Эксперт МГИМО: Лилия Ревенко
25.11.10
Нынешней осенью (2010 год), особенно в первой декаде ноября, в ЕС одной из самых острых тем, касающихся регулирования рынков, явилось обсуждение проблем изменения подходов группировки к производству и обороту продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО).
С момента своего формирования рынок пищевых продуктов, содержащих ГМО, является ареной жесткого противостояния субъектов на основе конфликта интересов. При этом сферы формирования интересов (коммерческие, экологические, мировоззренческие, медицинские) и круг субъектов, вовлеченных в противоречия (компании-производители, потребители, научные структуры, регулирующие органы), весьма обширны.
ЕС является одним из двух центров формирования политики регулирования мирового рынка ГМ продуктов. Однако внутри самой интеграционной группировки нынешней осенью явно обострилась тенденция к децентрализации.
Основным документом, регулирующим производство и оборот ГМО в Европейском союзе, является Regulation (ЕС) 1829/2003. Документ учитывает положения Картахенского протокола по биологической безопасности 2000 г., а также нормы и правила ВТО. Он предусматривает принятие решений по допуску ГМО на рынок на уровне всей интеграционной группировки. При этом продовольственные проблемы и вопросы защиты окружающей среды находятся в совместной компетенции ЕС и входящих в него стран. Такое положение дало основание для пересмотра подходов к регулированию по инициативе стран, население которых настроено негативно по отношению к ГМО.
Изменение вектора развития процесса регулирования ГМО в ЕС возникло не внезапно. К 2010 г. накопленные разногласия между странами по данному вопросу особо остро проявились в контексте необходимости пересмотра Общей сельскохозяйственной политики ЕС из-за противоречия ее отдельных положений Лиссабонскому договору.
Кроме того, деятельность международных и национальных неправительственных организаций (НПО), включая объединения потребителей, направленная на пересмотр подходов к регулированию, стала столь активной и охватила столь широкие круги населения, что игнорировать ее стало невозможным. Так, в сентябре 2010 г. в Брюсселе состоялась 6-я конференция международной НПО "Свободная от ГМО Европа", которая объединяет представителей регионов, провозгласивших на муниципальном уровне неприятие продуктов, содержащих ГМО. Одной из целей конференции было донести требование входящих в НПО региональных образований не допустить ГМО на свои территории до руководящих органов ЕС в период принятия решений по соответствующим вопросам Давление "снизу" усилило активность Еврокомиссии и других структур ЕС.
Еще в декабре 2008 г. Еврокомиссия представила Совету по окружающей среде проект директивы, предусматривающей перенос на национальный уровень принятие решений о допуске ГМО на их территории, однако документ был признан недостаточно подготовленным и отправлен на доработку. В этот же период Совет принял документ, предусматривающий необходимость научной проработки Европейским агентством по продовольственной безопасности (EFSA) экологических, санитарных, социальных и экономических проблем, возникающих на современном этапе при выращивании культур, содержащих ГМО.
В начале ноября 2010 г. в ЕС была опубликована информация о разработанных новых методах оценки присутствия ГМО в продовольственных и непродовольственных продуктах. Объединенный исследовательский центр ЕС представил список из 79 методов анализа ГМО, которые соответствуют международным стандартам. Этот список фактически представляет собой техническое пособие, содержащее набор методов по определению наличия ГМО. Документ разработан Лабораторией ЕС по определению генетически модифицированных продуктов и кормов (EU-RL GMFF) и Европейской сетью лабораторий ГМО (ENGL). Данный материал может быть использован станами ЕС для организации официального контроля за оборотом ГМО.
Практически одновременно были опубликованы данные седьмого с начала девяностых годов социологического исследования службы Евробарометр (Eurobarometer). Это исследование является частью проекта "Чувствительные технологии и европейская общественная этика" (STEPE), осуществляемого в разделе "Наука в обществе" Седьмой рамочной программы исследований и технологического развития (FP7). Из обзора следует, что, если в целом европейцы высказывают оптимизм по поводу биотехнологий, то применительно к их использованию в продовольственном секторе большинство высказываются негативно. Подчеркивается также желание европейцев получать информацию о всех формах модификаций продукта, а также их стремление к участию в выработке мер регулирования по ГМО.
