«Их нравы». Известная блогерка, выступавшая за налоговую стрижку «богачей», показала свою роскошную квартиру стоимостью в 150 млн рублей. Ранее она горячо поддерживала Берни Сандерса и Анастасию Окасио-Кортес — вот как раз в духе «давайте отнимем у богатых и раздадим бедным». Когда блогерку обвинили в лицемерии, она пояснила, что под «богатыми» имела в виду долларовых миллиардеров, тогда как она сама — всего лишь долларовый миллионер.
В комментариях под видео недовольные подписчики пишут: «люди типа неё ненавидят капитализм до тех пор, пока не заработают крупную сумму денег».
Реплика ожидаемая, но, на мой взгляд, ошибочная. Суть современного социализма заключается не в том, чтобы быть бедным, а в том, чтобы перераспределять материальные блага в пользу социалистов.
В более-менее развитых странах, в число которых я включаю и США, социалистические лозунги прошлых веков давно уже воплощены в жизнь. Классическая эксплуатация трудящихся осталась только за пределами правового поля, она сурово преследуется уголовным кодексом. Если бы социалист 19-го века перенёсся в современные США, ему пришлось бы стать консерватором и настойчиво требовать соблюдения уже давно принятых законов.
Когда гражданин равнодушен к деньгам и власти, когда он просто хочет помогать другим, никакая политика ему не нужна. Он может участвовать в разнообразных общественных проектах, отдавая обществу ту долю своих доходов, которую считает правильным. Если гражданин хочет отключиться от мира бездумного потребления, чтобы сосредоточиться на вечных ценностях, опять-таки, никакая политическая борьба ему не нужна. Он свободно может уйти в монастырь или, допустим, устроиться преподавать в вуз. Наконец, если гражданин полагает, будто социалистический метод хозяйствования математически эффективнее, он может объединиться с товарищами в коммуну, чтобы жить там по своим правилам.
Современный социализм начинается в тот момент, когда гражданином овладевает жгучее желание делить чужие деньги, когда он приходит к выводу, что «враги народа» должны пересыпать свои капиталы в общий котёл.
Сейчас уже нет социалистов, которые говорят: «я живу в трёхкомнатной квартире, это несправедливо. Я должен отдать свою квартиру семье молодых специалистов из Бишкека, а самому мне будет достаточно и однушки». Современные социалисты говорят иначе: «у нас много богачей, они должны дать мне квартиру побольше». Или, в лучшем случае, так: «у нас много богачей, они должны раздавать бесплатные квартиры моим молодым родственникам».
Итак, у современного социалиста есть три базовых убеждения.
1. Тема денег очень важна, всё в мире крутится вокруг денег. 2. Богатых людей надо раскулачивать. 3. Лично меня стричь не надо, я даю обществу достаточно.
Первый пункт нуждается в дополнительном обосновании, так как сами-то социалисты себя меркантильными не считают. По мнению социалистов, животная жадность — базовое свойство капиталистов, тогда как социалисты, напротив, щедры и бескорыстны. На мой взгляд, оба утверждения неверны: жадность не имеет никакого отношения к капитализму, а щедрым социалист бывает, как правило, за чужой счёт. Вместе с тем сравнительная жадность социалистов и капиталистов — тема для отдельного поста, раскрыть позиции сторон в двух абзацах невозможно. Сегодня я ограничусь констатацией очевидного факта — социалисты придают огромное значение социальному неравенству, и постоянно считают, кто сколько зарабатывает.
Когда современный социалист становится богатым, — заняв видное положение в соцпартии, например, или запустив успешный видеоблог, — его базовые взгляды не меняются. Отказаться от статусного потребления социалист обычно не может. Если бы яхты и дорогие автомобили были социалисту безразличны, он навряд ли смог бы возбудить в своей душе достаточную ненависть к инстаграмным бонвиванам, чтобы всерьёз увлечься идеей перераспределения богатства. На хлеб с маслом в современном обществе хватает каждому — не хватает именно на предметы роскоши, на золотые швейцарские часы и на длинные чёрные лимузины.
Признать себя врагом народа социалист также не может, это противно человеческой природе. Социалист хочет быть одновременно и вызывающим зависть богатым транжирой, и народным трибуном — доблестным защитником бедноты. Отсюда следует построение — «действительно, теперь я ношу на руке сразу два ролекса, как Фидель Кастро, но я-то свой статус заслужил, я многое делаю для народа. Раскулачивать нужно или тех, кто богаче меня, или тех, кто беднее, но поддерживает при этом капитализм».
Блогерка, которую мы сейчас обсуждаем, протрезвеет очень быстро — аудитория доходчиво объяснит ей, что сделает со сладкой богатенькой тиктокершей, когда захватит власть в США. Как показывает опыт, если дальше блогерка и продолжит поддерживать социализм, то уже исключительно ради денег, хорошо сознавая, что теперь условный Джордж Флойд стал её естественным врагом.
Обеспеченные социалисты, которые не общаются с широкой публикой напрямую, будут держаться за свою идеологию до упора. Как показывает история социалистических революций, даже когда к ним в дом ворвутся пьяные матросы, социалисты будут думать, будто это какая-то ошибка: ведь они тоже бедняки, они прозябают в жалком трёхэтажном домишке, тогда как светлейший князь Среброзлатов отгрохал себе недавно роскошный пятиэтажный особняк.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+