Кто это сказал и что это значило?
На дворе стоял 1856 год. Крымская война завершилась Парижским миром, в России поменялся император, а с ним и министр иностранных дел. В стране было неспокойно: тягостное ощущение бессилия, рост крестьянских волнений. А за рубежом ехидничали «участливые» «партнёры»: что, дескать, Россия дуется? От нового руководителя дипломатического ведомства ждали определения контура наших взаимоотношений с миром.
Подписание Парижского мирного договора. Художник Луи-Эдуард Дюбюф. 1856 г.
Горчаков во главе министерства иностранных дел
В поисках нового лица нашей внешней политики на Александре Михайловиче Горчакове остановились по двум причинам. Во-первых, будучи посланником в Вене, он сумел удержать Австрийскую империю от прямого участия в Крымской войне, хотя это было непросто. Во-вторых, во взглядах на европейскую политику Горчаков серьёзно расходился с прежним министром иностранных дел Карлом Нессельроде.
Вполне логично, что, избавляясь от наследия, приведшего страну к катастрофе, Александр II поменял главу дипломатии на его полную противоположность. Горчаков был уже вполне сложившимся политиком и его взгляды трудно было поменять. Однако та чёрная неблагодарность, которую он наблюдал в Вене в 1854-55 годах, всё же добавила особый пунктик к его программе действий.
Портрет светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова (Богацкий Н. Т., 1873)
Работая русским посланником в Австрии, Горчаков видел, как страна, меньше 5 лет назад спасённая от развала российскими войсками, вынашивала планы по нападению на своих благодетелей. Ему удалось это предотвратить, но одной из целей своей дальнейшей работы он поставил наказание Габсбургов за предательство.
Впрочем, задача эта была только третьей на повестке дня. Первой стало возвращение себе всего комплекса прав на пользование черноморским побережьем. Второй – создание такой внешнеполитической обстановки, которая позволила бы решать внутренние проблемы.
В соответствии с последней установкой Россия проигнорировала дипломатическую кампанию, развязанную летом 1856 года против неаполитанского правительства. Как раз тут из европейских столиц и донеслись «участливые» голоса в духе знаменитого «Кузьмич, ты расстроился? Кузьмич, ты не расстраивайся!». Ответом «европейским партнёрам» и стал циркуляр Горчакова от 21 августа 1856 года.
В чём был смысл внешнеполитической доктрины Горчакова?
Знаменитые слова «Россия не сердится, Россия сосредотачивается» посланникам было предписано донести до правительств тех стран, в которых они пребывали. Шумиха поднялась тут же: западная пресса наперебой заговорила о том, что русские грезят реваншем и не успокоятся, пока не добьются своего.
Между тем, смысл циркуляра Горчакова был прямо противоположным. Русский министр иностранных дел не упустил момента ещё раз подчеркнуть, что считает решения, принятые на Парижском мирном конгрессе, далёкими от понятий «право» и «справедливость». Однако поскольку Россия вынуждена их выполнять, то решила взять паузу, чтобы осмыслить своё нынешнее положение и определить дальнейшие дипломатические шаги.
Действительно, Горчаков считал, что прежде мы слишком много делали в угоду химерическим принципам (вроде «легитимизма») и слишком мало действовали в соответствии со своими собственными интересами. В итоге Европа ополчилась против своего «жандарма», и никто из тех, о ком Россия заботилась в предшествующие 40 лет, не проявил ни капли благодарности.
Puck — американский еженедельный сатирический журнал, выходивший с 1871 по 1918 годы.
Отныне в основе нашей внешней политики должны были находиться личные интересы. Поэтому, как объяснял Горчаков, мы и игнорировали споры с неаполитанским королевством и вообще не планировали в ближайшее время тратить свои силы на бесперспективное сотрясание воздуха. Вместо этого Россия занималась внутренними делами, сосредоточением и поиском надёжных партнёров.
В полном смысле слова подобная политика продлилась всего 3 года, но и в дальнейшем, пребывая на посту министра иностранных дел, Горчаков предпочитал находить в любых внешнеполитических обстоятельствах выгоду именно для России.
Цели наказать Австрию он добился спустя 10 лет, когда позволил Бисмарку уничтожить её амбиции и лишить надежд на главенство в процессе объединении Германии. Ну а главная задача – отмена нейтрализации Чёрного моря – была решена ещё через 5 лет сугубо дипломатическим путём: не было сделано ни единого выстрела и не потрачено ни одной копейки. Вот что значит успешно сосредоточиться!
История России
Источник: Виолетта Крымская.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4607
Рейтинг поста:
Главное для России извлекать уроки истории.