В июле 2010 г. Еврокомиссия представила доработанный вариант проекта директивы в Совет по окружающей среде, который обсуждался в октябре и снова вызвал противоречивую реакцию стран-участниц.
Возможность и необходимость внесения поправок в существующее законодательство по вопросам оборота ГМО внутри группировки обсуждалась также в сентябре 2010 г. в Совете ЕС. Инициировала обсуждение данного вопроса группа из 12 стран при лидерстве Венгрии и активной жесткой позиции Австрии и новых членов ЕС из Балтийского региона.
Суть предлагаемых изменений в общем виде сводится к усилению роли национального регулирования оборота ГМО. Государствам на национальном уровне, по предложению инициаторов поправок, должно быть предоставлено право самостоятельного принятия решений о выращивании отдельных ГМ культур на всей территории страны или на ее части. Причем должен быть установлен приоритет национального законодательства над законодательством ЕС. Кроме того, страны должны иметь право создавать свободные от производства и оборота ГМО зоны, определяя необходимость их создания на основе социальных и морально-этических норм и воззрений. В настоящее время подобные решения являются прерогативой Совета ЕС.
Противниками внесения подобных изменений в законодательство ЕС являются четыре страны, составляющие блокирующее меньшинство, — Германия, Испания, Италия, Франция. Они достаточно жестко настаивают на том, что подобного рода поправки в общеевропейское законодательство могут привести к дезинтеграции общего внутреннего рынка (по словам министра сельского хозяйства Франции это может быть началом более общей тенденции — к "ренационализации" общей сельскохозяйственной политики ЕС).
Оппоненты переноса на национальный уровень решений о производстве и торговле ГМО аргументируют свою позицию необходимостью следования нормам ГАТТ/ВТО. Кроме того, высказывается мнение, что отсутствие единых правил для ЕС приведет к неизбежной потере контроля и "ползучему" проникновению ГМО на европейский рынок. Юридическое подразделение Совета ЕС в своем заключении отметило несоответствие пересмотра политики регулирования по морально-этическим соображениям положениям ГАТТ, т. к. страны, не желающие допускать на свои рынки продовольственные товары, содержащие ГМО по этим мотивам, тем не менее, используют корма для животных с содержанием ГМ компонентов.
Принятие новых правил некоторые эксперты сравнивают с "ларцем Пандоры", открыв который страны ЕС начнут новый, еще более острый, этап бесконечных внутренних споров и ослабят свои позиции на мировом рынке продовольствия. Однако при всей справедливости данных утверждений нельзя не признать, что существующее положение в сфере регулирования рынка ГМО в ЕС не отвечает интересам многих его участников и будет претерпевать изменения. Степень остроты таких изменений будет зависеть как от внешних, так и от внутренних факторов.
США больно ударят по интересам ЕС за отказ от генетически модифицированных организмов (весна 2009 года)
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО SECTION 01 OF 02 PARIS 004723
SIPDIS
USTR FOR SUSAN SCHWAB
DEPARTMENT FOR E – REUBEN JEFFERY AND EB – DAN SULLIVAN
FROM AMBASSADOR STAPLETON
SIPDIS
E.O. 12958: DECL: 12/14/2017
МЕТКИ: ECON ETRD EAGR PGOV SENV FR
ТЕМА: ФРАНЦИЯ И ДЕЛО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ
ССЫЛКИ: A)PARIS 5364, B)PARIS 4255, C)PARIS 4170, D)PARIS 3970, E)PARIS
3967, F)PARIS 3853, G)PARIS 3429, H)PARIS 3399, I)PARIS 3429
Засекречено послом Крэгом Стэплтоном согласно 1.4 (b), (d) и (e).
