Помощь теперь они должны получать по месту жительства, где не всегда готовы их принять
В августе 2007 года у Елены М. диагностировали рак желудка. С декабря 2010 года врачи онкоцентра на Каширке назначили ей третий курс химиотерапии по выделенной квоте современными препаратами - болезнь начала отступать. И тут случилось непредвиденное. Врачи предупредили Елену, что с 1 февраля не смогут проводить ей дорогостоящее и эффективное лечение, потому как финансировать квоты на них онкоцентру государство не будет в связи с новым приказом от 31 декабря. “Мне сказали, что Каширке оставили всего три позиции, по которым можно получить квоту на лечение пациентов, — рассказывает Елена Витальевна. — Посоветовали лечиться по месту жительства, но районный онколог сказала, что тут можно получить только симптоматическое лечение. Что это обозначает, мне и моей семье предельно ясно”. В таком же положении оказалось множество онкобольных. Некоторые из них в панике собрались распродавать имущество, чтобы покупать фантастически дорогие препараты (например, у Елены лечение стоит более 200 тысяч рублей ежемесячно). Да и просто так в аптеках многие лекарства не продаются. Конечно, все можно купить в Интернете, но никто не может гарантировать их качества, а стало быть — и жизни тяжело больным людям.
Вот что рассказал обозревателю “МК” завотделением клинической фармакологии ГУ Российский онкологический центр им. Блохина РАМН профессор Сергей Тюляндин:
— Основной массе больных, страдающих раком легкого, желудка, груди и пр., по мнению Минздрава, дорогостоящую химиотерапию должны проводить по месту жительства. Мы в очень сложной ситуации и вынуждены отправлять наших больных лечиться туда, где не всегда готовы их принять — такое лечение часто районным онкоцентрам не по карману. Сейчас химиотерапия попадает в разряд специализированной медпомощи, а она финансируется через фонд ОМС. А у фонда ОМС средств на такие расходы просто нет! Возможно, эти больные чего-то и добьются, но на это потребуется много времени. Хотя формально Минздравсоцразвития вроде бы ничего и не поменяло: просто выступило с разъяснениями, что теперь химиотерапия по квотам положена таким больным лишь при проведении операций, остальное — по месту жительства.
Проблемы с квотами на ВМП не только на Каширке — по данным пациентов Российского научного центра рентгенорадиологии на “Калужской”, в этом году количество коек, отведенных для пациентов, получающих федеральные квоты на ВМП, сокращено на 30%. Где получать лечение современными химиопрепаратами, пациенты не знают. Аналогичная ситуация и в МОНИКИ.
Источники в онкоцентре сообщили нам следующее: “По идее, все это сделано для разгрузки федеральных центров — теоретически лекарство можно получить везде, и больным из других регионов незачем ехать в другие города. Не было задачи лишить больных помощи — была задача переместить их к месту жительства. А упаковки лекарств должны перемещаться за ними”.
Ситуацию прокомментировала помощник министра здравоохранения и социального развития Софья Малявина:
— Виды ВМП, которые оказываются гражданам РФ в 2011 году, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2010 года. Проведение курсов ХТ отнесено к специализированной медицинской помощи, и, таким образом, необходимое химиотерапевтическое лечение больным должно быть обеспечено в онкологических диспансерах по месту жительства пациента. Назначать ХТ должны врачи-химиотерапевты областного (краевого, республиканского) онкодиспансера на основе решения консилиума с участием врачей-специалистов. После выписки из онкодиспансера больной проходит лечение по месту жительства, где проводят динамическое наблюдение за онкологическими больными, получающими лекарственную противоопухолевую терапию. Если необходимого противоопухолевого лекарства нет, врачи первичных онкологических кабинетов (отделений) обращаются в орган управления здравоохранением субъекта РФ с заявкой на их закупку. В случае отсутствия возможности получения онкологическим больным назначенных противоопухолевых средств врач первичного онкологического кабинета (отделения) направляет онкологического больного в региональный онкодиспансер для подбора новой противоопухолевой терапии.
Комментарий председателя Лиги пациентов Александра Саверского:
— Согласно постановлению правительства №890, инвалиды I и II групп имеют право на все необходимые препараты. Если им отказывают, это нарушение их прав, и надо идти в суд. В прошлом году в России выиграно около 10 судов по вопросам лекарственного обеспечения.