Киев, похоже, смирился с неизбежным, вооружившись старой формулой о спасении утопающих. Поскольку в ближайшее время вступление Украины в НАТО невозможно, страна должна укреплять обороноспособность собственными силами, заявил министр обороны Юрий Ехануров.
Альтернативы нет: "половина страны выступает против вступления в НАТО, вторая часть – против участия в системах на Востоке, таких как Организация договора по коллективной безопасности. Поэтому повышение собственной обороноспособности является разумным компромиссом", а гарантии безопасности страны "в таких условиях" может дать только сильная собственная армия, цитирует министра информационное агентство ЛIГАБiзнесIнформ.
Следует отметить, что экономические предпосылки для подобных амбиций на данный момент полностью отсутствуют. Не далее как в минувшую пятницу в Кракове Ехануров жаловался североатлантическим коллегам на безденежье, отмечая, что из-за критического бюджетного недофинансирования Минобороны Украины будет вынуждено существенно ограничить в 2009 г. проведение военных учений, полетов авиации и т.п. (Кстати, как заявил ранее главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал Сергей Кириченко, по причине ограниченного финансирования из запланированных на этот год 23 международных учений состоятся лишь десять).
Еще министр вынужден был признать, что идея ускоренной профессионализации Вооруженных сил Украины до конца 2010 г., как в свое время планировало украинское Минобороны, оказалась несбыточной мечтой.
С учетом скудных финансовых возможностей ведомство Еханурова обещает позаботиться разве что о "предотвращении развития в Вооруженных силах Украины деструктивных процессов", "поддержании технической готовности вооружения и военной техники с учетом их способности к восстановлению боеспособности после преодоления кризисных явлений в экономике", а также о "безусловном выполнении задач по охране воздушного пространства Украины и важнейших объектов его инфраструктуры".
Перечень таких же малозатратных, но крайне эффективных, с точки зрения Еханурова, мероприятий на этом не исчерпывается: пользуясь благоприятным шансом, военнослужащие смогут повысить на досуге свой культурный уровень. "Вынужденное ограничение в организации полевой подготовки будет использоваться для повышения общего теоретического уровня военнослужащих, повышения ими уровня владения иностранными языками", – пообещал министр.
Ранее он же сетовал на то, что на потребности армии в бюджете-2009 предусмотрено лишь 0,85% ВВП при необходимых 2% (да и эти деньги вовремя не выделяются). Если в госбюджете на финансирование Вооруженных сил заложено меньше 1% ВВП, он является "бюджетом развала", констатировал глава оборонного ведомства.
Развивая тему нищеты украинской армии, директор департамента разработок и закупок вооружений Минобороны Украины Владимир Грек ранее заявил в интервью газете "Комментарии" о том, что и в будущем году шиковать не придется. На закупку вооружений в госбюджете предусмотрено только 125 млн грн (около $16,2 млн), чего хватит "только на покупку четырех танков". Впрочем, как ни странно, в 2008 г. удалось сохранить положительную динамику предыдущих лет: "финансирование закупок и разработки вооружений были намного лучше, чем в предыдущие годы". Однако в конце 2008 г. "значительная часть финансового ресурса была сокращена", отметил Грек.
В 2009 г. ведомство планировало получить 3,155 млрд грн на разработку и покупку вооружения, "а вот что мы получили". В бюджете "нам предусмотрели всего 1 миллиард 462 миллионов гривен. Из них на разработку – 241 миллион гривен вместо 844 миллионов, на закупку – 1,22 миллиарда гривен вместо 2,31 миллиарда. А дальше – маленькая оговорка, которая вообще блокирует весь процесс разработки и закупок вооружения Министерством обороны. Всего по общему фонду на следующий год выделяется 164 миллиона гривен!.. Из них на разработку – 39 миллионов и на закупку – 125 миллионов", – рассказал представитель Министерства обороны. И признался, что "с ужасом думает о возвращении в 2000 - 2002 годы, когда предприятия страны массово подавали в суд на Минобороны за несвоевременную оплату выполненных работ".