1. (C) Аннотация: дипломатическое представительство в Париже рекомендует правительству США усилить нашу позицию в переговорах с ЕС по вопросу сельскохозяйственной биотехнологии, издав список ответных мер по истечении продления "Разумного Периода Времени". По нашему мнению, Европа движется назад, а не вперёд в данном вопросе, а Франция играет здесь ведущую роль наряду с Австрией, Италией и даже Комиссией. Результаты дебатов по окружающей среде "Grenelle" проводятся в жизнь с целью обойти научные решения в пользу "общего интереса". В сочетании с принципом предосторожности это становится прецедентом, влекущим за собой последствия, идущие намного дальше, чем выращивание кукурузы MON-810 BT. Переход к ответным мерам ясно даст понять, что избранный в настоящее время путь будет многого стоить интересам ЕС, и сможет укрепить европейские мнения, поддерживающие биотехнологию. К тому же, стороны, выступающие за биотехнологию во Франции, включая тех, кто состоит в союзе фермеров, сказали нам, что ответные меры являются единственным путём для сдвижение с места этого вопроса во Франции. Конец аннотации.
2. (C) Это не только двусторонняя обеспокоенность. Франция будет играть ведущую роль в возобновлённом европейском обсуждении принятия с/х биотехнологии и в подходе к более общему регламентированию окружающей среды. Как ожидается, Франция будет осуществлять руководство по этому вопросу среди стран-членов ЕС во время председательствования Словении, начинающемся в январе, а затем во время своего председательствования во второй половине года. Наши контактные лица ясно дали понять, что они будут пытаться распространить государственную политику Франции на уровне ЕС и что они полагают, что находятся в авангарде европейского общественного мнения относительно отказа от генетически модифицированных организмов. Они отметили, что страны-члены были не расположены поддержать Комиссию в санкционировании незаконного государственного запрета Австрии. Правительство Франции рассматривает пересмотр через 10 лет санкционирования Комиссией MON 810 как ключевую возможность, а критический анализ Европейской организации по безопасности продуктов о принятии во внимание общественных предпочтений в качестве другой возможности.
3. (C) Одним из ключевых результатов процесса "Grenelle" стало решение о приостановлении выращивания кукурузы MON 810 во Франции. Это нанесло такой же ущерб, как и очевидная повторная приверженность "принципу предосторожности". Саркози открыто отклонил рекомендацию Комиссии Аттали (для проверки конкурентоспособности Франции) отойти от данного принципа, принятого в качестве поправки в Конституцию Франции Шираком.
4. (C) Новая "Верховная инстанция" Франции по с/х биотехнологии создана для отката назад сложившегося процесса принятия решений, основанного на научных данных. Недавно созданная инстанция разделена на две коллегии: научную коллегию и вторую группу, включающую гражданское общество и общественных учёных для оценки "общего интереса" во Франции. Первой задачей инстанции является проверка MON 810. В то же время, однако, проект закона о биотехнологии, представленный Национальной Ассамблее и Сенату для срочного рассмотрения, мог бы сделать любые биотехнологические посевы невозможными в практическом смысле. Этот закон определил бы фермеров и компании по продаже семян ответственными перед законом за распространение пыльцы, а также он делает возможными чрезмерно дальние расстояния засевания. Издание реестра выращиваемых генетически модифицированных организмов на уровне рассылки может быть самой важной мерой, учитывая стремление активистов к уничтожению посевов генетически модифицированных организмов на полях.
5. (C) Правительство Франции и Комиссия предположили, что их соответствующие действия не должны нас тревожить, поскольку они касаются только выращивания, а не запрета на импорт. Мы рассматриваем запрет на выращивание как первый шаг, по крайне мере со стороны противников генетически модифицированных организмов, следующим шагом которых станет запрет или ограничение импорта. (Главный помощник министра окружающей среды сказала нам, что люди имеют право не покупать мясо, полученное от скота, выращенного на биотехнологическом корме, хотя она и признала, что научная база для определения разницы кормов в полученном мясе отсутствует). Более того, мы не должны уступать в вопросе выращивания ввиду нашего значительного бизнеса по посевным семенам в Европе и того, что фермеры, раз приобретя биотехнологические семена, становятся нашими решительными сторонниками.
6. Представительская группа США в Париже рекомендует, чтобы мы точно определили целевой список ответных мер, которые больно отзовутся по всей Европе, поскольку это коллективная ответственность, но и сфокусируются на самых злостных виновниках. Этот список должен быть взвешенным, а не злонамеренным, и устойчивым на длительный срок, поскольку быстрой победы мы не ожидаем.
