1. Любопытный диалог в комментариях на «Хабре», в котором сравниваются романы «1984» Джорджа Оруэлла и «Незнайка на Луне» Николая Носова. Первый считается главным литературным примером критики коммунизма советского образца, а второй – наоборот, самым ярким примером художественной критики западного капитализма:
oleg_goТалантливые книги, описывающие «недостатки» социализма, и известные по всему миру — это Дж.Оруэлл «Скотный двор» и «1984». А вот Носова и его «Незнайку» за пределами бывшего СССР мало кто читал, да и среди молодых его тоже, мягко скажем, не много читают. Время, так сказать, расставило всё на свои места…
Kanut: Оруэлл на мой взгляд всё-таки скорее не о социализме конкретно писал, а о диктатуре и тоталитаризме в целом.
oleg_go: Ага-ага, особенно Скотный двор, где все животные равны, но некоторые ровнее…
Kanut: Ну если брать "Скотный двор", то там на мой взгляд опять же скорее не про социализм как таковой, а тогда уже про конкретно события в России и СССР и про "диктатуру пролетариата" в лице Сталина.
oleg_go: Произведение не про сферический социализм в «вакууме», а про конкретную его реализацию. Вот странно, все реализации социализма провалились, а которые ещё существуют влачат жалкое существование, но вера в его идеи всё живет.
Kanut: Так в том то и дело что проблема у Оруэлла была не с социализмом как таковым, а именно с СССР и Сталиным. Более того если я всё правильно помню, то он сам себя считал и даже часто называл социалистом. И в социализм он в общем-то верил и как раз таки не любил Сталина за то, что он по мнению самого Оруэлла этот самый социализм предал.
Поэтому, на мой взгляд, не особо корректно утверждать, что Оруэлл имел что-то против социализма как такового.
zif: Если он не имел ничего против социализма, то зачем же он составлял «Список Оруэлла» — людей сочувствующих коммунистической идеологии и передал этот список в МИД Великобритании?
Kanut: Во-первых, коммунизм и социализм – это немного разные вещи. Во-вторых, Оруэлл был социалистом, но СССР и Сталина не любил и модель СССР отрицал.
И в-третьих, он именно передал в МИД список людей, по его мнению, сочувствующих именно СССР.
То, что одни социалисты боролись с другими социалистами (вопреки призывам к пролетарскому миру и объединению) – известный исторический факт. То, что многие социалисты, столкнувшись с реальным воплощением левых идей на практике, становились критиками социализма или конкретных его реализаций, также обычное дело. Биография социалиста Джорджа Оруэлла в этом плане довольно заурядна.
Гораздо интереснее вопрос, почему «антисоциалистический/антикоммунистический/антисталинский» роман (как его ни называй) всемирно известен и востребован, а «антикапиталистический» Незнайка – только в пределах России и некоторых соседних стран?
Если капитализм настолько хуже социализма/коммунизма, как утверждают социалисты/коммунисты, то почему критика даже гротескного, радикального капитализма в литературных произведениях не вызывает столь живого отклика у человечества, как критика радикального социализма?
Только, пожалуйста, не надо предлагать в комментариях читать «Капитал» Маркса вместо «Незнайки». Во-первых, «Капитал» устарел на целый век даже по сравнению с «Незнайкой». Во-вторых, речь идёт не о философских трудах, написанных зубодробительным сюртукоподобным языком, а именно о художественных произведениях, язык и идеи которых понятны широкой публике.
2. У толкинистов и поклонников фэнтези в этом году большой праздник. Была обнаружена и реставрирована запись советского телефильма по «Властелину колец»:
Авторы фильма совершили настоящий подвиг, ведь постановка делалась в условиях позднесоветского дефицита и бедности. Денег не хватило даже на шляпу Гэндальфа:
«Хранители» были сняты в 1991 году на студии Ленинградского телевидения (шестью годами ранее там же был снят другой телеспектакль по Толкину — «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита»). Режиссёром и сценаристом стала Наталья Серебрякова, музыку написал участник рок-группы «Аквариум» Андрей (Дюша) Романов, выступивший ещё и в роли рассказчика. Актёрский коллектив был сформирован в основном из артистов, регулярно участвовавших в проекте «Сказка за сказкой»; при этом Леголаса сыграла женщина — дочь режиссёра, Ольга Серебрякова. У спектакля совсем не было бюджета, так что использовались только те костюмы и декорации, которые удалось найти в запасниках. Виктор Костецкий, сыгравший Гэндальфа, впоследствии вспоминал, что съёмки проходили в условиях крайней нехватки ресурсов: так, лошадей для назгулов было всего четыре, «и они должны были в кадре появиться дважды, чтобы их было восемь».
