Немного не доезжая до одного из столичных аэропортов, около Международного шоссе, стоит новое офисное здание. Построено оно по последней моде: из стекла и бетона. На первый взгляд ничего особенного – очередное «пристанище» для офисного планктона. Удивляет только место расположения – не центр города, а окраина деревни ,близ аэроузла. Но все это только первое впечатление. На самом деле здесь находится кузница будущих отечественных летчиков, которую построила авиакомпания «Аэрофлот».
- Мы создаем эту школу не только для себя, - говорит генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев, - С 2013 года планируется начать готовить летные экипажи для других авиакомпаний России. Потребность в пилотах постоянно растет. В целом отрасли не хватает порядка 800 пилотов ежегодно. К 2015 году, если ничего не изменится, дефицит достигнет 1000 пилотов в год.
Приниматься в школу будут лица не старше 35 лет, имеющие высшее авиационно-техническое или техническое образование. Полный курс обучения будет состоять из двух этапов. Первый – учеба в течение 1,5 лет в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Второй – обучение в течение 6 месяцев в Авиационной школе «Аэрофлота». Выпускники получат удостоверения коммерческого пилота. Курс обучения будет платным. Примерная стоимость – 27 тысяч долларов. С курсантом в самом начале заключают контракт, согласно документу, после выпуска он будет возвращать долг в течение следующих пяти лет, работая в авиакомпании. Из каждой зарплаты будут вычитать определенную сумму.
- В первую очередь планируем обучать пилотов на самолеты Airbus А320, в нашей компании таких машин порядка 70, - говорит г-н Савельев, - В дальнейшем курсанты будут учиться летать и на других самолетах, включая Sukhoi SuperJet-100.
Новая авиационная школа занимает весь верхний этаж офисного здания. Как в любом уважающем себя образовательном учреждении, все поделено на учебные классы. Только вместо грифельных досок и классических парт ученики постигают азы на различного рода тренажерах.
…Заходим наугад в одну из комнат. Одна стена заставлена разными компьютерными мониторами. Главного поначалу не замечаешь. Если пройти в небольшой проем в стене класса, оказываешься в… настоящей кабине самолета. Ну, или почти настоящей. Два ученика сидят за штурвалами, посередине – инструктор. За окнами самолета тянутся облака, земля проплывает где-то снизу. Неотличимые от настоящих приборы на панели кабины что-то регистрируют и показывают.
Если взглянуть на тренажер сбоку, со специальной «смотровой площадки», становится видно, что ученики сидят в небольшой копии кабины. Перед стеклами установлен полукруглый экран (вроде тех, что в кинотеатре), на котором отображается все, находящееся «за бортом».
- Здесь отрабатывается взаимодействие двух пилотов в процессе полета и управления самолета, - говорит заслуженный пилот России, директор Авиационной школы «Аэрофлота» Станислав Тульский, - Это достаточно компактный тренажер, у него неплохая визуализация и компьютерное оборудование. Мы используем его уже порядка трех лет, раньше он стоял в другом месте. Летчикам после занятий на этом тренажере проще осваивать более сложные самолеты. Получается, это как бы первый этап.
…Идем по школе дальше. В другом классе натыкаемся уже не на пилотскую кабину, а на копию пассажирского салона. Как нам рассказали, здесь учатся бортпроводники. Отметим, что навыки спасения отрабатываются в другом месте, там, где есть бассейн, спасательные плоты и трапы. В Авиационной школе бортпроводники осваивают премудрости сервиса. Как правильно подать еду, положить газету или убирать салон. Работники с гордостью отмечают, что это чуть ли не единственное место в мире, где для подобных занятий организован отдельный класс.
В соседнем помещении находим еще один тренажер для пилотов. Этот выглядит значительно проще по сравнению с виденным ранее. На стене установлены плоские экраны, чувствительные к прикасанию. Они имитируют приборную панель. На настоящих пилотских креслах перед ними сидят ученики и под руководством инструктора изучают назначение тех или иных датчиков. Приборы имитируют настоящий полет. Механический голос по-английски называет высоту. Судя по комментариям работников, изучают посадку.
- Здесь можно хорошо отработать навыки работы с навигационной системой, - говорит г-н Тульский, - Обучение проходит по специальным упражнениям. Курс на этом тренажере предусматривает 9 сессий, каждая по 4 часа. Это почти половина программы переучивания на новый самолет Airbus.
Самое приятное во всей школе – то, что она целиком создана отечественными специалистами. По словам работников, российские пилоты начали тренироваться в зарубежных центрах аж с 1991 года. Почти за 20 лет летчики посетили порядка 10 различных западных авиационных школ. Опыт набрали немалый. Все это позволяет обходиться нам без чьих-либо консультаций извне. Тренажеры, конечно, делаются «за бугром», но это больше вопрос к отечественной промышленности, а не к летным кадрам.
- Когда к нам приехали представители компании Airbus, - рассказывает Станислав Тульский, - они были заметно удивлены нашим успехом и хвалили школу.
После 2,5-месячного курса подготовки в новой авиационной школе пилоты перебазируются в другое здание, где заканчивают обучение уже на полных пилотажных тренажерах. Тех, которые досконально копируют самолет и процесс полета.
Примерно через 3-4 месяца начнется подготовка пилотов для самолета Sukhoi SuperJet. Пока все нужные тренажеры еще на заводе, будущие инструкторы осваивают новую машину напрямую, то есть летают на настоящем самолете каждый день.
Особое внимание в школе уделяется безопасности. Все, наверное, помнят, что террористы, захватившие в США самолеты 11 сентября 2001 года, тоже когда-то учились в американском авиационном центре. Абитуриенты перед началом обучения проходят серьезную проверку. Вообще, к будущим летчикам предъявляются немалые требования. Кроме здоровья и подходящего возраста от них требуется английский язык на очень хорошем уровне. Зарубежных самолетов у нас немало. Да и на «Сухом» заграничных комплектующих множество, не говоря уж о тренажерах. Так что иностранным языком пилот начинает пользоваться уже в начале обучения.
Пока подобная школа в нашей стране одна. Но авиаперевозчикам требуется все больше и больше сотрудников. Не исключено, что в обозримом будущем появятся и другие аналогичные образовательные учреждения. Кто знает, может быть, лет через десять в нашей стране начнут обучаться пилоты гражданской авиации из других стран. Не все же нам учить индусов летать на российских МИГах.