7. (C) Президент Саркози отметил в своём обращении в Вашингтоне на совместном заседании Конгресса, что Франция и Соединённые Штаты являются "союзниками, но не стоят в одном строю". Наше сотрудничество с Францией по ряду вопросов должно продолжаться бок о бок с нашим взаимодействием с Францией и ЕС по вопросу с/х биотехнологии (и торговых задач следующего поколения, связанных с окружающей средой). Мы можем справиться и с тем, и с другим одновременно и не должны допустить, чтобы один ряд задач первостепенной важности отвлёк внимание от другого.
PARIS 00004723 002 OF 002
Stapleton
Оригинал
Испания – европейский оплот биотехнологического гиганта "Монсанто" (весна 2009 года)
UNCLAS SECTION 01 OF 02 MADRID 000482
SENSITIVE
SIPDIS
STATE FOR EUR/WE AND EEB/TPP/ABT/BTT
USDA FOR OSTA/LIZ JONES, OCRA/JOE KOWALSKI, OFSO/DAVE YOUNG
USEU for AGRMINCOUNS DEBRA HENKE
USEU ALSO FOR APHIS AGRMINCOUNS PETER FERNANDEZ
PARIS FOR AGRMINCOUNS ELIZABETH BERRY
BERLIN for AGRCOUNS BOBBY RICHEY
E.O. 12958: N/A
МЕТКИ: EAGR ECON TBIO SP
ТЕМА: БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОЖАЙ ИСПАНИИ ПОД УГРОЗОЙ
MADRID 00000482 001.2 OF 002
1. (U) Это запрос к действию. См. § 12.
АННОТАЦИЯ
2. (SBU) По сообщению промышленных источников, испанский урожай кукурузы MON810 находится под угрозой, исходящей от хорошо организованной кампании за запрет выращивания в Европе сортов генно-инженерных семян. Кампания набрала силу в последние месяцы в связи с запретом 14-го апреля в Германии выращивания MON810, последовавшего за голосованием в ЕС в поддержку сохранения запрета в Австрии и Венгрии. Проекты законов, угрожающих выращиванию MON810, недавно были представлены в региональные парламенты Страны Басков и Каталонии.
3. (SBU) В ответ на призыв к экстренной мере предосторожности для приостановления выращивания в Европе MON810, научное заключение Европейской организации по безопасности продуктов от 29-го октября 2008-го года не нашло никаких новых научных доказательств риска, связанного с посевами MON810. Отчёт Европейской организации по безопасности продуктов, однако, подвергается сомнению. Компания "Монсанто" настаивает, что движение против ГМО набрало силу вследствие соглашения де факто между правительством Франции и организациями Гринпис/Друзья Земли, в силу которого правительство Франции будет поддерживать движение против ГМО, а экологические активисты будут смотреть сквозь пальцы на инициативы Саркози по атомной энергии. Высокопоставленный чиновник министерства сельского хозяйства Испании выразил обеспокоенность, что Испания находится под увеличивающимся давлением со стороны ЕС. Обращения посольства возобновили поддержку позиции Испании по научной с/х биотехнологии со стороны правительства США, а также поддержку взаимодействия члена научного общества, не связанного с правительством США, с испанскими собеседниками. Конец аннотации.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4. (SBU) Испания стала первой страной ЕС, выращивающей генетически модифицированную кукурузу. Сейчас она выращивает примерно 75% от всего урожая кукурузы MON810 в Европе – почти 81000 гектаров. В ходе встречи 13-го мая с директором компании "Монсанто" по биотехнологии в Испании и Португалии, официальные представители посольства получили информацию о том, что Испания всё больше становится мишенью антибиотехнологических сил Европы и что выращивание кукурузы MON810 находится под серьёзной угрозой. Это мнение повторили сторонники с/х биотехнологии, которые видят в запрете на выращивание в Испании MON810 прогноз того, что "Если падёт Испания, за этим последует вся Европа".