Для выполнения обязательств перед исполнителями по приоритетным проектам МО претендовало на средства Стабфонда (предполагалось, что запрашиваемые 960 млн грн пойдут на перевооружение армии – создание корвета, многофункционального комплекса, модернизацию вертолетов Ми-24 и завершение разработки самолета Ан-70). Однако механизм выделения бюджетных денег пока не ясен.
В свою очередь, директор департамента утилизации компонентов жидкого ракетного топлива, ракет и боеприпасов Минобороны Украины Анатолий Сосновский жаловался на то, что из-за недостаточного финансирования нужд военных резервуары для хранения ракетного топлива изношены на 95%.
В связи с нищетой украинскому Минобороны также пришлось отказаться от покупки (якобы для борьбы с пиратами) подержанных американских боевых кораблей. Ранее эта идея казалось украинцам крайне заманчивой. Помощник Еханурова, контр-адмирал Сергей Близнюк настаивал на том, что "есть смысл купить корабль, на котором уже установлена современная техника, и начать обучение личного состава по применению вооружения натовских образцов", так как "создание нового корвета своими силами в связи с постоянным недофинансированием Вооруженных сил Украины уже сорвано", а замена корабельного состава, "возраст которого составляет от 10 до 30 лет и больше, не осуществляется".
Однако позднее посол США Уильям Тейлор отметил, что переговоры по покупке корабля приостановлены "из-за отсутствия у Минобороны Украины средств на содержание и переоборудование американской военной техники": поддержание военных кораблей США, а также оборудование их соответствующим образом, по словам Тейлора, стоит "очень дорого", а бюджет украинского Минобороны не настолько большой, чтобы эксплуатировать корабли во время кризиса. (Кстати, стоимость списанного американского корабля составляет $50 млн - $60 млн, а новый бы обошелся Украине примерно в $400 миллионов). В результате дипломат посоветовал украинскому МО "самому решать, как распорядиться очень ограниченным бюджетом", но усомнился в том, что "эти разговоры завершатся каким-то конкретным решением".
Впрочем, ясность в этот вопрос внесла Юлия Тимошенко. Комментируя жалобы Еханурова на недостаток финансирования, премьер отметила: все, что касается Минобороны, финансируется в полном объеме и вовремя, причем "бюджет у нас намного больше, нежели в предыдущие годы". При этом Тимошенко обратила внимание на несколько странных историй. В частности, ее смутил факт выплаты выходного пособия одному из военнослужащих, который увольнялся в запас, в размере 0,5 млн грн (примерно $65 тысяч). Подобных ситуаций, по утверждениям премьера, в Минобороны "очень много", что дает основания говорить о неэффективном расходе бюджетных денег ведомством Еханурова. "Если такой маленький бюджет и министр обороны постоянно о таком маленьком бюджете говорит, то как происходят в Минобороны такие факты? Как?" – недоумевает премьер.
В этом контексте угрозы Еханурова превратить украинскую армию в оплот безопасности страны пока представляются несколько преувеличенными. Впрочем, в том, что на "дядю Сэма" лучше не рассчитывать, министр совершенно прав. Американцы продолжают обещать, что новая администрация США не отойдет от определенного НАТО курса евроатлантической интеграции Украины (эта мысль прозвучала и в Кракове со стороны руководителя военного ведомства США Роберта Гейтса), однако украинская власть "должна сама определить пути своего дальнейшего продвижения в Альянс".
Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер также выразил Украине всецелую поддержку на пути евроатлантической интеграции, но деньги на нужды собственной обороны посоветовал искать самостоятельно. Кстати, та же рекомендация прозвучала с его стороны и в части "альтернативного ПДЧ" – первого годового плана реформ для Украины (который, как ожидали в Киеве, им преподнесут в качестве гуманитарной помощи в уже готовом виде).
Этот план "пока не готов", а все, что может сделать НАТО в данных условиях, – это "простимулировать украинскую власть продолжить его подготовку", отметил де Хооп Схеффер.
Постоянный адрес статьи
Рейтинг публикации:
|