Арабская нация распрощалась с первым десятилетием века нынешнего. Его, возможно, сочтут одним из самых тяжелых в новейшей истории региона. И по праву. В нем арабы не обрели ничего, кроме острых неразрешимых проблем. Теряли государства, лишались лидерства в исламском мире, гибли сотнями тысяч в войнах, пускались в бега из насиженных мест, спасая жизни, физически истреблялись.
Грядущая декада не сулит ничего хорошего. Ведущие экономисты предрекают проблемы с продуктами питания, истощение водных ресурсов, войны за их передел с региональными и внерегиональными государствами. «Заборщиками» воды, как научно называют ее потребителей, поселившихся по берегам великих рек. Зловещий призрак голода и жажды вступает в наши пределы. А чего же нам следовало ожидать, на что рассчитывать, если прошлое благополучно перекочевало вслед за нами в новое время? Да с еще более обострившимися противоречиями. В чем нас убеждают первые недели и месяцы 2011 года. Все те же бедность подавляющего большинства наших соотечественников, неустроенность, обездоленность, оккупации, войны, конфликты из-за дележа власти и источников сырья. Вспомним «хлебные кризисы», вспомним, как властям приходилось дотировать не только муку, но и многие продукты жизненной необходимости. И миллионы бедняков грезили о скромном, «без претензий», жилище, о достойном применении трудовым своим рукам — все осталось за гранью сновидений в летнюю сушь.
Когда регион окончательно перешел на рыночные принципы ведения хозяйства, возникла проблема налогообложения беднейших слоев населения, которые в переходный период были достаточно защищены экономически. В богатых же странах рынок смел многое из того, что было накоплено людьми, поскольку обесценивание денежных средств — один из столпов, подпирающих рыночные отношения. И эти болевые вопросы придется решать в нынешнем времени. Они никуда не исчезли.
Известный в арабском мире экономист Халед Абу Исмаил не скрывает опасений по поводу грядущей нехватки продуктов питания, которая, как он считает, будет граничить с голодом. И достаточно скептически относится к региональной продовольственной программе ООН «Задачи тысячелетия», рассчитанной до 2015 года и предусматривающей значительное сокращение, почти наполовину, количества людей, живущих за чертой бедности, улучшение жилищных условий и расширение сети образовательных учреждений для женщин.
По мнению Халеда Исмаила, в новом десятилетии для бедняков более острой, чем безденежье, станет проблема дороговизны топлива и продуктов питания, цены на которые стремительно возрастут. Этого требует рынок, иначе не выжить никому. С дензнаками единая монетарная система обещает помочь, коль скоро многие арабские страны вступили в нее. А вот топливо... Ученый убежден, что в большинстве стран, где взлетают цены на «важный энергоресурс», появляется многочисленный класс неимущих, людей с крайне ограниченными доходами, бедняков. Сколько бы мы ни говорили о прогрессе в сфере нетрадиционных видов энергии, нефть и нефтепродукты будут и впредь определять экономическую состоятельность государств. В этом смысле Арабскому Востоку не повезло. Хоть и сказано, что Всевышний поселил мусульман там, где в недрах богатейшие запасы нефти, однако топливные месторождения в масштабах региона распределены — природой ли, провидением ли — по принципу: где густо, а где и пусто. А там, где пусто, бал правит удручающая нищета. А богатые единоверцы делиться с ближним, к чему призывают заповеди и писания, не торопятся.
Демография по-прежнему останется определяющим фактором развития или застоя таких государств, в которых чрезмерно плотная заселенность и крайняя скудость природных ресурсов. Египет, где растет народонаселение и скученно заселяется долина Нила, в их числе. В этом же списке Йемен, Ливан. В Йемене острее, чем во многих, так сказать, «засушливых» государствах, стоит проблема воды. Истощаются действующие артезианские скважины. Естественных водоемов и источников пресной воды нет. Дождевых потоков, которые раз в год, в июле, скатываются с гор и несутся к океану, хватает лишь на один культивационный период. И то если влагу успеют перехватить и направить в резервуары, отрытые еще при царице Савской. Обострятся также конфликты вокруг распределения ресурсов Нила между Египтом, Эфиопией и Суданом, Тигра и Евфрата между Турцией и Ираком, реки Иордан между Иорданией и Израилем.
Государства региона будут следовать директивам международных организаций в обязательном порядке с тем, чтобы проводить процесс освобождения собственных экономик из командно-административных тисков и развивать частный сектор. Политика либерализации цен, распределения денежных потоков, снятия таможенных барьеров будут в ведении Международного валютного фонда и Всемирного банка. Но это вряд ли отдалит перспективу «недоедания и жажды». Враждебная природа и консервативные режимы, не соответствующие моделям третьего тысячелетия, шансов не оставляют. Дефицит платежного баланса не исправит даже благое предсказание, что дивиденды от добычи золота возрастут на миллиард долларов. И уровень безработицы не снизится. А растущие цены, по убеждению экономических наблюдателей, наверняка спровоцируют многочисленные «бедняцкие бунты». Ведь зарплата работников многих профессий не превышает 15-17 долларов в месяц.
Ничего утешительного на грядущее десятилетие. Стоит, однако, внести уточнение в мрачное предсказание, вынесенное в название статьи: голод, жажда и «бедняцкие бунты».
Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|