5. (SBU) Антибиотехнологические активисты Европы набрали силу в течение последних недель. 14-го апреля Германия провозгласила запрет на выращивание MON810, последовавший за подобными запретами во Франции, Австрии, Венгрии, Греции и Люксембурге, несмотря на одобрение MON810 со стороны ЕС как безопасного для коммерческого использования. За этим последовало голосование 2-го марта по вопросу разрешения Австрии и Венгрии сохранить свои предварительные запреты на использование и продажу кукурузы MON810, в котором Испания присоединилась к Франции и другим странам-производителям кукурузы в ЕС. По информации министерских источников, это неожиданное голосование не означало изменения в позиции Испании в отношении биотехнологии, скорее, соображения технического порядка подтвердили поддержку предварительных запретов, откладывающих пополнение запасов кукурузы MON810 по всей Европе. Промышленные источники, однако, уверяют, что голосование Испании стало политическим жестом выражения благодарности президенту Саркози за его помощь в обеспечении присутствия президента Сапатеро на саммите большой "двадцатки" в ноябре 2008-го года в Вашингтоне.
6. (U) Правительство Испании традиционно оставалось решительным сторонником биотехнологической кукурузы ввиду высокого внутригосударственного спроса на кормовую кукурузу в животноводческом секторе. Испания занимает второе место по производству свинины в ЕС и первое место по импорту кукурузы. Посевы ГМ кукурузы в Испании достигали почти 81000 гектаров в 2008-ом году – приблизительно 30% от всего производства кормовой кукурузы в Испании. Выращивание кукурузы MON810 в основном сконцентрировано в Арагоне и Каталонии, где кукурузный мотылёк, против которого защищает MON810, является серьёзным вредителем. Производство комбикормов и животноводческий сектор поддерживают выращивание ГМ кукурузы. Внутри с/х сектора только союзы фермеров левого толка негативно относятся к ГМО.
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
7. (SBU) Силы, выступающие против ГМО, периодически пытаются создать поддержку для запрещения выращивания ГМО в Испании. По информации директора компании "Монсанто" по биотехнологии, две партии левого крыла недавно обсуждали представление такого проекта закона в парламент Испании. Член социалистической (правящей) партии Испании заверил, что его партия выступит против такого шага, но сообщил, что этот вопрос должен оставаться под наблюдением, учитывая неопределенное большинство в правительстве.
8. (U) К тому же, вызывающие беспокойство события произошли в нескольких из 17 автономных регионов Испании, которые под руководством Страны Басков и Каталонии продолжают добиваться бóльшей автономии от центрального правительства. В марте 2008-года Канарские острова были провозглашены свободными от ГМО. Поскольку на Канарских островах кукуруза выращивается лишь на 558 гектарах, это рассматривается как символический жест. Однако 5-го февраля 2009-го года в региональный парламент Каталонии была представлена инициатива объявить регион свободным от ГМО. Инициатива ещё не дошла до голосования, и её перспективы неясны. Такой поворот событий мог бы стать основанием для серьёзной озабоченности, поскольку Каталония является центром выращивания ГМ кукурузы. Недавно, 21-го апреля 2009-го года парламент Страны Басков принял жёсткий закон биотехнологического сосуществования, который, вероятно, заставит фермеров прекратить посев MON810 ввиду проблем с его строгим соблюдением. Испанская ассоциация биотехнологической промышленности заявит протест против закона Страны Басков.
9. (U) В феврале 2008-го года Франция уведомила ЕС об указе, приостанавливающем выращивание MON810, и затем применила экстренные меры предосторожности для предварительного запрещения выращивания MON810 на своей территории. В ответ группа научных экспертов Европейской организации по безопасности продуктов издала 29-го октября 2008-го года Научное Заключение. В своём отчёте группа дала оценку пакету документов, поддерживающих и обосновывающих французский пункт о предосторожности и длительность применяемой меры. Группа экспертов заключила, что касательно риска по отношению к здоровью человека или животного и по отношению к окружающей среде информация, предоставленная Францией, не содержала никаких новых научных доказательств, которые бы опровергли предыдущие оценки рисков по MON810. Заключение также констатировало, что применение пункта о предосторожности и экстренной меры были научно необоснованными. В настоящее время в ЕС проходит процесс возобновления выращивания MON810. Возобновление является законным основанием для отмены запрета по закону Франции. В рамках научного обзора, осуществлённого Европейской организацией по безопасности продуктов, власти Испании и эксперты завершили оценку экологических рисков по кукурузе MON810. По информации компании "Монсанто", научное заключение Европейской организации по безопасности продуктов подвергается сомнению. Правительство Франции разослало письма разным странам-членам, призывая их подписаться под требованием проведения углублённого исследования ходатайства о возобновлении MON810.
