12 лет правления Уго Чавеса показали значительные перемены как внутри Венесуэлы, так и на международной арене
4 февраля Венесуэла будет отмечает один из самых молодых праздников в своей истории - День национального достоинства в память неудачной попытки "Боливарианского революционного движения-200" в 1992 г. во главе с Уго Чавесом совершить революцию против удушающей страну петли неолиберализма. Тогда это выступление закончилось поражением, однако, акт революционеров, несмотря на арест организаторов, получил поддержку у большей части населения и в 1998 г. Чавес был избран президентом Венесуэлы, а в декабре 2006 переизбран на второй срок.
2 февраля 2011 г. состоялось его публичное выступление в Каракасе, посвященное 12-летнему пребыванию в должности Президента. В нем он отметил, что "если (в 2012 г.) выиграют контрреволюционные силы, все, чего мы добились - рухнет, и мы этого не позволим". Уго Чавес также попросил прощения за свои ошибки, добавив, что его правительство работало "в соответствии с требованиями".
На данный момент, по оценкам латиноамериканского агенства GISXXI рейтинг Уго Чавеса составляет 55% (это те, кто полностью одобряет проведение реформ; 21,4% оценивают работу удовлетворительной, а 21,8 - плохой). Наиболее низким за последние три года он был в феврале 2010 г, упав до 37% (в тоже время уровень недовольных достиг 40%). Тогда это было связано с энергетическим кризисом, когда Правительство Венесуэлы приняло решение о введении ограничений, а затем четырехчасовых веерных отключений электричества на территории всей страны. Причиной являлась засуха - так как более 70% электроэнергии производится на гидроэлектростанции "Гури", то с падением уровня воды ее мощность значительно упала.
Оппозиция тогда заявила, что дефицит электроэнергии вызван неумелым руководством и отсутствием инвестиций. Как ни странно, такую же точку зрения разделяли и аналитики из США, чья страна, несмотря на зависимость от Венесуэльской нефти и других ресурсов, в силу двойных стандартов ее руководства, всячески пытается дискредитировать социалистическое руководство Венесуэлы, то обвиняя его в связях с колумбийскими повстанцами, то в слишком антилиберальных действиях. В прошлом году Вашингтон неоднократно пытался усугубить кризис в Венесуэле, в том числе с помощью своих сателлитов в Южной Америке. Кризис с Колумбией, произошедший в том же году, где США имеют самое большое количество своих военных баз в Латинской Америке, как отметил Президент Боливии Эво Моралес, крылся в "интересах, которые преследует империя (США), и в капитализме" в целом.
Нужно отметить, что демократическая оппозиция, противостоящая Чавесу, держится в основном за счет антиправительственной риторики. Внутри коалиции - самые разные партии, которые имеют противоположные идеологические взгляды. Учитывая финансовую прямую и косвенную поддержку Вашингтоном венесуэльской оппозиции, а также что подобные "неудобоваримые коктейли", связанные с цветными революциями уже появлялись в разных географических частях планеты и ни к чему конструктивному не приводили.
Между тем, именно либеральные меры, предложенные президентом-демократом Карлосом Андресом Пересом (социал-демократической партия "Демократическая акция"(AD), годы правления: 1989–1993) привели в свое время к бунтам среди населения. Волны погромов под названием Caracazo или Sacudón в феврале 1989 г. привели к гибели 500 человек по официальной версии и 3000 по неофициальной, в основном от рук полиции и военных.
Пытаясь решить проблемы, которые усугубили предыдущие правители, не удержав экономику Венесуэлы от падения (по мнению специалистов, это было во многом вызвано нефтяным кризисом 70-х гг.), Перес наступил на те же грабли, что и Россия, спустя несколько лет - принял программы Международного валютного фонда. Между демократией и социализмом он выбрал "демократию", которая и привела к огромному количеству человеческих жертв. Хотя и Россия знала нечто подобное. Первый демократический президент Борис Ельцин жестко подавил выступления народных масс, бросив танки и спецназ на парламент, и в результате получил больше полномочий, узурпировав народную власть.
Но на сегодняшний день есть все основания полагать, что руководство Венесуэлы сможет решить текущие пробемы. По линии энергетики подписаны договора с Россией, которая будет участвовать в строительстве атомных станций в Венесуэле. Кроме того, создан Российско-Венесуэльский банк для взаимных расчетов.
В регионе идет тесное сотрудничество с другими странами Латинской Америки – проекты по введению общей валюты сукре, ALBA и другие постепенно воплощаются в жизнь. Идет кооперация со странами Африки и Азии.
Безусловно, основным козырем Венесуэлы является нефть. По данным информагенства Prensa Latina со ссылкой на МИД Боливарианской Республики Венесуэла, национальная компания страны Petróleos de Venezuela (PDVSA) имеет на своей территории шесть заводов, а за ее пределами - 18 (в США, Германии, Великобритании, Швеции, на Кубе, Ямайке и Кюрасао). В среднесрочной перспективе, ожидается строительство еще 10 заводов на территории республики в штатах Баринас и Гуарико.
Кроме того, как было заявлено в середине января правительством Венесуэлы, эта страна обладает самыми крупными разведанными запасами нефти. При добыче трех с лишним миллионов баррелей нефти в день при нынешних темпах ее хватит на 200 лет.
В этой связи левая риторика против империализма, а основных потребителей нефти - США против Чавеса вполне понятна (тем не менее, все контракты даже с Вашингтоном - около 15% от всей импортируемой нефти - нынешним руководством Венесуэлы выполняются). Достаточно вспомнить, что нападение на Ирак было обосновано Вашингтоном попытками Саддама Хусейна произвести оружие массового поражения, которого впоследствии не обнаружилось. В итоге "миротворческая операция" США принесла в страну кровопролитие, голод и внутренние междоусобицы, сеть военных баз Пентагона удивительным образам совпадала с основными месторождениями нефти, а основными компаниями, ее добывающими, не менее удивительным образом стали транснациональные структуры типа Exxon Mobile.
Венесуэла еще с 1929 года является одним из основных производителей нефти, однако, эти ресурсы использовались промышленно развитыми странами не во благо ее народа. Только после 1998 г. доходы от этого бизнеса стали переориентироваться на нужды населения и сейчас перераспределяются в бюджеты сфер здравоохранения, образования и строительства жилья.
В этом отношении социализм Уго Чавеса достоин образца подражания. Единственное, что настораживает, это его интерес к троцкизму. Говоря о троцкизме как о "перманентной революции", необходимо помнить, что троцкисты не смогли одержать ни одной победы ни в одной революции. При этом техника энтризма позволила троцкистам занять ключевые посты в НАТО (бывший Генсек Североатлантического Альянса Хавьер Солана был троцкистом), Еврокомиссии в лице ее нынешнего президента Жозе Мануэль Баррозу, который теперь активно поддерживает трансатлантизм и других структурах.
Американские консерваторы также выросли на идеях троцкизма и именно они, заняв ключевые посты в администрации Буша инициировали войну против Ирака и Афганистана. Во всех случаях идейный троцкизм в реальности привел к капитализму, либерализму и агрессии. Будем надеяться, что в Венесуэле, как и в других странах Латинской Америке, в будущем будет процветать именно народоориентированный социализм, который станет образцом и для других держав. Не менее хочется надеяться, чтобы это произошло вместе со свержением мирового либерал-капитализма и слова Гегеля, выраженные им в лекциях по философии истории о том, что "в борьбе между Северной и Южной Америками обнаружится всемирно-историческое значение", стали реальностью.
Леонид Савин,
Главный редактор журнала "Геополитика" Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|