Народ жалуется, что цены обезумели. Слетать в Ялту на 10 дней стоит 75 тысяч с человека — и это за скромный трёхзвёздочный отель. Аналогичные претензии к отдыху в Сочи и на других черноморских курортах: очень дорого и весьма сомнительно в плане качества. Тратить деньги при этом приходится не только на гостиницу, но и на местные кафе-аттракционы, которые также дерут конский ценник за весьма посредственные услуги:
Корень проблемы, на мой взгляд, заключается в молодости нашей экономики. Стабильный платежеспособный спрос на внутренний туризм появился буквально 10-15 лет назад, в некоторых местах — того меньше. Этого категорически мало, чтобы всё устаканилось.
Главный цикл капитализма работает так.
1. На рынке яблок возникает хороший спрос, покупатели выстраиваются в очередь, продавцы ходят с пухлыми от денег карманами.
2. Другие фермеры смотрят на это дело завистливыми глазами, сажают кучу яблок и вкладываются в открытие кооперативных ларьков.
3. На следующий год все торгуют яблоками. Начинается кризис. Цены падают, покупатели придирчиво выбирают самый лучший товар.
4. Большая часть продавцов получает убытки и либо уходит с рынка, либо продаёт свои мощности. Выживают самые лучшие: с красивыми, вкусными и дешёвыми яблоками.
Дальше всё начинается по новой. Фаза роста, фаза отбора лучших. Фаза роста, фаза отбора лучших. В итоге рынок приходит к более-менее равновесному состоянию, когда кризисы уже не могут задушить матёрых игроков, а повышать качество им особо некуда, так как они и так работают на пределе возможностей.
На наших курортах мы сейчас наблюдаем фазу 1: резкий рост рынка. Цены на отдых взлетели, инвесторы массово вкладываются в новые отели и прочую туристическую инфраструктуру, чтобы поучаствовать в разделе прибыли. Дальше мы увидим перенасыщение рынка, кратное падение цен и разорение бракоделов, предоставляющих плохие услуги.
Этой идеальной перспективе могут помешать два обстоятельства.
Во-первых, в России плохо работает институт репутации. К примеру, отели регулярно отказываются заселять тех, кто уже оплатил отдых, так как другие туристы заплатили им больше. У нас есть Федеральное агентство по туризму, Ростуризм, которое теоретически должно отслеживать такие ситуации и снимать звёзды с гостиниц, которые промышляют жульничеством. В реальности обманывать посетителей можно совершенно безболезненно для кошелька.
Во-вторых, на многих курортах явно недорабатывает ФАС. Туристы жалуются, что кафе и рестораны часто держат одинаковые заряженные цены, плюс-минус 10 рублей. Это очевидный сговор, который надо выявлять и наказывать по закону.
В-третьих, в России низкий уровень безработицы. Устроиться работать в гостиницу могут даже люди, которых к клиентам нельзя подпускать на пушечный выстрел. Владельцы гостиниц жалуются, что для многих нахамить клиенту, плохо убрать номер, опоздать на работу или просто отказаться заселять посетителя с улицы — в порядке вещей. Сотрудников с менталитетом паразитов увольняют, однако пока что они просто устраиваются в соседние гостиницы. Улучшение качества обслуживания идёт медленно.
В-четвёртых, если не думать про качество и рентабельность, то гостиница — очень простой и понятный вид бизнеса. Многие люди с большими деньгами покупают себе или своим родственникам гостиницы, чтобы иметь надёжный источник «пассивного» дохода. Не умея вести бизнес и не желая вникать в тонкости управления гостиницами, они зачастую ограничиваются тем, что раз в месяц проверяют, сколько денег накопилось уже на счету. У владельцев такого типа высокий болевой порог. Там, где нормальный бизнесмен начал бы уже лихорадочно решать накопившиеся проблемы, эти псевдорантье просто пожимают плечами: дескать, не хочу вникать, какие-то деньги капают, да и ладно.
Наконец, есть и региональная специфика. Чтобы бизнес нормально работал, местные чиновники должны обеспечивать прозрачные правила игры. Например, выделять площадки под строительство новых гостиниц и жёстко наказывать тех, кто пытается силой помешать приходу на рынок «чужаков» из других городов. В реальности на югах зачастую процветает местечковый менталитет: туристический бизнес делят на «свой» и «чужой», при этом «своему» бизнесу прощают плохую работу, а «чужой» пытаются выдавить из региона.
Полагаю, со временем все эти проблемы решатся, как решились уже проблемы с недобросовестными таксистами. Яндекс и прочие российские айти-гиганты доведут до ума свои аналоги Букинга, плохие гостиницы перестанут получать клиентов и вынуждены будут закрыться. Полагаю, корпорации типа Яндекса со Сбером будут открывать и собственные гостиничные сети. Всё это сильно встряхнёт рынок, заставив нынешних мелких игроков серьёзно пересмотреть свой подход к работе.
Вместе с тем конкурировать с Египтом и Занзибаром наши курорты, вероятно, не будут. Россия — развитая страна, ждать у нас низких цен было бы наивно. Поднимать качество наши отели и рестораны будут наверняка, а вот опускать цены до социального уровня — очень навряд ли.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+