10. (SBU) Компания "Монсанто" уверяет, что движение против ГМО набрало силу вследствие соглашения де факто между правительством Франции и организациями Гринпис/Друзья Земли, в силу которого правительство Франции будет поддерживать движение за свободу от ГМО, если активисты будут смотреть сквозь пальцы на инициативы президента Саркози по атомной энергии. В Испании сельскохозяйственные фракции, выступающие против с/х биотехнологии, включают экологическую часть министерства окружающей среды, аграрных и морских дел, а также фермеров экологических хозяйств. Увеличивается количество потребителей, выражающих негативное отношение к генетически модифицированным продуктам. 18-го апреля газета "El Pais" провела опрос, должны ли быть запрещены ГМ продукты или нет. По прошествии одного месяца были получены следующие результаты: 85% проголосовали "Да, они могут быть опасными" и 15% – "Нет, они абсолютно безопасны".
11. (SBU) Помощник министра Хосеп Пуксеу обратился к поверенному в делах 22-го апреля вслед за голосованием в Стране Басков о сосуществовании и запрете Германии, чтобы выразить свою обеспокоенность растущим давлением, которое оказывается на правительство Испании с целью запрещения выращивания MON810. Пуксеу, который длительно время был сторонником с/х биотехнологии, сетовал на то, что это "самая сложная неделя в моей жизни". Он попросил, чтобы правительство США сохраняло давление на Брюссель, с тем чтобы за странами-членами оставался свободный выбор в части с/х биотехнологии, и попросил содействия правительства США в этих предпринимаемых Испанией усилиях. Помощник министра Пуксеу подвергается всё большей изоляции в вопросах биотехнологии в министерстве окружающей среды, аграрных и морских дел вследствие увеличивающегося влияния в министерстве должностных лиц, связанных с вопросами экологии, а также растущего влияния Франции на правительство Испании. Несмотря на то что министр окружающей среды, аграрных и морских дел Эспиноса открыто поддержала генную инженерию в сельском хозяйстве, её взгляды на этот вопрос в целом отражают взгляды администрации Сапатеро, которая недавно показала себя ненадёжной, когда дело коснулось голосования по вопросу интересов Франции, выступающих против ГМО.
12. (SBU) ЗАПРОС К ДЕЙСТВИЮ: В ответ на недавние экстренные запросы помощника министра Хосепа Пуксеу и компании "Монсанто" посольство запрашивает возобновление поддержки правительством США позиции Испании по научной с/х биотехнологии посредством вмешательства правительства США на высоком уровне для поддержки результатов, полученных Европейской организацией по безопасности продуктов. Посольство также просит поддержки правительства США во встрече члена научного общества, не относящегося к правительству США, с влиятельными испанскими собеседниками по данной проблеме и содействия в разработке плана действия с/х биотехнологии для Испании. Посольство также ждёт комментариев от других посольств в части кампании против ГМО.
DUNCAN
Оригинал
Экологи собрали миллион подписей против выращивания ГМО-культур в ЕС
Международные экологические организации Greenpeace и Avaaz в декабре 2010 года собрали миллион подписей под петицией к Еврокомиссии с требованием запретить выращивание в Евросоюзе генетически модифицированных организмов до проведения новых исследований о их влиянии на человеческий организм.
Петиция уже передана в Еврокомиссию, которая, со своей стороны, не намерена ее рассматривать в виду отсутствия процедуры применения так называемой "гражданской инициативы".
В соответствии с Лиссабонским договором, исполнительная власть ЕС обязана принять к рассмотрению требование представителей гражданского общества, если подписи под ним поставили не менее одного миллиона граждан ЕС. Законодательного оформления собственной инициативы в принципе может добиваться любой европеец.
В Европейском союзе в настоящее время разрешено выращивание только по одному виду модифицированного картофеля и кукурузы.
Прим.ред. ВиМ -- подробнее о политических и экономических аспектах повсеместного внедрения ГМО см. книгу Уильяма Энгдаля "Семена разрушения: тайная подоплека генетических манипуляций"