкового оружия, боеприпасов и продовольствия можно было перебросить и воздухом — на парашютах. Но реальным подспорьем партизанам могли стать бронеавтомобили или танки.
Если бы только существовал подходящий способ доставки тяжелой техники за линию фронта…
Десантный планер «Антонов-7» успешно использовался на протяжении всей войны
Так и начался проект летающего танка А-40. Его разработкой занялся конструктор Олег Антонов, известный в советское время создатель грузовых планеров. Уже с 1941-го для десантных и спецопераций в Красной армии активно использовали грузовой планер А-7 (А — Антонов), способный перевозить до шести бойцов.
Несмотря на удачную конструкцию А-7, с задачей транспортировки танка справиться, конечно, не смог. Полезная нагрузка «семерки» всего около 800 кг, тогда как выбранный в качестве «пассажира» легкий танк Т-60 весил сразу шесть тонн.
Легкий Т-60, конечно, тот еще «монстр». Но партизанам помогло бы даже такое бронеусиление
Тогда Антонов решил сделать танк неотъемлемой частью конструкции планера. Корпус танка стал фюзеляжем, к которому крепились сдвоенные бипланные крылья размахом 18 метров и двухкилевое хвостовое оперение. По задумке создателей А-40 с помощью самолета-буксира он поднимается в воздух, добирается до нужной точки, за 20-30 км до цели отделяется от ведущего и бесшумно планирует к месту посадки. Перед приземлением двигатель танка нужно было запустить и, включив передачу, заставить гусеницы вращаться в воздухе, чтобы не повредить шасси при посадке. Затем крылья и оперение отстегиваются, и А-40, снова превратившись в Т-60, готов к бою.
В теории все должно было сработать, но реальность оказалась слишком суровой. В первом же испытательном полете в сентябре 1942-го выяснилось, что тяжелый бомбардировщик ТБ-3, который использовали в качестве буксира, не в состоянии справиться с шеститонной тушкой Т-60.
Самолет и А-40 с трудом, но все-таки поднялись в воздух, а вот развить расчетную скорость в 160 км/ч не получилось. Из-за чрезмерных потуг и работы на максимальных оборотах моторы ТБ-3 стали перегреваться, и было принято решение прекратить полет. «А-40» отделился от буксира и совершил успешную посадку, доказав, что идея летающего танка не такая уж безумная, как могло показаться с первого взгляда.
Планер А-40 без главного пассажира
Однако на этом дальнейшие разработки проекта А-40 решили остановить. Многие считали, что использование в качестве буксира более современного и мощного бомбардировщика Пе-8 могло решить все проблемы. Но таких машин в войсках было мало, рисковать ими для решения локальных задач вроде помощи партизанам никто не решился.
А жаль. Вот бы посмотреть на физиономии гитлеровцев, прямо на голову которым приземляются советские танки!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+