Роль Европейского Союза на международной политической арене по-прежнему является темой для дискуссий. Одни называют ЕС «экономическим гигантом и политическим карликом без номера телефона», другие характеризуют его как «гражданскую силу» (F. Duchene), «мягкую силу» (J. S. Nye), «модельную силу» (D. Miliband), «умную силу» (B. Ferrero-Waldner) и т.д. Первые считают ЕС боязливым и неэффективным субъектом, который не только не влияет на глобальные центры силы, но и не в состоянии навести порядок на собственном заднем дворе. И действительно, провал ЕС (тогда уже пытавшегося перейти к единой политике в области внешних связей и безопасности) во время войны в Югославии стал для него большим унижением.
Однако даже в последнем случае роль Евросоюза не стоит недооценивать. Каждый кризис состоит из двух частей: разделения участников конфликта и прекращения военных действий с одной стороны и послевоенного восстановительно-стабилизационного процесса с другой. Так вот на втором этапе урегулирования ситуации Евросоюз сыграл заметную роль, и даже сегодня присутствие специального представителя ЕС, сил EUROFOR и европейской полицейской миссии в Боснии и Герцеговине остается гарантом стабильности и мира.
Кроме того, ЕС может похвастаться успехами в области развития демократии. Перспектива вступления в Евросоюз стал основой для демократической консолидации в странах Центральной и Восточной Европы. Иными словами, у тех, кто считает ЕС примером гражданственности и гуманизма, имеются серьезные аргументы в его защиту: для них Евросоюз является мягкой силой, ориентированной на нужды граждан, а не на грубую военную мощь.
Короче говоря, энтузиасты европейской политики делятся на два лагеря: тех, кто сильно переживает из-за неполноценности ЕС (даже в тех случаях, когда для этого нет видимых причин), и тех, кто убеждает себя в том, что все хорошо (даже когда реальность свидетельствует об обратном). При этом их позиции все больше отдаляются. Проблему может решить отказ от необоснованных иллюзий и укрепление силового потенциала. Однако, глядя на Лиссабонский договор, эта логика куда-то исчезает.
Он подразумевает амбициозную внешнюю политику ЕС, но не предусматривает процедурные и институциональные механизмы ее реализации. Конечно, нельзя отрицать, что учреждение Европейской службы внешней политики и института Представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности поспособствует проведению более нацеленной европейской внешней политики. Однако говорить о ней как о свершившимся факте пока рано. Больше того, не исключено, что укрепление отдельных структур может привести к их конфликту и таким образом значительно осложнить политический процесс. Поэтому вопрос о том, смогут ли они работать слаженно (особенно с учетом их пересеченной компетенции), остается открытым.
Как бы там ни было, уже сегодня понятно, что Лиссабонский договор не превратил европейскую политику в сфере внешних сношений и безопасности в наднациональную. Основным механизмом принятия внешнеполитических решений в ЕС по-прежнему остаются межправительственные консультации, которые отражают все разнообразие национальных интересов и решения на которых принимаются не большинством, а единогласно (и даже когда есть возможность применить правило квалифицированного большинства, решение все равно может быть опротестовано мотивированной позицией одной страны).
Наконец, если ЕС и сможет перейти к более согласованной и последовательной внешней политике, это не означает, что она будут иметь четкие приоритеты и подходы - она неизбежно будет страдать от разности стратегических культур и геополитических интересов. Г. Киссинджер, когда спрашивал, «по какому номеру мне звонить в Европу», ожидал услышать вероятного партнера по переговорам, а не риторические ответы секретарши. Поэтому, чтобы стать глобальным игроком, недостаточно иметь один телефонный номер – нужно, чтобы по нему мог ответить голос, с которым можно будет оперативно решить актуальный вопрос.
Обобщая, следует заметить, что Лиссабонский договор не удовлетворил ни тех, кто хочет видеть ЕС в качестве мировой державы («силовики»), ни тех, кто смотрит на Евросоюз как на «мягкую силу» («гуманисты»). Последний пример противоречивой субъектности ЕС – неопределенная и запоздалая (в сравнении, например, с США) реакция на революционные события в арабском мире. «Силовики» сразу обвинили Европу в нерешительности и излишней осторожности. Поэтому президент Франции Н. Саркози в одностороннем порядке принял решение о признании ливийских мятежников в качестве законных представителей Ливии, что первоначально вызвало серьезное смятение в Брюсселе. «Гуманисты» в свою очередь были неудовлетворенны тем, что в политических сигналах стран ЕС государствам Северной Африки была заметна озабоченность не столько демократичностью происходящего и правами человека, сколько дестабилизацией региона. Еще болезненнее они восприняли встречу председателя Еврокомиссии Ж. М. Баррозу с авторитарным президентом Узбекистана И. Каримовым и подписание Меморандума о сотрудничестве между сторонами.
Таким образом, можно констатировать, что внешней политике ЕС не достает единства и последовательности, а когда все же удается согласовать позиции, основой чаще всего становятся интересы в области энергетики и безопасности, а не демократические ценности и защита прав человека, что должно являться главным приоритетом ЕС как «мягкой силы».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+