Создатели спектакля пытались использовать спецэффекты — в частности, чтобы показать в одном кадре людей и хоббитов.
Спектакль демонстрировался на советском телевидении только один раз, 13—14 апреля 1991 года. Запись считалась утерянной, поиски долго не имели успеха, и даже существовало распространённое мнение, что история со спектаклем — выдумка толкинистов. Однако в марте 2021 года запись нашли в архиве Пятого канала и выложили в интернете. Спектакль вызвал у зрителей противоречивую реакцию из-за устаревших спецэффектов, скудных декораций и общей наивности. Многие герои оказались совсем непохожими на образы с книжных иллюстраций и из фильмов Питера Джексона: хоббиты — мужчины средних лет, у Гэндальфа нет шляпы, Галадриэль — зрелая, дородная женщина.
Наталья Серебрякова, узнав, что запись «Хранителей» найдена, изъявила готовность снять продолжение.
Советский «Властелин Колец» вызвал немалый интерес на Западе. Комментарии англоязычных зрителей в целом весьма благожелательны: они сочли работу советских телевизионщиков чем-то вроде весьма забавной любительской постановки, щедро приправленной русским национальным колоритом.
А вот пример рецензии – «Советский «Властелин Колец» ещё страннее, чем вы думаете»:
Автор хвалит «Хранителей» за актёрскую игру и верность тексту толкиновского романа (в отличие от фильмов Питера Джексона, где были вырезаны многие главы из книги). Однако костюмы и подбор некоторых актёров поставили критика в недоумение, а саундтрек от группы «Аквариум» он и вовсе сравнил с «распространяемыми по свободной лицензии записями песен из караоке-баров». Впрочем, использование рок-музыки в сцене погони чёрных всадников за героями критику понравилось.
3. К вопросу о причинах отставания СССР в гуманитарной области от стран Запада. Вот определение социалистического реализма в русской Википедии, позаимствованное из Большой советской энциклопедии:
Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обуславливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения
Как видно, это определение более чем наполовину состоит из воды и наукообразия. На весь абзац размазан практически один-единственный тезис: соцреализм – это искусство социалистических стран, выражающее их идеологию.
Теперь сравним это с почти такой же по размеру вводной частью статьи про соцреализм в английской Википедии:
Социалистический реализм — это стиль идеализированного реалистического искусства, который был разработан в Советском Союзе и был официальным стилем в этой стране в период с 1932 по 1988 год, а также в других социалистических странах после Второй мировой войны. Социалистический реализм характеризуется изображением коммунистических ценностей, таких как эмансипация пролетариата. Несмотря на название, фигуры в этом стиле очень часто идеализируются, особенно в скульптуре, где соцреализм часто в значительной степени опирается на условности классической скульптуры. Несмотря на наличие некоторой связи, этот стиль не следует путать с социальным реализмом, видом искусства, реалистично изображающим предметы, вызывающие социальную озабоченность, или другими формами «реализма» в изобразительном искусстве. Социалистический реализм создавался с предельно буквальным и очевидным смыслом, обычно с целью показать идеализированный СССР. Социалистический реализм, как правило, лишён сложного художественного смысла или интерпретации.
Из этого описания мы сразу же узнаём не только где, но и когда существовал данный стиль, как он связан с другими похожими стилями и как отличается от них, какие темы он освещал и какой смысл нёс.
Вместо марксоподобного тумана, цель которого – запутать читателя, определение в англовики чётко указывает место соцреализма в картине мира – что, где, когда, зачем, с чем связано, с чем не следует путать.
Казалось бы, вот ещё проблема, ерундистика какая-то. Но в том-то и проблема, что в СССР на книгах вроде БСЭ и «Капитала» воспитывали крайне нечёткий, непрактичный, далёкий от аналитики, но весьма восторженный образ мыслей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
То, что описывал Оруэлл, сейчас вполне применимо к странам коллективного Запада. Да по моему они уже давно переплюнули самые передовые фантазии писателя. А то что касается гомосеков - этого даже и буйная фантазия Оруэлла не смогла предугадать...
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1819
Рейтинг поста: