1. Американская система высшего образования имеет свои плюсы и минусы. Некоторые минусы мы с вами уже обсуждали: например, это жёсткая индоктринация со стороны BLM/ЛГБТ, травля белых, цисгендерных и мужчин, а также высокая стоимость обучения, вгоняющая студентов в кредиты, которые потом выплачиваются десятками лет.
Что касается плюсов, то это гибкая система контроля успеваемости, ранняя профориентация и упор на практику. Вот что рассказывает читатель fly_dream про свой опыт учёбы в США:
Пишу о том, что лично видел, когда учился по обмену.
— Год в универе стоит денег. Что ты делаешь там за год — это твоё дело. — Чтобы выучиться на бакалавра (специалиста/магистра и т.д.), нужно закончить несколько определённых курсов. — Доступ к этим курсам открывается после прохождения нескольких предыдущих курсов, доступ к ним открывается после прохождения начальных курсов, как в какой-нибудь компьютерной RPG — где герои «раскачивают» своё дерево талантов. — В самом начале, при поступлении в ВУЗ происходит профориентация, когда у каждого студента появляется свой куратор, они обсуждают — что вообще студент хочет от жизни, и определяют, по какой специальности он будет получать степень. — Студент вместе с куратором выбирает, какие курсы, и в каком объёме он будет учить в текущем семестре. Можно взять 4 курса в неделю, тогда останется время на тусовки. Можно 6 — тогда время будет только на учиться с утра до вечера и спать. При этом взяв 4 курса в неделю, ты закончишь вуз за 6 лет. Взяв 6 курсов — за 4 года. Встречал студентов, которые гнали, ибо сэкономленные за обучение деньги родители обещали добавить в стоимость первой тачки, которую студент получит по завершению ВУЗа. Ситуация, когда на каком-нибудь «базовом курсе аналоговой записи» учатся студенты первогодки и второгодки — это норма, а на продвинутых курсах разброс может быть и четыре года.
— Что значит «пройти курс» — набрать определённый минимум баллов. Баллы начисляются в течение всего семестра, отдельная сумма за все посещения, отдельно за активности, самостоятельные работы, курсачи, сданные тесты, и отдельное кол-во баллов начисляется за экзамен. Если цель просто пройти курс — можно, скажем, в самом начале сдать тучу курсачей, а на экзамен не приходить вовсе. Или наоборот — вначале зажигать на вечеринках, а под конец добрать недостающие баллы на экзамене. При выборе продвинутых курсов, везде есть пометка… ну, к примеру, как у меня было, «Продвинутый курс цифровой записи можно взять, если набрать минимум 135 баллов на базовом курсе цифровой записи, и 145 баллов на курсе критического прослушивания». Набор большого числа баллов приводит к плюшкам в виде стипендии.
Дальше про мои курсы — учился я по всяким связанным со звукорежиссёрскими делами дисциплинам. Учёба происходила примерно так. В универе был с десяток разных очень оборудованных звукозаписывающих студий, и занятия проходили в них с утра, а вечером и ночью — это было время для самостоятельной работы. Так же у каждого студента в универе была на внутренней сети своя почта.
— Перед занятием препод рассылал материалы своей группе, по теме, и до прихода на занятие их нужно было изучить. — Само занятие — это была концентрированная практика, никакой воды вообще. Препод рассказывал, что если ткнуть в такие и такие кнопки, то получится то-то и это. Сразу же это делал и объяснял зачем. Поняли? Нет? Ещё раз. Теперь поняли? Молодцы. Теперь сами. — В начале семестра мы разбились на группы с параллельным потоком студентов-продюсеров. Они нашли нам реальные музыкальные группы, а мы эти группы записывали на студиях в универе. Это был семестровый проект — полностью записать и завершить «продакшен» одной песни. — Сумасшедший день вначале семестра — все студенты собираются в компьютерном классе. Открывается запись «четырёхчасовых слотов» на студиях, и студенты начинают наперегонки их забивать под себя вперёд на семестр. Позже в течение семестра они меняются друг с другом этими слотами : )) — Отдельно были мастер-классы с ведущими представителями звукозаписывающей индустрии. К примеру, к нам приходил звуковик Силин Дион, и показывал, как он «выравнивает» криво сыгранные ударные. Скилл у него был просто сумасшедший, он манипулировал звуками и эффектами буквально на кончиках пальцев.
— Ну и бонус. После экзаменов в ближайшей деревне арендовался клуб, туда пришли все студенты-звукачи, плюс целая туча представителей звукозаписывающих компаний, киношников, игроделов, все ели пиццу, пили пиво, знакомились, и слушали семестровые проекты каждой группы студентов : ))
Вероятно, знатоки-американоведы немедленно скажут на это, что вузы в США очень разные – и по качеству обучения, и по его организации. Но если говорить о положительном опыте, то нам, конечно, интересно устройство в первую очередь хороших вузов.
2. Читатель taseka, работающий преподавателем в вузе, приводит примерный расклад по результатам учёбы типичной студенческой группы:
…вот примерная выкладка на моём почти 30-летнем опыте преподавания в университете.
Из средней академической группы за все эти годы (25 человек):
1 почти гений (его трудно обнаружить, но он есть, ладно. Очень умный). 2-3 твёрдых отличника (один этакий весь активист-общественник). 2-3 отличника-лентяя (один очень независимый и интересный). 5-7 твёрдых хорошистов (свою цель знают и твёрдо к ней идут). 7-12 хорошистов (Бог дал знания, но они им не нужны). 10-12 троечников (в этой группе много игроков ПК, спортсменов и один наркоман тайный). 2 двоечника (на удивление, они получат диплом, раздолбаи… но первые откроют свой бизнес). 1 полный дегенерат (но у него большие связи и его не могут отчислить).
Это в процентном соотношении плавает, но пропорции не меняются все эти годы.
Вероятно, если бы у нас работала система профориентации и оценок, подобная американской, то двоечники-бизнесмены, – ценящие время и не желающие зря просиживать штаны на парах, – могли бы внезапно оказаться хорошистами или отличниками. Кстати, Билл Гейтс и Марк Цукерберг бросили учёбу в Гарвардском университете спустя пару лет – как только поняли, что вуз никак не поможет им в бизнесе.
3. К вопросу о том, почему у нас так много жалуются на падение качества абитуры. Вузы валят эту проблему на школы, однако есть и более простое объяснение – в СССР в вузы брали каждого десятого, а сегодня – практически каждого второго молодого человека:
Если в 1989 году высшее образование имели 11 процентов населения России, то сегодня общее количество граждан, окончивших высшее учебное заведение, составляет более 31 процента.
В разных возрастных группах доля людей, окончивших вуз отличается: каждое новое поколение россиян становится более образованным. К примеру, среди рожденных в период с 1981 по 1985 год высшее образование имеют 37 процентов граждан: 44 процента женщин и 31 процент мужчин, среди москвичей в этой возрастной категории доля людей, окончивших вуз, составляет 57 процентов. <…>
После распада Союза в 1991 году в России было 514 государственных высших учебных заведений, в которых получали образование 2 824 500 студентов. Но спрос на высшее образование был куда большим: в большинстве престижных вузов столицы конкурс на одно место составлял от 20 до 60 человек, в крупнейших региональных вузах конкурс 10-30 человек на место был нормой.
К 2010 году доля людей с высшим образованием в России увеличилась до 23 процентов. В 2010 году в стране работали 653 государственных и 462 частных вуза. <…>
За последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос почти втрое: более 31 процента населения в возрасте от 25 до 65 лет окончили вуз, а среди граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют больше 41 процента граждан. Для сравнения, в Италии высшее образование имеют 19,5 процента населения в возрасте 25-65 лет, в возрасте 25-35 лет - 27,8 процента, в Германии 28,5 и 32,5 процента соответственно, во Франции - 22,5 и 46,6 процента в тех же возрастных группах. Сегодня по уровню образования населения Россия входит в число самых образованных стран Европы, несколько выше уровень высшего образования в Великобритании – 36,1 процента в целом по стране и 50,8 процента среди населения в возрасте 25-35 лет, и в Швеции – 33,5 и 47,5 процента соответственно.
Нужно ли нам реально столько студентов, обучение которых зачастую оторвано от практики, и только для половины из которых находятся рабочие места по специальности, большой вопрос. Также нужно сделать скидку и на привычку ныть, из-за которой даже нормальные студенты часто получают у преподавателей клеймо тупых — особенно после распространения ЕГЭ, лишившего дополнительного дохода многих участников приёмных комиссий.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+